Совет родителям, как дисциплинировать ребенка

Совет родителям «Дисциплинируем ребенка»

Диана Голиневич
Совет родителям «Дисциплинируем ребенка»

Дисциплинируем ребенка: советы родителям

Приучить ребенка к дисциплине не только в интересах родителей. Понимание границ также улучшает общее настроение ребенка и позволяет ему легче себя чувствовать во взаимодействии с другими людьми. Одна из самых больших проблем, с которой сталкиваются родители, заключается в том, как дисциплинировать ребенка так, чтобы он вырос счастливым и приспособленным к жизни человеком, который не только пользуется своими правами, но и выполняет обязанности. Дисциплинированный ребенок знает, что привилегии нужно заработать.

Чтобы понять, как привить ребенку дисциплину, родители прежде всего должны отделить само понятие «дисциплина» от негативных контекстов, связанных с ним. Дисциплина не означает наказание или лишение каких-то привилегий. Это понятие скорее связано с хорошим поведением, самоуважением, управлением своими эмоциями, уважением к другим и способностью справляться со стрессами.

Рассмотрим несколько советов, как родители могут дисциплинировать ребенка.

1. Сохраняйте спокойствие в ситуациях, когда ребенок проявляет непослушание. Помните, что в этой ситуации вы взрослый и, если вы повышаете голос или кричите на ребенка, то отказываетесь от своей власти и опускаетесь на один уровень с ребенком.

Также такое ваше поведение учит ребенка, что проявления гнева и потеря самоконтроля – вполне приемлемое поведение.

2. Дисциплинирование ребенка должно быть позитивным. Не стоит критиковать ребенка за то, что он сделал неправильно. Вместо этого скажите ему, что, если бы он поступил по-другому, это могло бы привести к лучшим последствиям. В следующий раз ребенок поступит по-другому.

Если ребенок не до конца сделал порученную ему работу, например, не убрал все вещи в своей комнате, вы можете сказать ему, что он хорошо собрал свои игрушки, но почему-то забыл заправить свою кровать. Его комната выглядела бы красивее, если бы он сделал уборку до конца.

3. Будьте последовательны. Это одно из основных правил в дисциплинировании ребенка. Если вы действуете непоследовательно, ребенок смущен такими противоречиями. Если сегодня вы разрешаете ребенку покататься на улице на велосипеде, завтра вы не должны запрещать ему это без особой причины. Наказывая сегодня ребенка за то, что он не выучил уроки, запрещая ему играть в компьютерные игры, в будущем вы не должны проявлять снисхождение в подобных случаях и позволять ему играть в игры.

4. Показывайте ребенку хороший пример. Желая, чтобы ребенок был вежливым с незнакомыми людьми или спрашивал разрешения, прежде чем брать чьи-то вещи, не проявляйте грубость по отношению к людям в его присутствии. Прививая ребенку привычки здорового питания, вы сами должны употреблять только здоровую пищу.

Если вы хотите, чтобы ребенок вел здоровый образ жизни и занимался спортом, вам следует не просто заставлять его кататься на велосипеде, а отправляться на велопрогулку вместе с ним. Сделайте велопрогулки веселым занятием или семейной традицией, а не обязанностью.

5. Никогда не говорите ребенку фразу: «Потому что я так сказал», чтобы показать, что ваши слова обсуждению не подлежат, а ребенок должен подчиниться в любом случае. Это неэффективный способ дисциплинировать ребенка. Лучше спокойно, но твердо объясните ребенку, почему он должен поступить определенным образом и почему ваши слова не подлежат обсуждению.

Объясняйте ребенку свои решения: не отказывайте ему в такой привилегии только потому, что он еще ребенок.

Консультация «Советы родителям гиперактивного ребенка» Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Гиперактивность представляет собой.

Памятка родителям «Психологический настрой ребенка» Уважаемые родители рекомендую вам прислушаться: Помните: от того как Вы разбудите ребёнка, зависит его психологический настрой на весь.

Информация для родителей «Памятка родителям от ребенка» *** Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю.

Памятка-совет родителям • Завтра, когда Ваш ребенок проснется, скажите ему: «Доброе утро!» и …. не ждите ответа. Начните день бодро, а не с замечаний и ссор. •.

Приучаем ребенка к труду. Советы родителям Отношение ребенка к труду в наибольшей степени зависит от родителей, от их личного примера. Уже с ранних лет дети с удовольствием начинают.

Консультация «Советы родителям гиперактивного ребенка» Что такое гиперактивность и чем она отличается от повышенной активности? Патологическое состояние было выделено в качестве самостоятельного.

Советы родителям гиперактивного ребенка Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный?.

Советы родителям о музыкальном воспитании ребенка Музыкальное воспитание – важная часть в семейном воспитании. Музыкальное развитие оказывает ни чем не заменимое воздействие на общее развитие.

Советы родителям по обеспечению безопасности ребенка СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА С какого возраста можно оставлять ребенка одного? Это конечно же зависит от многих.

Муниципальное учреждение «Городской центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
150014, г. Ярославль, ул. Б.Октябрьская, д.122

Правила – это, чего ребенок обязательно должен придерживаться, и даже если на первый взгляд эта мысль кажется противоречивой, именно правила поведения дают ребенку чувство уверенности и защищенности. Важно, чтобы родители передавали детям эти правила постепенно.

Помните, что ребенок ХОЧЕТ, чтобы вы приучали его к дисциплине
Хотя ребенок протестует против ваших требований и не желает подчиняться дисциплине, на самом деле он стремится к ней. Ребенку крайне необходимо чувствовать, что родители следят за ним, присматривают, помогают ему управлять своими эмоциями, уверенно направляют и не боятся его. Даже когда кажется, что он хочет быть хозяином положения и сражается с родителями, чтобы этого добиться, на самом деле он предпочитает потерпеть поражение. Он знает, что слишком юн, чтобы отвечать за все. Он нуждается в защитнике, в ком-нибудь, на кого можно смотреть снизу вверх. Если он все время добивается своего, если он в состоянии запугать родителей, он теряет защитников. Он остается один, сам по себе. Да и родительское раздражение не проходит даром. Ребенок побеждает с помощью плача, нытья и приставаний, но на лице отца и матери — недовольство и отчуждение, даже если те беспомощно отступают. «О’кей, пусть будет по-твоему,» — говорит взрослый: он уже сыт по горло. Ребенок выигрывает мелкое сражение, но проигрывает войну: он теряет любовь и надежную поддержку взрослых. И потом — если ребенок в принципе послушен и дисциплинирован, родители могут спокойно, без раздражения переносить его слезы и скандалы. Эти демонстрации — лишь «достойное» отступление с поля боя. А за ними — благодарный ребенок, который только рад, что ему дан должный отпор любящими, заботливыми и. бесстрашными родителями.

Давайте ясные и конкретные указания
Ребенку необходимо точно знать, что от него требуют. Сказать ему «веди себя хорошо» — это, по сути дела, ничего не сказать. Что именно он при этом должен делать и чего не должен? Конечно, родителям может показаться, что детям и так известно, что подразумевается под «хорошим поведением». Однако ребенок не всегда знает, что конкретно ему следует предпринять, чтобы угодить родителям.

Гораздо полезнее и эффективнее точно определить задачи ребенка. Тогда и он, и сами родители будут ясно видеть, выполнены требования или нет. Вот, для сравнения, несколько типичных примеров расплывчатости и четкости в родительских указаниях:

– «Веди себя хорошо» / «Не бегай, ходи спокойно. Говори тихо, не кричи. Делай, что тебе говорят, а не то, что тебе хочется»;
– «Наведи порядок» / «Положи игрушки на полки, одежду повесь в шкаф»;
– «Ешь аккуратно» / «Ешь над тарелкой, чтобы не пролить суп, жуй медленно, с закрытым ртом и не чавкай»;
– «Приходи пораньше» / «Возвращайся к пяти часам»;
– «Оденься потеплее» / «Надень шапку, шарф и варежки».

Точность и определенность предотвращают недоразумения и помогают детям выполнять поставленные перед ними задачи.

Создавайте правила
Когда ребенок знаком с требованиями родителей, ему легче их выполнять. Чем яснее выражено требование, тем вероятнее, что оно будет выполнено. Нечеткие родительские указания ведут к путанице, недоразумениям и непослушанию. Существует особая стандартная форма точных указаний (назовем их «правилами»), которые помогают ребенку вести себя соответственно и как можно реже попадать в конфликтные ситуации.

Правила помогают и родителям в воспитательной работе. С введением простых правил можно избежать множества досадных споров и пререканий. Например, ребенок каждый день до обеда просит что-нибудь сладкое. В понедельник он ноет: «Можно взять фруктовое мороженое? На улице так жарко!» Во вторник: «Можно взять печенье? Я такой голодный!» В среду: «Можно попробовать крем от субботнего пирога?» В четверг: «Можно пожевать жвачку, которую дал мне Юра?» Каждая из этих просьб сопровождается маленьким сражением:

Мать: Я не хотела бы, чтобы ты сейчас что-нибудь ел.
Ребенок: НУ, ПОЖАЛУЙСТА!
Мать: Ты испортишь аппетит перед обедом.
Ребенок: Я обещаю, что съем все-все, что ты дашь!

В иные дни побеждает мать, в иные — ребенок. Двойственное отношение матери к проблеме мешает радикально изменить ситуацию. С одной стороны, ей не хочется, чтобы ребенок перебивал себе аппетит сладостями, кроме того, она в принципе против лакомств в будни. С другой стороны, она еще не приняла окончательного решения, и ее «да» и «нет» каждый раз зависят от того, насколько вредной и ненужной она считает очередную сладость. А так как ребенок эпизодически получает то, что просит, он продолжает просить постоянно. Труднее всего искоренить то, что иногда разрешается. Иными словами, если ребенок всегда получает в ответ «нет», он в конце концов перестает просить.

Для того, чтобы исправить положение, мама должна занять твердую позицию. В подходящий момент, в бесконфликтной, дружелюбной обстановке, когда ребенок ничего не выпрашивает, она знакомит его с правилом.

Правила следует формулировать в утвердительной форме, тогда они, как и все виды позитивного общения, вызывают меньший протест и большее желание сотрудничать.
Правила должны быть краткими: «Едим только в кухне»; «В доме — в тапочках»; «Уборка — до завтрака»; «Едим с закрытым ртом»; «Помогаем по очереди»; «Играем в чистой комнате» и т.д. Правда, когда правило только вводится, можно дать его в развернутой форме — для абсолютной ясности.
Правил не должно быть слишком много.
Выработанные совместно правила вызывают у детей больше энтузиазма. Кроме того, они быстро схватывают их удобство и преимущества и с удовольствием конструируют «схемы», в которых им легче и приятнее существовать.

Сохраняйте твердость
Оставаться твердым — это значит:
1) знать, чего хочешь достигнуть;
2) четко определить свои требования — для себя и для детей;
3) добиться их выполнения.

Знайте: ЕСЛИ ПРАВИЛА И ТРЕБОВАНИЯ ИГНОРИРУЮТСЯ ДЕТЬМИ, ПРИЧИНА – В ВАШЕЙ СОБСТВЕННОЙ ДВОЙСТВЕННОСТИ.

Принимая решение, не отступайте от него. Для утверждения авторитета и власти необходимо доводить до конца как добрые обещания, так и грозные посулы. Если родители не уверены, что могут осуществить обещанное наказание, следует обдумать проблему и устранить ее. Ребенку можно сказать: «Извини, но я подумал как следует и понял, что наказание, о котором я тебя предупреждал, — не совсем подходящая мера по такой-то и такой-то причине. И я меняю его на другое». Конечно, слишком часто менять решение не стоит, но это честнее, чем лишать обещанной награды или отменять заслуженное наказание. Невыполненное обещание пагубно влияет и на доверие к родителям, и на их авторитет.

Чтобы сохранять твердость при решении воспитательных задач, следует с самого начала досконально обдумать следующие вопросы:
– Какую цель мы преследуем?
– Какие конкретно результаты нас удовлетворят на первом этапе и чего мы ожидаем в будущем?
– Какую именно тактику мы готовы применить без всяких оговорок?
Эти вопросы надо задавать себе при решении как малых, так и больших задач. Ответы на них помогут свести к минимуму разногласия с детьми и добиться успехов в воспитании.

Читайте также:  Что делать, если муж стал ленивым, и как заставить мужа помогать вам

Не нужно зависеть от школы, чтобы научить ребенка всему, что ему нужно знать
Учителя не могут сделать все сами. Важно, чтобы вы помогали своему ребенку учиться, и то, что вы будете работать со своим ребенком дома, улучшит то, как он/она будет учиться в школе. Не забывайте каждый вечер проверять его уроки, а также дайте ребенку понять, каковы ваши ожидания.

Представьте себе, что в комнате находится ваша приятельница или соседка и что вы при ней наставляете ребенка.
Поразительна разница между тем, как родители обращаются со своими детьми на людях и за закрытыми дверьми. Они со всей очевидностью демонстрируют высокий уровень контроля над своими эмоциями, когда им не хочется ставить себя в неловкое положение перед другими людьми. Простая мысль, что в комнате есть посторонние люди, мобилизует самоконтроль, заставляет прибегать в общении с детьми к разуму, а не к эмоциям.

Не наказывайте ребенка в присутствии других людей
Если ваш ребенок плохо себя ведет, отведите его в сторону и объясните, что он сделал неправильно, и каким будет его наказание. Наказывая ребенка в присутствии других людей, вы только придете к ненужному смущению, которое может навредить самооценке вашего ребенка.

Старайтесь не сдаваться или уступать, если вы уже сказали «нет»
Сказав ребенку «нет», а потом отступив, когда он/она начинает раздражаться, вы только научите его, что раздражение – это способ получить то, что он хочет. Это только усилит плохое поведение, нежели научит хорошему.

Помните! Непоследовательное поведение родителей сбивает ребенка с толку, запутывает его.

«Как помочь ребенку стать дисциплинированным» ,
скачать буклет (.pdf)

В возрасте от трех до пяти

Дети в возрасте от трех лет могут понимать и следовать инструкциям. Они также могут установить связь между своими действиями и результатом. Это также возраст, когда они любят то, что они делают, это делает необходимым научить их границам. Вот несколько действенных способов дисциплинировать ребенка, не наказывая его.

1. Позитивная дисциплина

Как говорится в названии, позитивная дисциплина внимание ребёнка фокусирует на том, что правильно, а не том, что неправильно. Идея состоит в том, чтобы сместить внимание от негативного к позитивному, просто подчеркнув только то, что необходимо сделать. Это отлично работает с младшими детьми.

2. Руководство ребенка

Маленькие дети не знают, что правильно, а что неправильно. Они должны быть научены поведению для взаимодействия с социумом, как говорить с новыми людьми или гостями дома, какие манеры и навыки общения существуют. Так что будьте чётки и давайте им простые инструкции, чтобы они могли понять и следовать им. Направляйте ребенка на различие между тем, что приемлемо, а что нет.

И лучший способ сделать это – быть образцом для подражания. Делайте то, что правильно, и ведите себя так, как хотите, чтобы ребенок действовал. Это значит и самому говорить «извините, спасибо» и «пожалуйста», а не только требовать это от ребёнка. Это также возраст, когда они могут научиться говорить «я злюсь» или «я голоден», и даже «я люблю тебя».

3. Дисциплина на основе награды

Ограничения работают лучше всего, когда дети еще слишком маленькие, чтобы понять логику и объяснения. Использования наказания является распространенным способом ограничения, когда ребёнок ведёт себя определенным образом. Когда вы используете наказание, вы фокусируетесь на отрицательном.

Дисциплина, основанная на награде, фокусируется на позитиве, или на том, что ребенок должен сделать. Однако награды должны выдаваться аккуратно, чтобы они не становились взятками. Когда вы поощряете ребенка за каждую мелочь и каждый раз, он перестаёт быть мотивирован, чтобы делать правильные вещи, когда нет награды.

Один из способов предотвратить это, научить ребенка, что награда не всегда будет ощутима и материальна. Это может быть слово или похвала или даже то, как ребенок чувствует себя. Например, хорошее чувство счастья – это награда, когда они помогают кому-то (например, брату или даже родителю).

4. Периоды охлаждения

Дисциплина упрямого ребенка, который привык впадать в истерики, чтобы получить всё, что он желает, не является легкой задачей. Дети, которые бьются в истерике или кричат, как правило, испытывают ярость и разочарование и выпускают это в виде истерики. Выговор или попытка заставить их сделать правильно, может превратить взаимодействие в борьбу за власть и сделать только хуже.

Когда ребенок отказывается делать так, как его просили или бросается в истерику, дайте ему время остыть. В период остывания ребенок может сидеть в комфорте в своей комнате, среди любимых игрушек.

Как только ребенок успокоится, поговорите с ним о том, почему он не должен вести себя подобным образом.

В возрасте от шести до восьми

В этом возрасте дети считают, что их родители имеют в виду то, что они говорят. Так что если вы говорите с ними о последствиях их плохого поведения, убедитесь, что вы сможете исполнить всё, что вы сказали. Не следует угрожать детям огромными, непрактичными наказаниями, которые вы, возможно, даже и не сможете осуществить.

5. Установка правил и границ

Дети работают лучше, когда они имеют надлежащую структуру. Создайте четко определенные границы, чтобы получить эффективные результаты. Соблюдайте простые и понятные правила и последствия. Тем не менее, не переусердствуйте с правилами. Слишком много правил и ограничений может подавить ребенка и оставить его в замешательстве. Можно иметь несколько правил и руководствоваться ими.

6. Научите их естественным и логическим последствиям

Эффективным способом дисциплинирования ребенка является использование последствий, которые работают, если они происходят естественно и могут быть объяснены ребенку логически. Не выдумывайте последствия для своего удобства, ведь дети умны и могут это выяснить раньше, чем вы это осознаете.

Естественные последствия могут быть, как ребенок чувствует себя о чем-то. Например, если ребенок потерял игрушку из-за невнимательности или если игрушка сломалась из-за того, что она была оставлена на улице в холодное или жаркое время, не стоит немедленно заменять игрушку. Позвольте ему справиться с горечью от потери игрушки, лучше дать ребенку понять важность ухода за вещами.

Как правило, логическое последствие непосредственно связано с плохим поведением, которое не должно повторяться и которое необходимо исправить.

Например, если ребенок не выполняет домашнее задание, он не может смотреть телевизор или пойти гулять с друзьями. Если он оставит игрушки на улице после игры, ему не разрешат играть с ними в течение недели (или пары дней).

7. Бережная дисциплина (перенаправление)

Бережная дисциплина деликатная техника, которая направляет ребенка от проблем и предоставляет альтернативы. Например, если ребенок хочет играть с дорогим гаджетом, таким как ваш мобильный телефон, аккуратно перенаправьте со словами «Тебе нравится играть с мобильным телефоном? Давай пойдем, поиграем с твоим игрушечным телефоном». Это словесное перенаправление.

Если ребенок идет к опасному объекту или месту, вы можете аккуратно подтолкнуть его к более безопасному месту через физическое перенаправление. Не дёргать или шлепать, а просто нежное, любящее прикосновение с словесным перенаправление, такое как «Это место выглядит лучше для игры», вы должны сделать так, чтобы помочь и защитить ребенка от повреждений.

8. Тренировка эмоций

Дети действуют через истерики и другие неприемлемые поведения, такие как удар, укус или крик, когда они не в состоянии словесно выразить свои эмоции. Этот метод дисциплины фокусируется на обучении ребенка выявлять и выражать свои эмоции словами, а не действовать на их основе. Идея состоит в том, чтобы рассказать детям, что нормально выражать свои эмоции словами.

Когда ребенок начинает кидаться или бить вас, спокойно скажите ему: «Я знаю, что тебя злит, что придётся потратить много времени на домашнюю работу по математике. Как насчет того, чтобы раскрасить несколько картинок и через некоторое время постараться решить имеющиеся задачи по математике?»

Коучинг эмоций имеет пять шагов:

  • Знание своих собственных эмоций.
  • Сопереживать с ребенком, общаться с ним.
  • Слушать ребенка.
  • Название эмоций: вы можете создать словесный список чувств и эмоций или сделать плакат эмоций лица.
  • Находить способы, чтобы разбираться с тем, что вызывает эти эмоции.

В возрасте от девяти до двенадцати

Естественные и логические последствия могут быть использованы для воспитания детей этого возраста. Кроме них, вы можете попробовать следующие методы дисциплины.

9. Причина и следствие: помочь им учиться на своих ошибках

Последствия должны быть значимы и соответствовать их возрасту. Например, если ребенок отказывается ложиться спать вовремя, позвольте ему поступить, как он желает. На следующий день, когда он будет чувствовать себя ворчливым, раздражительным и сонным, вы можете объяснить, что он так чувствует себя, потому что предыдущей ночью не лёг спать вовремя.

Здесь, вы просто используете естественные последствия, чтобы помочь ребёнку учиться на своих ошибках.

10. Обеспечить альтернативой

Когда вы просто говорите «нет», ребенок, как правило, становится упрямым. Никакие логические рассуждения не будут работать, когда ребенок пытается выразить свою независимость с помощью своих действий. Не настаивайте на чем-то одном, придумайте альтернативы и это поможет им сотрудничать с вами.

Когда вы даете ребенку выбор, у него не будет возможности сказать «нет!». Тем не менее, дайте ребенку только два простых варианта, таких, что всё, что он выбирает, будет правильный выбор.

Например, когда ребенок устраивает истерику в магазине из-за газировки, вы можете сказать: «Я принесу тебе яблочный сок или апельсиновый сок» И теперь ему ясно, что только эти два варианта у него есть. Если он отказывается и скандалит, не теряйте своего спокойствия и непоколебимости. Просто спокойно повторяйте варианты, пока ваш ребенок не сдастся и не выберет один из них.

В возрасте от тринадцати и старше

Подростка убедить нелегко. Логические и естественные последствия могут работать в определенной степени и не всегда. Вы можете попробовать использовать эти методы дисциплины.

11. Обсуждение или мозговой штурм, чтобы придумать решения

Подростки не любят, когда им говорят, что делать и как себя вести. К ним любят относиться как к взрослым, хотя и не относятся. Так, когда ваш подросток имеет поведенческую проблему или дисциплинарный вопрос, не давайте им инструкции к действию и не угрожайте им ультиматумами. Не смотрите на них как на проблему.

Сделайте их частью решения, обсуждая с ними проблемы и придумывая решения для проблемы. Таким образом, они будут чувствовать себя более ответственными, и не будут против вашего предложения.

12. Лишить привилегий

Когда ваш подросток нарушает правила, одним из последствий может стать потеря привилегий. Например, если ребенок нарушает комендантский час и приходит домой поздно, запрещаются прогулки в течение всей следующей недели. Или вы лишаете его мобильного телефона на определенное время.

Привилегия, которую вы забираете, должна быть связана с плохим поведением, так что ребенок будет думать о последствии перед повторением поведения.

13. Ведение переговоров

Другой способ дисциплинировать подростков – это переговоры. Как упоминалось ранее, подростки любят осуществлять свою независимость, делая свой собственный выбор. При возникновении конфликта интересов между вами и вашим ребенком ведите переговоры о заключении соглашения. Когда дети участвуют в достижении соглашения, они с большей вероятностью будут их соблюдать.

Суть в том, что вы не можете дисциплинировать ребенка, если сами не соблюдаете правила. Не важно, сколько вашему ребенку лет – три или шестнадцать, он всегда будет искать у вас вдохновения, идей и поддержку. Для достижения наилучших результатов будьте больше, чем просто хорошим дисциплинированным взрослым. Будьте хорошим примером для подражания своему ребенку, так что они не смогут использовать ваше поведение, в качестве своих ошибок.

Если у Вас имеются вопросы об эффективном взаимодействии детей и родителей или иная тема, которую Вам хочется обсудить с психологом, я буду рада помочь. Связаться со мной Вы можете одним из способов, предложенных на странице с моими контактами.

Дисциплина: как воспитать ее в ребенке – начнем с себя

Мы хотим, чтобы наши дети состоялись в этой жизни, какой бы сложной она ни казалась. Чтобы это случилось, ребенка надо мотивировать. Если этого не делать, все усилия будут сведены на нет. Здесь (да и не только здесь) хорошую службу сослужит приучение к дисциплине.

Читайте также:  Как мужчины разрушают брак

А что это такое — дисциплина? Каждый вкладывает в это понятие что-то свое. Кому-то кажется, что это умение управлять собой. Другой скажет, что это качество сильной и успешной личности. Третьи будут утверждать, что речь о постоянном выполнении каких-то поручений или о наказании за непослушание и т.п.

На самом деле, все просто. Речь о подчинении правилам и порядку, установленным для каждого человека, живущего в том или ином городе, работающем или учащемся в том или ином коллективе. Ведь от дисциплины зависит многое в жизни человека – и растущего, и повзрослевшего.

Но как приучить ребенка к дисциплине? С какого момента это надо начинать делать? Как, наконец, это делать?

Когда надо начинать воспитывать ребенка

На этот вопрос у всех свой ответ. Многие сходятся на том, что процесс надо начинать с того момента, как ребенок начнет понимать слова. Мол, а как иначе он поймет нас.

Но здесь уместно вспомнить известную притчу, которая примерно звучит так. На вопрос мамы о том, когда надо начинать воспитывать двухлетнего ребенка, мудрый человек ответил, что она опоздала на два года.

Пусть и мало, но есть такие мамы, которые не ждут рождения малыша. Они его воспитывают уже, как говорится, с живота. Ведь малыш слышит маму, знает все ее интонации, усваивает ее привычки, даже реагирует на ее переживания и т.д. Порой ребенок появляется на свет с маминой мимикой, а, вырастая, любит ту же музыку, имеет те же привычки и так далее.

Как воспитать дисциплину в ребенке

Большинство опытных родителей знает – чем раньше дисциплинировать малыша, тем потом эти труды будут проще. С чего начать, прежде чем вырабатывать в нем эту хорошую привычку?

Начните с себя

Да, да, воспитывайте в себе дисциплину. Иначе, если вы не будете дисциплинированы, ваш ребенок вырастет таким же. Как это делать?

  • Порассуждайте на эту тему.
  • Почитайте побольше тематической литературы.
  • Найдите ответы на самый главный в данный момент вопрос – что такое дисциплина для меня.
  • Возьмите себе в привычку делать все не как попало, а как полагается.
  • Вспомните свои детские годы и способы дисциплины, применяемые вашими родителями. Какая их стратегия вам нравится, а какая – нет, и почему.

И лучше начинать все это делать в беременности, тогда вы точно не опоздаете.

После рождения ребенка

В чем ваши сильные стороны, если вы займетесь этим вопросом, будучи беременной или прямо после родов? В том, что ваш малыш перед вами — аки чистый лист. И то, что вы начертаете на этом листе, во многом повлияет на развитие вашего маленького человечка и в дальнейшие годы его жизни.

Итак, несколько моментов, на которые надо обращать внимание маме, желающей воспитать в ребенке дисциплину.

Пеленание

Аргументы психологов и некоторых родителей против пеленания порой, мягко говоря, смешны. Нет, речь даже не о нарушенном кровообращении, о кривой спинке или ножках и т.п.

Например, сетуют, что не все родители сходу научаются пеленанию. Но ведь научаются? Или, мол, запеленутый ребенок хочет больше свободы. На что другие родители скажут на это – а что дает ребенку эта свобода? Малыш часто просыпается, оцарапывает случайно себя. Неслучайно же наши предки пеленали новорожденных.

  1. Во-первых, малышу так проще привыкнуть к новой для него среде.
  2. Во-вторых, в пеленках он чувствует себя более защищенным, находясь как бы в утробе матери.
  3. В-третьих, ведет себя спокойнее.
  4. Ну, и главное, пеленание ребенка – это один из первых способов дисциплинировать кроху. Запеленали, значит, спать. Распеленали, значит, гулять.

Режим

Очень важная составляющая. Например, кормление. Современные мамы игнорируют старые традиции. Доктора-де рекомендуют кормить по требованию. Т.е. закричал, значит, корми (а закричать-то малыш может по другому поводу – у него газики, он хочет пить или неудобно лежит, памперс требует замены и т.д.). Чем чревата пресловутая свобода в кормежке? Тем, что:

  • травмирует психику ребенка,
  • не хорошо действует на его желудочно-кишечный тракт,
  • сводит на нет зачатки самодисциплины.

Т.е. режим — это момент из того же разряда, в смысле привычка, навык. Многие родители замечают, что, если ребенок привык к режиму (кормление, гигиенические процедуры, прогулки, гимнастика проводятся примерно в один и тот же час), он более дисциплинирован и в младенчестве, и в другие годы своей жизни.

То же самое можно сказать и о другой стороне жизни деток. Скажем, причастие. Если мама с самого рождения подносит малыша к чаше, он не будет плакать, ибо привык с первых своих дней причащаться. А если и не сразу, то потом, даже постоянно плачущий во время причастия ребеночек постепенно привыкает. Вырастая, детки чувствуют в себе эту потребность…

Если вы приучите ребенка с первых лет жизни к порядку во всем, он будет знать, что такое дисциплина.

Изучение ребенка

Каждый ребенок индивидуален. Поэтому важно не только заботиться о его физическом развитии. Изучите его хорошо, и увидите, какие есть у него особенности и качества. Чтобы понять это, надо понаблюдать за ним, задавая себе некоторые вопросы.

  1. Похож ли он на меня и в чем.
  2. Какое у него отличие от меня.
  3. Чем он пытается привлечь мое внимание.
  4. Что малышу больше нравится.
  5. Какие трудности испытывает.
  6. Чем он силен.
  7. Что ценно в нем.

Стратегия развития

Угрозы, унижение и физическая сила не только мешают нормальному развитию и самодисциплине детей. Такой подход сделает их незрелыми в будущем. А если строить руководство их жизнью в позитивном и авторитетном, а не в авторитарном или игнорирующем (типа, делая, что хочешь) ключе, это стимулирует их к самоконтролю, ответственности, к осознанным самостоятельным шагам.

Да, эта работа потребует величайшего терпения и кооперации, изучения малыша и себя самого. Но ведь это ваш ребенок!

Советы

Вот еще несколько шагов, которые помогут воспитанию в малыше самодисциплины и дисциплины.

  • Личный пример – это наше все.
  • Правила, вводимые в семье, должны быть четкими и последовательными, тогда ребенок научится усваивать и правила, установленные в той среде, куда он попадет.
  • Старайтесь фокусировать внимание не на том, чего не надо ребенку делать, а на желательном его поведении.
  • Научитесь отвлекать внимание ребенка, переключая его на позитив и на нужное.
  • Не обвиняйте малыша (мол, такой и сякой). Лучше простимулируйте к хорошим действиям.
  • Если даете указания или ставите задачи, то делайте это четко, не более одной за один раз. Все это должно быть посильным для выполнения ими.
  • Не давайте обещаний, которые не можете исполнить.
  • Отвечайте на вопрос ребенка, хорошенько подумав.
  • Не раздражайтесь, не кричите, не критикуйте чадо, но и не потакайте ни в чем – надо разобраться, почему он ведет себя так или иначе.
  • Не опаздывайте нигде.
  • Если что-то и случается, не паникуйте, не негодуйте, а ищите спокойную стратегию решения ситуации.
  • Соблюдайте правила дорожного движения.
  • Сделайте так, чтобы ребенок понимал, сколь плохо или хорошо чужая неорганизованность и недисциплинированность влияет на других.
  • Поощряйте проявление самоконтроля.

Это надо знать

Чтобы ваши ожидания были близки к возможностям вашего ребенка в плане дисциплины, помните о том, что у него свои потребности в разном возрасте и уровень развития. Что надо учесть.

  • От 0 до 2х лет детки нуждаются в вашей огромной поддержке, любви и постоянном контакте. Привязываясь к вам, малыш будет вам больше и больше доверять, ведь вы всегда в нужный момент рядом и поможете.
  • Детки 2-6 лет начинают исследовать мир, ощупывая его, переворачивая или бросая что-то, учатся говорить, читать, изучать социальные навыки и даже пытаться стать самостоятельными. И они более инициативны, если замечают, что на это обращается внимание.
  • В возрасте 6-12 лет действия ребенка уже совершаются под возрастающим самоконтролем. Обрабатывая полученную информацию, он сам принимает решения, становится более ответственным. Но в этот период дети начинают формировать свой образ, основанный на своем опыте и общении со взрослыми. Дай, Бог, чтобы это общение принесло здоровые плоды, тогда ребенок будет более уверен и самодисциплинирован.

Резюме

Да, дисциплина дисциплине — рознь. Правила поведения в семье, на дороге, в школе, в супер маркете, дисциплина в армии, спорте, на работе, в храме (есть церковная дисциплина) и вообще, в целом – в обществе — могут в чем-то отличаться. Но их связывает главное.

  • Они должны беспрекословно выполняться, какой бы сферы ни касались.
  • Брать надо не строгостью, не наказанием, а четкими границами.
  • Процесс воспитания дисциплины надо начинать как можно раньше и на позитиве.
  • Ну, а родителям желательно начать с себя.

Только при таком условии ребенок станет ответственным и способным контролировать себя и свои импульсы.

Как дисциплинировать ребенка: рекомендации родителям

Умение правильно и эффективно дисциплинировать ребенка – это целое искусство, которым должны овладеть все родители. Дисциплина – не то же самое, что и наказание. Дисциплина в большей мере касается обучения, а не наказания: вы учите ребенка, в чем разница между добром и злом, что следует уважать права других людей, какие правила поведения приняты в обществе. Все это ради того, чтобы помочь ребенку вырасти любимым, уверенным в себе, дисциплинированным, научить его контролировать свои порывы и не расстраиваться из-за стрессовых ситуаций в повседневной жизни.

Если у ребенка возникают трудности с дисциплиной, очень важно помнить, что это напрямую от вас не зависит. Все дети разные и по типу темперамента, и по уровню развития, именно поэтому одна техника дисциплины может иметь позитивные последствия в работе с одними детьми, но быть неэффективной по отношению к вашему ребенку.

Вы должны понимать, что ваше поведение во время дисциплинирования ребенка определяет его хорошее или плохое поведение в будущем. Если после долгого с ним спора, его истерики или приступа гнева, вы сдадитесь, это может привести к повторению такой модели повеления, с помощью которой он, в конечном счете, добьется своего. Если же вы непреклонны и последовательны, ребенок перестанет в итоге бороться с вами таким способом. Однако некоторые дети считают себя победителями, даже если им удалось отложить выполнение неприятного для них дела хотя бы на несколько минут.

Будьте последовательны в выборе методов дисциплины и наказания ребенка. Это касается всех лиц, присматривающих за детьми. Дети привыкли проверять границы дозволенного, и если вы непоследовательны в их утверждении, вы тем самым поощряете их плохое поведение.

Что нужно знать о дисциплине

  • Сохраняйте спокойствие и не теряйте над собой контроль, когда ребенок плохо себя ведет. Избегайте воплей и криков, иначе ребенок поставит себе в пример такое поведение и будет применять его для получения желаемого. Если вы почувствуете растущее раздражение, сделайте перерыв, чтобы восстановить равновесие.
  • Избегайте обобщенной критики. Удостоверьтесь, что ребенок понимает, что причиной вашего разочарования и грусти является его плохое поведение, а вот любить вы его будете всегда.
  • Не хвалите ребенка слишком часто. Вы не должны постоянно хвалить ребенка, особенно за выполнение каких-либо обычных заданий, иначе ваша похвала будет менее эффективной.
  • Не сосредотачивайтесь все время на негативе, особенно если прослеживаются позитивные тенденции поведения. Намного лучше сказать: «Мне нравится, что ты сложил свою одежду», чем «Мне нравится, что ты, впервые, наконец-то соизволил сложить свои вещи, пока тебя об этом не просили».
  • Старайтесь не применять физического методы наказания. Порка никогда не была эффективнее, чем другие формы наказания, и к тому же она ожесточает детей, делает их агрессивными и раздражительными.
  • Помните, что важно награждать и хвалить детей за хорошее поведение.
  • Понимайте разницу между денежными вознаграждениями и взяткой. Вознаграждение детям дают после выполнения чего-либо, а взятку – до, чтобы заставить ребенка сделать то, что вы хотите. Не давайте детям взятки.
  • Подавайте ребенку хороший пример.
  • Самое важное – это эмоциональная защищенность вашего ребенка, окружение, в котором он чувствовал бы себя в безопасности и любви.
Читайте также:  Как исправить плохие отношения с родителями

Поощрение хорошего поведения

Первый шаг для улучшения дисциплины – научиться поощрять хорошее поведение ребенка. Намного легче укрепить хорошее поведение, чем стараться изменить плохое. А вот и несколько советов для поощрения хорошего поведения.

Укрепляйте хорошее поведение ребенка, предлагая ему взамен похвалу, когда он отлично справляется с работой или заданием, а так же проявляйте позитивный интерес и внимание к нему. Дети ожидают одобрения своего поведения, особенно от родителей. Ребенок должен знать, что он соблюдает он правила, что он сделал (или попытался сделать) то, что вы хотели. Обнимите его, поцелуйте, улыбнитесь, если он хорошо себя ведет, выполняет рутинные задания без проблем или же играет в команде по правилам. Важно также говорить детям слова одобрения, например, «отличная работа», «молодец», или «мне нравиться, когда ты…». Обязательно комментируйте определенные действия и поведение.

Давайте ребенку право выбора. Это позволит ему почувствовать собственную независимость. Например, предложите выбор: вынести мусор или накрыть на стол.

Превратите хорошее поведение в развлечение. Дети с большим рвением сделают то, что принесет им удовольствие. Например: «Давай посмотрим, кто сможет собрать по комнате больше игрушек?». Установите систему поощрения хорошего поведения.

Как улучшить дисциплину

  • Будьте последовательны в выборе методов улучшения дисциплины ребенка и в методах его наказания (это касается всех, кто присматривает за детьми). Ребенок должен научиться понимать, что есть предсказуемые последствия всех его действий.
  • Думайте наперед. Будьте готовы к тому, что собираетесь делать и говорить, чтобы помочь ребенку понять последствия его действий. Не просто пробормочите это или скажите, первое, что придет на ум. Вы с большей вероятностью навредите ситуации, если не продумаете план дисциплины заранее.
  • Установите для маленьких детей повседневную рутинную работу или обязанности, которые должны исполняться каждый день. Это касается приемов пищи, закусок, принятия ванны и времени отхода ко сну Сновидения: как понять наши сны .
  • Создайте благоприятную атмосферу, которая подтолкнет ребенка к исследованиям, но сможет защитить его. Например, можно поставить замки на тумбочки и шкафчики для защиты ребенка, который только учится ходить.
  • Устанавливайте ограничения, которые будут подходить ребенку по возрасту и развитию. Помните, что вы контролируете ситуацию, поэтому нужно быть готовыми иногда говорить «нет». Вы так же должны ожидать реакцию ребенка на запрет, например, плач. Это нормальное проявление неудовлетворенности в младшем возрасте, а потому такое поведение следует проигнорировать. Также необходимо игнорировать приступы гнева.
  • Не предлагайте выбор в ситуациях, где ребенок должен будет согласиться с привычными правилами. Например, вместо того, чтоб сказать «Ты хочешь принять ванну?» вы должны сказать «Пора принимать ванну!»
  • Не сдавайтесь, когда ребенок хнычет, плачет или в приступе гнева. Если вы это сделаете, то он будет использовать это поведение, чтобы добиться своего.
  • Учитесь игнорировать незначительные, безвредные и неважные проявления непослушания, такие как нетерпение.
  • Немедленно наказывайте и поощряйте ребенка. Не ждите несколько минут – за это время поведение ребенка может измениться, и ваша реакция будет уже неактуальна.
  • Не повторяйте указания. Необходимо дать команду и если она не выполняется, можете повторить ее еще раз, но сказать о последствиях за ее невыполнения. Если указание по-прежнему не выполняется, нужно перейти к последствиям. Не повторяйте задание несколько раз.
  • Не спорьте с ребенком о наказании. Игнорируйте любой протест. Вы можете поговорить об этом позже.
  • Планируйте заранее. Если у вас всегда возникают трудности в определенных ситуациях, таких как, поход по магазинам или прием гостей, то составляйте план действий заранее. В план должны входить ожидаемые действия ребенка и последствия его непослушания.
  • Действуйте по обстоятельствам, особенно со старшими детьми и подростками. Слушайте и принимайте во внимание некоторые изменения правил и форм наказания, предложенные ребенком.
  • Говорите о себе, а не о ребенке. Например, говорите: «Я расстроен(а), что ты не прибрал в своей комнате», вместо: «Ты меня расстроил тем, что не прибрал в комнате». Утверждения, начинающиеся местоимением «ты», могут прозвучать обвинительно и привести к ссоре.
  • После применения дисциплинарных мер необходимо объяснить правила поведения – чего именно вы ожидали от ребенка, в чем именно он повел себя неправильно и как нужно вести себя в следующий раз.

10 советов, как сделать ребенка более дисциплинированным

У многих из нас слово дисциплина вызывает неприятные ассоциации из детства, связанные с жесткими правилами поведения, давлением, наказанием за непослушание (например, когда в детском лагере мы не хотели строиться парами, а в школе – ходить в школьной форме).

Все мы хотим вырастить своих детей максимально открытыми и раскрепощенными, но практика показывает, что излишняя свобода действий может негативно влиять на поведение ребенка. И наоборот: четко выстроенная система правил поведения делает жизнь ребенка более организованной, комфортной и понятной.

Евгений Тарасов психолог, г. Москва:

Немало современных мам и пап хотят воспитать детей максимально «свободными», уверенными в себе. И зачастую наивно полагают, что малыши такими станут, если будут расти в пространстве без правил. Между тем вседозволенность вовсе не гарантирует воспитание из ребенка сильной личности. Скорее, наоборот. Если ребенку до определенного возраста все позволяли, он будет считать, что так продолжится и дальше. Но реальность все равно внесет свои коррективы. Это может произойти в гостях, где ему сделают замечание за некрасивое поведение, или в детском саду. Безусловно, родители могут до какого-то момента ограждать наследника от суровой реальности (выбрать частный детский сад, в школе записать на домашнее обучение), но все равно, рано или поздно, он с ней столкнется. И ему трудно будет с ней смириться.

Когда начинать приучать к дисциплине

В этом психологи и педагоги единогласны: как можно раньше. Помните, когда у известного советского педагога Макаренко спросили, когда нужно начинать воспитывать ребенка, если в данный момент ему 6 месяцев? Он ответил, что начинать нужно было 6 месяцев назад. Примерно так же и с дисциплиной, чем раньше начнете прививать (разумеется не жестко, а мягко, но настойчиво), тем лучше для ребенка.

Безусловно, приучать к дисциплине маленького ребенка – задача, мягко говоря, не простая. Особенно когда родителям и так тяжело, в силу загруженности и динамичности образа жизни, когда и самим придерживаться правил дисциплины получается далеко не всегда. Но, поверьте, без дисциплины гораздо сложнее. Пуская все на самотек, вы рискуете превратить жизнь вашей семьи в полный хаос, наполнить ее бесконечными стрессами и переживаниями. Даже элементарные бытовые ситуации (покупки, прогулки, очереди, посещение гос. учреждений и т.д.) могут превратиться в настоящий ад, если у ребенка нет четкого понимания, как нужно вести себя в конкретной ситуации.

Конечно, правила не должны носить слишком жесткий, диктаторский характер. Они должны доноситься таким образом, чтобы ребенок понимал, что они нужны для его же блага. И, конечно, иногда из них могут быть исключения.

Признаки недисциплинированности схожи с «протестным» поведением. Оно бывает вызвано конфликтными отношениями в семье или в детском коллективе. А еще они могут быть результатом гиперактивности ребенка или же, наоборот, следствием его интеллектуальной и «моторной» пассивности. И потому желательно разобраться в причинах недисциплинированности малыша – это поможет быстрее начать его воспитание в нужном направлении.

Прививаем ребенку дисциплинированность: ценные рекомендации

Предлагаем 10 проверенных советов в воспитании, как сделать ребенка более дисциплинированным:

  1. Постарайтесь сами для себя четко определить, какие именно правила поведения вы хотите привить своему ребенку. Может, это прежде всего правила поведения за столом или строгое следование режиму дня. Вспомните свои детские годы и методы воспитания, которые применяли к вам родители. Возьмите на заметку то, что вам кажется правильным.
  2. Любые правила и нормы, прививаемые ребенку, всегда подтверждайте собственным примером. Если вы сами не дисциплинированы, как можно требовать соблюдения дисциплины от ребенка? Например, готовьтесь к уходу на работу заранее, чтобы не было безумной утренней суеты с поиском кошелька или пропуска.
  3. Никогда не давите и не запугивайте ребенка. Это может привести к прямо противоположному результату (например, ребенок, которого вы пытаетесь научить раннему чтению, в ответ на ваше давление, может вообще отказаться брать в руки книгу). Старайтесь действовать мягко, но настойчиво, применяя дружественно-разъяснительный тон. Как говориться, вода камень точит.
  4. Будьте последовательными и идите к своей цели до конца. Вы сами должны придерживаться заведенных в вашей семье правил поведения. К примеру, у вас не принято смотреть телевизор за едой. А малыш настаивает: мол, без мультфильма не буду есть рыбную котлету. Что ж, скажите, не ешь, но знай, что до ужина еды больше не будет. Однако «правило телевизора» должно относиться и ко взрослым. То есть папа тоже не смотрит футбол, а мама – сериал за едой.
  5. Чем больше в вашей семье ритуалов, чем больше родители сами подчинены распорядку, тем проще ребенку выполнять то, что от него просят. Покажите на собственном примере, что правила, семейные ритуалы и традиции – это здорово, они очень объединяют семью (например, правило вместе ужинать за столом, делиться впечатлениями и новостями о прошедшем дне).
  6. Четко очертите границы дозволенного и недозволенного. Иллюстрируйте свои доводы показательными примерами (дорогу можно переходить только по пешеходному переходу, чтобы не попасть под машину, с незнакомыми говорить нельзя, потому что можно попасть в беду). И с раннего детства начинайте вкладывать ребенку понятие того, что его свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека (брать чужое – нельзя, бить другого – тем более).
  7. Согласуйте правила поведения, которые хотите привить ребенку, со своим супругом (и другими членами семьи), чтобы вы стали единым фронтом. Недопустимы ситуации, когда один из родителей что-то запрещает, а другой разрешает. Например, мама просит помыть свою тарелку, а папа – желая угодить ребенку, разрешает ее не мыть. Так ребенок учится приспосабливаться и манипулировать окружающими. «Ах, мама не разрешила? Иду к папе».
  8. Следите за своим тоном. Тон родительского требования должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. Любой запрет для ребенка труден, а если он произносится сердито, то становится трудным вдвойне.
  9. Постарайтесь добиться доверительных отношений с ребенком. Научитесь его не только слушать, но и слышать, прислушиваться к его мнению, показывать, что оно тоже для вас очень важно. Пускай и ваш малыш предложит путь выхода из конфликтной ситуации. После такого «разговора по душам» проведите хотя бы некоторое время с ним, почитайте ему, сыграйте с ним в какую-нибудь игру. Это укрепляет отношения, создает доверительность.
  10. Не стесняйтесь признавать свои ошибки. Показывайте малышу, что даже взрослые иногда ошибаются, важно вовремя осознать и исправить свои ошибки. Не бойтесь извиняться (пусть даже в слегка шуточной форме) перед малышом, если вы его «в пылу страстей» необоснованно наказали. Но при этом попробуйте объяснить ему, как вы будете действовать в другом похожем случае, и всегда держите это обещание.

И еще одно важное замечание: правила в семье должны устанавливать родители (взрослые), а не наоборот!

Практическая психология: дисциплина у ребёнка

Добавить комментарий