Социальные последствия развода

Индивидуальные и социальные последствия развода.

Социальные. Распад семьи является также серьезной социальной проблемой. По окончанию бракоразводного процесса происходит изменение семейного статуса каждого из супругов. Соответственно, задачами развития семьи выступают: преодоление «эмоционального дефицита» и «дефицита делового сотрудничества», возникших после ухода одного из супругов; восстановление экономического функционирования семьи, достижение финансовой и экономической компетентности разведенного супруга, позволяющей максимально сохранить или улучшить уровень прежнего, «доразводного» функционирования семьи; приобретение необходимой компетентности в воспитании детей каждым из разведенных супругов; построение новой системы социальных отношений с друзьями, коллегами, прародителями; реконструкция эго-идентичности]. Таким образом, рост разводов не может не влиять на общество. При этом данные последствия для общества оцениваются, как правило, крайне негативно. Это отражено в социально-психологических последствиях расторжения брака. Так, Л.Б. Шнейдер и ряд других авторов к социально-психологическим последствиям развода относят:

снижение рождаемости; ухудшение условий семейного воспитания; снижение работоспособности человека ;ухудшение показателей здоровья, увеличение заболеваемости и смертности; рост алкоголизации; увеличение суицидальных исходов; увеличение риска психических заболеваний.

В связи с вышеперечисленными последствиями необходимо обратить внимание на следующий факт. Демографическая ситуация в современной России, характеризующаяся высокой смертностью и низкой рождаемостью, а также ежегодный рост алкоголизма в стране говорят об острой потребности укрепления института семьи.

индивидуально-психологические последствия расторжения брака:

освобождение от обязательств перед супругом и одиночество; изменение в уровне материального благосостояния; изменения в профессиональной сфере.

Однако необходимо отметить, что существуют такие случаи, когда семейные отношения негативно сказываются на индивидуально-психологическом состоянии личности. Тогда развод – это единственный возможный вариант дальнейшего позитивного развития личности. Как подчеркивает В. Квинн, если существует действие, то должно быть и противодействие. Если существует брак, то должен существовать и развод Таким образом, индивидуально-психологические последствия развода не только негативные, но и позитивные.

Однако с целью отвлечения от внутренних тяжелых переживаний человек, как правило, начинают заниматься тем, что подарит ему спокойствие и уверенность в себе. Данные исследований свидетельствуют о том, что многие люди после расторжения брака находили себя в сферах, о которых раньше и не думали, раскрывали новые способности и строили карьеру.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основная задача психологической помощи в ситуации развода – это ориентация клиента на позитивные аспекты развода.

17.психологические условия сохранения и гармонизации брачных отношений.

В психологии гармония – согласие, дружественные отношения, единодушие. Гармонизация в браке подразумевает благоприятный психологический климат. Он является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроений членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим, к общественным событиям. Психологический климат – это комплекс психологических условий, которые способствуют или препятствуют сплочению семьи, это совокупность психологических состояний, настроений, отношений ее членов. Психологический климат – не постоянное понятие. Его создают члены каждой семьи, и именно от их усилий зависит, каким он будет. Умение и желание понимать друг друга, удовлетворять потребность партнера в равноправии, поддерживать представление членов семьи о семейных ролях – вот составляющие психологического климата. Психологический климат неразрывно связан с идейно-нравственными ценностями семьи и является показателем качества межличностных отношений между членами семьи.Условия гармонизации: – субъект-субъектный хар-р отношений, взаимная персонализация и эмпатия.

Знание индивид. типологических особенностей себя и партнера, общее положительное отношение к его личности, признание его права на индивид-ть и автономность, принятие его (ее) как целостной личности с акцентом на положит. черты.- выработка чувств семейного мы. Взаимопомощь и поддержка- Общая ориентация на удовл. потребностей другого, бескорыстная доброжелат-ть и доброта отношений.(-отдельное жилье от родителей, и совместное проживание с супругов, – не злоупотребление алко. игро- и др. маниями, – личное пространство должно быть у каждого из супругов, – поиск тем общения, общих интересов).

является также открытость семьи, а именно – доброжелательные отношения с родственниками, соседями, друзьями, знакомыми.

ощущение у членов семьи психологического комфорта, надежности, защищенности, удовольствие от общения друг с другом.

Для формирования стабильных брачных отношений решающее значение приобретает не только наличие у супругов тех или иных положительных качеств по каждому из факторов, но и степень соответствия этих качеств ожиданиямДуховная совместимость-это совместимость мировоззрений, идеалов, ценностных ориентаций, жизненных планов и трудовых устремлений людей.единство познавательных интересов, близкий уровень образования, стиль мышления.

Психологическая совместимость – это совместимость темпераментов, характеров, эмоционально-волевых особенностей людей. Например: экстраверт постоянно стремится к общению, обмену мнениями, новых знакомств, но этого совершенно не понимает интроверт, который стремится уединения и чувствует себя неловко в новом обществе. Важной особенностью является способность своей реакцией продолжать реакцию партнера, чувствуя ее и развивая. Именно неумение почувствовать и отреагировать на эмоциональное состояние партнера является одной из самых распространенных проблем в браке. Еще одним важным фактором сосуществования в браке является восприятие партнерами времени. Примерно три раза в день наступает смена настроения и физических сил. И часто у супругов она не синхронизируется. Умение “подстроиться” друг к другу, тоже определяет благоприятность микроклимата в семье.

18.методы диагностики и получения информации о семейной ситуации.

В рамках общего процесса консультирования семьи выделяется особый этап, когда консультант осуществляет диагностику семейных отношений. На практике проведение диагностики с использованием тех или иных методов и техник может осложняться определенными причинами. Ряд из них выделен Г. Навайтисом. Он отмечает следующие факторы, которые должны учитываться консультантом на данном этапе.

♦ Отсутствие единого подхода к диагностике семейных отношений. Каждая модель консультирования содержит собственное толкование как методов диагностики, так и тех фактов, на которые следует обращать внимание.

♦ На оценку семейных отношений может влиять проекция опыта самого психолога, а также уровень развития способности к их рефлексии самих консультируемых.

♦ Различное толкование динамики семейных отношений членами семьи, искаженное не полностью осознанными внутриличностными проблемами.

Автор подчеркивает необходимость профессиональной рефлексии собственной деятельности, в частности осознания того, почему он применяет тот или иной метод, как предвидит последствия его применения и учитывает специфические особенности клиентов. Однако можно выделить некоторые общие принципы, на которые обычно опираются семейные консультанты.

♦ Одной из первых задач, решаемых консультантом, является создание доверительных отношений с членами семьи. Для этих целей традиционно используются различные техники (от активного слушания до присоединения).

♦ Выбор времени и места для проведения диагностической процедуры в рамках консультативного процесса определяется в зависимости от предварительно сформулированной гипотезы и общей схемы работы с семьей.

♦ Семейную диагностику целесообразно начинать со сбора демографическо-биографической информации, используя для этого метод генограммы.

Работа по систематизации и описанию специальных методов и техник диагностики внутрисемейных отношений была проведена американскими специалистами в области семейного консультирования Р. Шерманом и Н. Фредманом. С их точки зрения, под методом понимается комплекс приемов и предложений, осуществляемых непосредственно консультантом. Для диагностики состояния семьи и ее психологического благополучия традиционно используются следующие методы:

♦ проективный тест « Скульптура семьи »;

♦ метод « Семейное пространство »;

♦ проективный тест « Рисунок семьи ».

Генограмма представляет собой структурированную диаграмму системы внутрисемейных отношений в трех – четырех поколениях. Она предложена М. Боуэном в 1978 г. в рамках подхода семейной терапии, изучающего несколько поколений семьи. Цель ее – показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение и как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства, влияют на современные поведенческие образцы, а также на внутрисемейные диады и треугольники. Генограмма использует для иллюстрации специфики внутрисемейных взаимоотношений символы, которые, наряду с другими данными, применяются для изображения взаимоотношений членов семьи и их позиций в семейной системе. Когда собрана информация об именах, возрасте каждого члена семьи, времени женитьбы, смертей, разводов, рождений, приступают к сбору других важных сведений о функционировании семейной системы, таких, как частота и качество контактов, эмоциональные разрывы, факторы, приводящие к конфликтам и тревожности, уровень открытости-закрытости семейных субсистем и семьи в целом. Семейные сценарии, ценности, правила, мужские и женские стандарты поведения также могут быть выявлены в ходе интервью на основе этой техники.

Цель методики – получить диаграмму, отражающую историю расширенной семьи как минимум на протяжении трех поколений. Беседа обычно начинается с оценки предъявляемого семьей симптома: у кого он наблюдается, когда впервые возник, каково было его клиническое течение. Причем физические, эмоциональные и социальные симптомы рассматриваются как проявление дисфункциональности эмоциональных взаимоотношений, а поведение симптомоносителя отражает то, как тревожность проявляется и преодолевается в данной семье. Временные рамки первичного проявления и последующих усилений симптомов могут быть связаны с другими событиями жизни семьи, такими, как, например, смерть ближайшего родственника.

Затем начинается описание семейной истории с того времени, когда встретились родители, и вплоть до настоящего момента. Особое внимание необходимо уделять следующим фактам: возрасту супругов, точной дате их первой встречи; тому, чем они занимались, когда были женихом и невестой; влиянию порядка рождения детей на их физические и психологические особенности. Важно выяснить то, где семья жила и когда именно переезжала на другое место (особенно важно, если переезды были на очень близкое или очень далекое расстояние от родительской семьи). На данном этапе беседы выясняются также данные о здоровье, образовании и профессиональной карьере каждого из родителей.

Далее обсуждается история расширенной семьи как со стороны матери, так и со стороны отца. Здесь как минимум необходимо узнать о братьях и сестрах матери и отца, об эмоциональной атмосфере в их родительских семьях, о том, чем занимаются все члены семьи в настоящее время. Точные даты событий, произошедших в родительской семье, важны потому, что они могут коррелировать с событиями в нуклеарной семье.

Консультант использует структуру генограммы для того, чтобы рассмотреть вопросы о физических и эмоциональных границах в данной семье, о закрытости и открытости субсистем, о многообразии или ограниченности образцов взаимоотношений между членами семьи и средств общения между ними.

Такие содержательные факторы, как культурная, этническая и религиозная принадлежность, социально-экономический уровень, способы взаимодействия семьи со своим социальным сообществом, тоже принимаются во внимание.

Социальные последствия развода

Большинство противоречий между супругами можно разрешить, не прибегая к разводу. Часто мнение о том, что развод принесет реальное облегчение и поможет разрешить все сложности и проблемы – просто наивное заблуждение. Как правило, человек имеет свои личные проблемы в самом себе и в новых отношениях они проявляются с большей силой.

При этом развод создает новые проблемы, к которым часто супруги не готовы. Это проблемы построения отношений между бывшими мужем и женой, а также взаимоотношений с детьми. Чаще всего бывшие супруги расходятся врагами. Конфронтация между ними сохраняется многие годы, втягивая в это родственников, друзей и сослуживцев. Они ревнуют друг друга, стараются своим поведением уязвить бывшего супруга, настраивают людей против него, стремятся к самоутверждению и т.п. Встречаются и такие ситуации, когда после развода бывшие супруги вообще перестают поддерживать отношения, как бы вычеркивая из своей жизни человека, с которым была прожита определенная часть жизни.

И в том, и в другом случаях люди расходятся с глубокой психологической травмой в душе. Боль в душе остается и тогда, когда люди все же смогли перевести свои отношения после развода в приятельские. Она связана с тем, что обычно при распаде отношений один уходит от другого. Тот, от которого уходит близкий и любимый человек, часто не может смириться со своей потерей в течение всей жизни. Он мучается вопросом: «Что во мне такого плохого, если она ушла к другому? Чем он лучше меня?» Возникает чувство вины и иллюзия того, что если «Тогда я сказал бы что-то другое, она осталась бы со мной..» или «Если бы тогда я сделал что-то по-другому, она была бы рядом. ».

Глубоко страдают после развода дети. Обычно ребенок воспринимает ситуацию распада семьи так, что это именно от него ушел один из родителей. В некоторых случаях, особенно в подростковом возрасте, ребенок говорит о предательстве родителя, покинувшего семью. В подсознании формируется отношение к самому себе, как к человеку, которого бросают, что впоследствии может проявиться в неуверенности и заниженной самооценке ребенка. Более того, он начинает воспринимать отношения между людьми как нестабильные, ненадежные, которые могут в любой момент разрушиться. Такие переживания ребенка не исчезают и тогда, когда родители стремятся сохранить дружеские и приятельские отношения.

Итак, почему же все-таки люди разводятся?

В качестве причин разводов в настоящее время в России выступают следующие.

  • Разводятся люди, которые по своей натуре являются «одиночками». Они не любят, когда в доме «много народу», стремятся к уединению. Они выстраивают между собой и миром такую «стену», за которой создают свой маленький мирок, защищенный от внешних воздействий. Семья – это обязанности, проблемы, заботы. А в одиночестве так хорошо и спокойно.
  • Разводятся люди незрелые, не сумевшие пройти по «лестнице» социального взросления. У них практически всю жизнь сохраняется зависимость от собственных родителей и внутренне они воспринимают самих себя не как супругов и родителей, а как маленьких девочек и мальчиков, дочерей и сыновей своих престарелых родителей. В таких случаях свою лепту в развод вносят родители, которые считают, что их сын (или дочь) выбрали в жены (или мужья) недостойного человека.
  • Разводятся люди, которые не умеют пережить остроту и болезненность возникающих в браке проблем.Они не способны к конструктивному разрешению проблемных ситуаций и стремятся убежать от этой боли куда угодно, даже в развод. Они предполагают, что новый брак будет «без проблем» и в новых отношениях все будет гладко и спокойно. Они ошибочно думают, что после развода для них наступит долгожданный покой и умиротворенность. К сожалению, часто необходимы годы жизни, чтобы у этих людей разрушился миф о возможности спокойных, бесконфликтных отношений между мужчиной и женщиной.
  • Не стабильны семьи, в которых сформировался сценарий брачных отношений по типу «манипулирующий подчиняющийся». Обычно тот, кто находится в позиции подчиняющегося, начинает бороться за свое человеческое достоинство, а манипулятор не может перестроиться по отношению к своему партнеру. Распад таких браков не осуждается со стороны общества; родственники и друзья сочувствуют супругу, который многие годы терпел жестокое обращение с собой, особенно если это было связано с физической агрессией.
  • Довольно часто возникает так называемый«ситуативный развод» в период того или иного кризиса брачных отношений. Предполагая, что охлаждение связано с уходом любви и что «Больше уже ничего хорошего не будет», люди идут на развод. На самом деле необходимо только одно: терпеливо вместе пережить кризисный период.
  • И, наконец, семья распадается в тех случаях, когдау супругов или одного из них не сформированы родительские чувства и нет ответственности за своих детей.

Итак, во всех этих случаях семейная ситуация могла бы быть улучшена либо силами самих супругов, если бы они приложили все силы к сохранению семьи, либо при помощи специалиста – психолога.

Факторы, способствующие разводу

  1. Развод родителей увеличивает вероятность развода их выросших детей (вероятность не означает фатальности, так как негативные факторы могут «перекрыться» благоприятными). Установлено, что на прочность создаваемого союза детей влияет не только отсутствие одного из родителей, но и конфликты в родительской семье, ее отрицательная эмоциональная атмосфера. В конфликтных и неполных семьях дети не получают адекватного представления о модели успешных взаимоотношений в семье. При этом в семьях, где есть разведенные, может складываться более терпимое отношение к разводу («готовность к разводу»). Большое значение имеет и тот факт, что неполные семьи находятся в более тяжелом материальном положении, чем семьи с двумя родителями, что, в свою очередь, сказывается на уменьшении вероятности получения хорошего образования, профессии и дохода;
  2. При прочих равных условиях – чем ниже уровень образования, профессиональный статус и доход мужа, тем выше вероятность развода.
  3. Беременность невесты (влияние так называемых вынужденных браков). Исследования показали, что вероятность распада семей с добрачной беременностью в два раза выше. Среди причин этого эффекта обычно называют нарушение процесса адаптации жениха и невесты к браку, «перескакивание» сразу на следующую стадию семейной жизни, связанную с рождением и воспитанием детей, обострение экономических проблем супругов в связи с рождением ребенка. Немаловажны и мотивы заключения брака: в данном случае часто его единственная причина — перспектива скорого рождения ребенка.
  4. Непродолжительный срок добрачного знакомства(рекомендуемый психологами срок – 1-1,5 года);
  5. Серьезные ссоры и конфликты во время ухаживания;
  6. Отрицательное отношение родителей к данному браку
  7. Слишком ранний брак (до 19 лет),
  8. Откладывание официального оформления отношений (как признак неготовности к принятию на себя ответственности),
  9. Разница в возрасте между супругами более 10 лет, существенная разница в физической привлекательности.
  10. Некоторые свойства личности, такие как личностная (эмоциональная) незрелость, низкая самооценка (поскольку она порождает неуверенность и ревность, затрудняет отношения), чрезмерная зависимость от родителей, эмоциональная изоляция (как неспособность проявления своих чувств и принятия чувств другого), желание постоянно критиковать и воспитывать другого человека.
Читайте также:  Что делать, если муж стал злым

Перечисленные факторы риска не являются «фатальными» при прогнозе будущих супружеских отношений. Все эти факторы имеют скорее некий «кумулятивный» характер, так что при накоплении их вероятность несложившихся супружеских отношений увеличивается.

Развод не роковая точка, он имеет свои фазы, этапы, свою хронологию:

  • разочарование;
  • эрозия отношений;
  • физическое разъединение;
  • депрессия;
  • «вторая жизнь»;
  • напряженная деятельность (работа, воспитание детей и т.д.)

Периодизация после разводного процесса

  • эмоциональный развод, включающий решение, объявление и расставание
  • юридический развод;
  • экономический развод;
  • родительский развод;
  • развод с точки зрения общества (индивида считают одиноким);
  • психологический развод.

Этапы развода: эмоциональный развод, и два более поздних этапа – официальный развод и “вторая жизнь” (семейное определение) могут тянуться в течение многих лет.

В периоде после фактического развода различаются два этапа:

  1. Адаптация к факту распада семьи (судебный процесс, раздел имущества и детей, новые отношения с родственниками, друзьями, сотрудниками). Важное место занимают чувства, связанные с прежним супругом (любовь, ненависть, вина, гнев, враждебность, привязанность и т.д.) и прежним браком (сожаление, разочарование, восприятие себя как неудачника). Общий настрой меняется от депрессии, чувства вины, низкого самоуважения до эйфории, облегчения;
  2. Адаптация к новому стилю жизни — поиски новой работы, места жительства, новых друзей, испытываются материальные трудности.

С детьми связаны проблемы адаптации к новой роли одинокой матери (отца). В настоящее время говорят о раздельно живущих «экс-супругах», совместно воспитывающих общих детей. Выделяют следующие типы взаимоотношений разведенных супругов (через год после развода):

  • «Отличные товарищи» – высокая степень взаимодействия и высокая степень коммуникабельности. Для этих пар расстройство от распавшегося брака не омрачило их позитивные долгосрочные взаимоотношения. Многое объясняется особенностью их брака, что изначально они были хорошими друзьями и остались ими до сих пор. Такие пары разговаривают друг с другом не менее одного или двух раз в неделю и интересуются текущей жизнью друг друга. Через 2 и 4 года многие из «отличных товарищей» переходят в другую группу.
  • «Сотрудничающие коллеги» – средний уровень взаимодействия, высокая коммуникативность. Они не могут считать себя близкими друзьями, но по большинству вопросов сотрудничают достаточно хорошо в том, что касается детей. Общей для «сотрудничающих коллег» является способность отделить свои супружеские взаимоотношения от родительских обязанностей и взаимоотношений. Около 75% «сотрудничающих коллег» сохраняют этот тип отношений несмотря на вступление в повторный брак.
  • «Сердитые союзники» – среднее взаимовлияние, низкая коммуникабельность. Их развод часто имеет тенденцию разрешать споры только в судебном порядке, и их официальные отношения в суде продолжаются иногда много лет после развода. Характерно вынужденное общение только в случае построения планов для своих детей. Они обычно оказываются не способны подавить свое раздражение, позволяют ему выплеснуться на предметы контакта. Обычно чувствуют себя очень напряженно, настроены враждебно или даже открыто конфликтно. Как правило, имеют какое-то расписание времени общения с детьми, когда супруг, не живущий с ними (обычно отец), проводит с детьми часть времени (1 раза в месяц или в неделю). Через пять лет после развода обычно «сердитые союзники» делятся на три группы: одна треть так и остается в этой группе, треть переходят в группу «ярых врагов» или «распавшиеся дуэты». Треть способна улучшить свои отношения, перейдя в группу «сотрудничающих коллег».
  • «Ярые враги» (низкая коммуникативность – мало взаимоотношений). Часто имеют тенденцию разрешать споры только в судебном порядке, и их официальные сражения в суде длятся годами. Как супруги в привыкшей к конфликту семье «ярые враги» очень сильно зависят друг от друга, хотя энергично это отрицают.
  • «Распавшийся дуэт» – разошедшиеся пары, которые исключают какой-либо контакт полностью. Это настоящие семьи с одним родителем, в которых нет места бывшему супругу.

Последствия развода

Раньше считалось, что женщина переживает развод тяжелее мужчины (материальные трудности, поиски работы, воспитание детей, ограниченные возможности создать семью и т.д.). Позже психологи пришли к выводу, что мужчине брачный союз нужен более, чем женщине. Его неудовлетворенность одиночеством еще более острая и длительная.

Возможности вступления в повторный брак у мужчин выше, но немало разведенных не могут найти новую спутницу жизни (около 50% разведенных мужчин не вступают в повторные браки).

Женщины при разводе сильно переживают ощущения: «тебя больше не любят», «ты плохая мать». Они воспринимают эмоциональные трудности развода более интенсивно, но зато скорее приходят к психологическому равновесию. Мужчина на некоторое время «забывается», но затем испытывает длительную неудовлетворенность. У мужчин больше возможностей «бегства от себя» (хобби, меньшая зависимость от окружения), но в результате переживания неблагополучия растягиваются на длительное время. К этому добавляются ограниченные возможности видеть детей.

Глубина переживаний разведенных супругов зависит от неожиданности развода. Наибольшая травма у того, кому было предложено развестись, а односторонний развод – скорее правило, чем исключением.

Пожилые люди и супруги с большим стажем брака получают большую травму, чем молодые (в большей мере есть что терять, им больше надо переучиваться для новой жизни).

Среди недавно разведенных мужчин и женщин выше уровень алкоголизма, физических болезней и депрессий, что иногда является прямым результатом изменения жизни после развода. Однако для некоторых развод – это желанное облегчение, которое приносит свободу от ограничений, обязанностей и душевного смятения.

Большинство разведенных справляются со своими проблемами через 2-3 года после окончательного разрыва, и у них вновь возникает ощущение благополучия.

Влияние развода родителей на детей

Формирование эмоционально здорового ребенка зависит от взаимного общения ребенка с обоими родителями. 90% детей разводящихся родителей, узнав о разводе, испытывают кратковременный шок с ощущением боли и безотчетным страхом. По данным исследователей, 50% отцов прекращают навещать своих детей спустя три года после развода. Около половины детей чувствуют себя покинутыми и заброшенными.

Лишенные в детстве общения с отцом, мальчики либо усваивают «женский» тип поведения, либо создают искаженное представление о мужском поведении как противоположного женскому и не воспринимают всего того, что пытается им привить мать. Выращенные без отцов мальчики оказываются менее зрелы и целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, менее инициативны и уравновешенны, у них труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением. Им гораздо труднее выполнять свои отцовские обязанности.

Девочки, воспитанные без отцов, менее успешно формируют представление о мужественности, в дальнейшем у них меньше шансов правильно понимать своих мужей и сыновей, исполнять роль жены и матери. Любовь отца к дочери очень важна для развития ее самосознания, уверенности в себе, формирования своего образа женственности.

Развод травмирует детей гораздо сильнее, чем Вас или мужа. Поэтому самое главное – снять с детей груз ответственности за произошедшее. Сказать нужно примерно следующее: «Я и папа любим вас, хорошо относимся друг к другу, и всегда останемся вашими родителями. Папа всегда будет любить вас, но сейчас он решил переехать в другое место и пожить отдельно. Вы будете видеть его так же часто, как и раньше, а может быть – даже больше, просто жизнь будет организована по-другому».

Двухлетнему малышу этого объяснения более чем достаточно, а шестилетке нужно настойчиво повторять, что его вины в папином уходе нет. Папа не «бросил» его и не «оставил», а просто сменил место жительства. Папа любит его и всегда останется его папой, что бы ни произошло. Главное, к чему мама должна быть в такой ситуации готова – это повторять одно и то же объяснение много раз, не раздражаясь. Дети должны железно усвоить: папа никуда не делся и любит своих малышей как прежде

Социальные последствия развода

2. Социальные последствия развода

2.1 Стресс и невроз – последствия развода

В жизни каждого человека встречаются несчастья, потери, разочарования, неудачи, а кто-то встречается и с такой стрессовой ситуацией как развод. Любые значительные перемены в жизни могут вызвать стресс.

Когда рушится семья, разваливаются семейные отношения, то жизнь бывших мужа и жены меняется полностью, часто человеку приходится фактически начинать жить заново, адаптироваться в новой реальности – а это серьёзный стресс, что требует от организма большого напряжения. Последствия стресса очень многообразны: обострение хронических заболеваний, головные боли, снижение или повышение аппетита, повышенная утомляемость, хроническая усталость, плохое настроение, расстройство менструального цикла. Могут начать одолевать бесконечные простуды или появиться бессонница, которые часто сопровождают неврозы; вегетососудистая дистония сразу начинает «напоминать» о себе. И депрессия.

Психологи свидетельствуют, что в нашей стране мужчины и женщины разводятся чрезвычайно тяжело. Но если постсоветский мужчина склонен к переадресовке вины женщине, то уж женщина, предрасположенная всей системой воспитания к тяжелому чувству вины, легко воспроизводит это чувство (и очень долго, будто пестуя, холя, его сохраняет). Это имманентное чувство вины разведенной, на фоне тяжелых обвинений супруга, родственников, а иногда друзей и знакомых, в течение нескольких недель или месяцев может спровоцировать у женщины депрессивные невротические реакции с последующие развитием невротической личности.[4]

Вместе с тем развод ухудшает психологическое состояние обоих бывших супругов. Оба бывших партнера независимо оттого, кто был инициатором развода, ощущают, что их предали, и в большинстве случаев (как минимум в момент развода и в ближайшие годы после него) испытывают выраженные негативные чувства друг к другу. Вместе с тем мужчины в этих обстоятельствах чувствуют себя скорее несчастными и рассеянными, а женщины воспринимают себя напряженными, сердитыми, усталыми, подавленными и злыми.

Разведенные женщины-матери сталкиваются с множеством дополнительных проблем, как то: экономические трудности; дефицит времени; ощущение недоверия и осуждения со стороны общественности. В это время мать может воспринимать своих детей как символ боли и обиды.

В отличие от женщин российские мужчины в целом гораздо легче переживают чувство вины и разрыв психологической зависимости, т.е. «с глаз долой – из сердца вон». Хотя состояние мужчин в значительной мере усугублялось вынужденным прекращением их контактов со своими детьми. И напротив, многие женщины освобождаются от эмоциональной привязанности к бывшему супругу тяжелее – их актуальное состояние гораздо чаще требует профессиональной помощи психолога либо психотерапевта, своевременное отсутствие квалифицированной помощи может значительно затруднить для них вступление в новый брак.

Развод крайне отрицательно сказывается на здоровье: разведенные болеют в среднем в два раза чаще, чем семейные, и живут меньше. Причем заболеваемость и смертность среди разведенных, холостых и оставшихся вдовцами мужчин значительно выше, чем среди женщин. В числе причин инфаркта развод стоит на втором месте (на первом – смерть супруга).

В течение года после развода риск заболеваний у разведенных увеличивается на 30% (психические и кожные заболевания, мочеполовые расстройства, головные боли). Мужчины переносят развод болезненнее, чем женщины. Статистика самоубийств у мужчин после развода намного превышает женскую.

Большинство мужчин более социально-психологически изолированы и уязвимы, чем женщины, поскольку они имеют меньше друзей. Часть мужчин впадает в отчаяние, когда женщина разрушает брак против их желания. Мужчина, как правило, возражает против развода из-за того, что вместе с женой уходят и дети, суд, как правило, оставляет ребёнка с матерью. Мужчина продолжает чувствовать себя отцом, но не всегда находит понимание в обществе. Сейчас только 20% мужчин прекращают контакты со своими детьми после развода, тогда как 10 лет назад таких было 40%.[5]

2.2 Ребенок после развода

Распад семьи немедленно и тяжело сказывается на морально-эмоциональном и материальном состоянии детей. Считается, что самое главное социальное последствие разводов – это дети, растущие в неполных семьях. Однако современные исследования говорят о том, что самый плохой вариант жизни для ребенка – это полная, но скрыто конфликтная семья, то есть когда людям трудно быть вместе, но они всеми силами стараются «делать хорошую мину при плохой игре». Дети эту фальшь между мамой и папой чувствуют прекрасно и очень страдают. Чуть меньше вреда несет в себе открыто конфликтующая семья, затем неполная семья, ну и, конечно, оптимальный вариант для ребенка – дружная и крепкая семья.

Развод не всегда ставит точку в отношениях супругов. У некоторых родителей именно с него начинается новый виток вражды и взаимного очернения в глазах собственных детей, которые становятся жертвами родительских манипуляций, чья единственная цель – перетянуть ребенка на свою сторону.

Бывшие супруги довольно часто настраивают ребенка друг против друга, внося еще больший психологический дискомфорта раненную разводом душу ребенка, для которого большим счастьем является сам факт наличия обоих родителей. Прививая чувство вражды к отцу (матери), родители насаждают в ребенке агрессивность, недружелюбие, подавленность, обиду и т.д.

После развода некоторые родители изо всех сил стараются доказать детям, что они лучше: сильнее любят, больше заботятся. Иногда ребенка прямо призывают оценить недостатки бывшего супруга: «Ну ты посмотри, что он/она делает?», «Разве можно жить с таким человеком?».[6] Таким образом отец или мать пытаются избавиться от части вины, которую чувствуют перед детьми за то, что сохранить семью не получилось. Кроме того, есть другая причина такого манипулятивного поведения: не простив обиды, один или оба родителя стремятся отомстить тому, с кем отношения уже распались и дети становятся и орудием мести, и ее жертвами.

Свои негативные чувства бывшие супруги «транслируют» ребенку. Принижение роли одного из родителей часто идет по нарастающей: не позвать ребенка к телефону; ни разу не позвонить с дачи, забрав сына или дочь на каникулы; назначить занятия с репетитором именно на тот день, в который другой родитель мог бы с ребенком повидаться… Их могут упрекать в том, что он или она «вылитый отец», «копия матери». Некоторые идут дальше, открыто критикуя качества своего «бывшего» или представляя ребенку нынешнего партнера в качестве нового папы или мамы. В результате такой стратегии – осознанной или бессознательной – страдает личность подрастающего человека. Изо дня в день слыша лишь о недостатках одного из родителей, он может обесценивать отношения с ним, вне зависимости от того, какими до этого они были на самом деле. Ребенок привыкает делить мир на черное и белое, начинает ориентироваться на мнение того, кто сильнее. Одно из самых негативных последствий борьбы за лояльность ребенка – это утрата им контакта с собой, с собственными чувствами. Ему приходится отказываться от своих подлинных переживаний, чтобы выжить в ситуации, когда от него ждут ненависти к отцу или матери, которых он любит и в чьей ответной любви нуждается. Не доверяя своим чувствам, ребенок не в состоянии выстроить свою систему ценностей. Вырастая, он с трудом осваивается во взрослой жизни, где принимать решения нужно самостоятельно.

Читайте также:  Как научить ребенка ответственности и уважения

Учитывая, что ребёнок познаёт мир через родителей: папа для него – это одна половина мира, а мама – вторая половина, семья – это весь мир, не трудно предположить, чем оборачивается развод родителей для ребёнка – крушением всего мира. Отсюда становится понятным, почему ребёнок старается применить все доступные для него способы примирения родителей в ситуации затяжного брачно-семейного конфликта:[7]

1. Шантаж (угрозы уйти из дома, не иметь в будущем с ушедшим родителем ничего общего, покончить жизнь самоубийством и др.);

2. Отклоняющиеся поведение как способ объединить родителей для «возвращения» их к «нормальной» жизни;

3. Демонстрация собственных успехов в учёбе родителям, которые будут ими гордиться и захотят жить, как прежде вместе;

4. «Последовательная политика» организации семейных праздников, совместного досуга всех членов семьи и отдельно родителей друг с другом.

Негативные проявления чаще всего демонстрируют подростки, которые, помимо развода родителей, испытывают ещё и проблемы, связанные со своим подростковым возрастом, а конфликты в семье только усиливают негативные проявления подросткового возраста.

Психологи свидетельствуют, что если дети еще маленькие (не старше 2–3 лет), прошлая жизнь, вероятно, не окажет на них сильного влияния. Дети в возрасте 3,5–6 лет переносят развод родителей очень травматично и нередко обвиняют во всем себя. Ребенок 6-8 лет чаще переживают чувства злости и обиды, особенно на отца. В 10–11 лет у детей нередко возникает реакция заброшенности и тотальной злобы на весь мир. Только в возрасте 13-18 лет, испытывая чувство потери, обиды, подростки все же оказываются способными адекватно представить себе причины и последствия развода. И если дети взрослые, развод их может вообще не интересовать.[8]

Переживания ребенка усугубляются следующими обстоятельствами:

– предшествующие разводу ссоры родителей и неизбежное ухудшение обращения с ребенком в этой ситуации;

– ощущение ребенком отсутствия ушедшего родителя и восприятие его ухода как отказ от самого ребенка;

– дефицит общения с оставшимся родителем, так как он часто бывает вынужден пойти на работу;

– ухудшившиеся отношения ребенка с товарищами, которые обычно задают ребенку нескромные вопросы, дразнят и т.д.

На детях отрицательно сказываются страдания оставшегося с ним родителя. С уходом отца дом лишается мужского начала, матери сложнее прививать мальчику чисто мужские интересы, формировать у него правильное представление о роли мужчины в доме. Адекватное представление девочки о мужчинах легко может исказиться из-за нескрываемой обиды на отца и несчастливого опыта матери.

Опыт оказания психологической помощи семьям разведенных родителей свидетельствует о том, что, как правило, попытки одинокого родителя быть одновременно матерью и отцом для своего ребенка оказываются неудачными. Ребенок в семье с одним взрослым в ущерб своей самостоятельности неизбежно становится более зависимым от воспитывающего его родителя, он утрачивает психосексуальные ориентиры, отдаляется от стандартов половых ролей, соответствующих его полу; либо у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. У ребенка надолго, если не навсегда, создается путаница в его представлениях о ролях мужчины и женщины в семье и в жизни в целом.

Дети, выросшие в неполных семьях, хуже подготовлены к семейной жизни, они чаще избегают вступления в брак, более склонны к разводам. Юноши и девушки из неполных семей в целом менее целеустремленны, инициативны, уравновешены. У них труднее развивается способность к сочувствию, к управлению своим поведением. Впоследствии им сложнее качественно выполнять отцовские обязанности. У девушек из неполных семей, вышедших замуж, меньше шансов адекватно понимать своих мужей и сыновей, то есть выполнять роль жены и матери в традиционном понимании этих ролей.

Абсолютное большинство детей страстно желают иметь обоих родителей. Многие дети живут надеждой на то, что их родители снова будут вместе: среди 5-7-летних ребят надежды на воссоединение отца и матери питают 65,7% мальчиков и девочек. С возрастом эти надежды уменьшаются, однако и в юношеском возрасте они сохраняются у 16% детей разведенных родителей.

Некоторые матери стремятся свести к минимуму встречи отцов и детей. В результате отец все меньше знает о ребенке, оказывается не в состоянии действительно воспитывать его, качественно общаться с ним. Отец начинает либо заискивать перед ребенком, задабривать его, баловать, либо, не испытывая положительных чувств от общения с «незнакомым родным ребенком», постепенно теряет к нему интерес, или, наконец, принимает на себя роль стороннего наблюдателя. Любая из названных стратегий взаимодействия живущего отдельно от ребенка отца оказывается неудовлетворительной, и страдает от нее прежде всего ребенок.

Однако, наблюдения за детьми к концу второго года после развода показали, что поведение мальчиков из распавшихся семей менее агрессивно, чем детей, чьи родители постоянно конфликтовали и ссорились.

1) Последствия развода крайне отрицательно сказывается на здоровье обоих бывших супругов: разведенные болеют в среднем в два раза чаще, чем семейные, и живут меньше. После развода риск заболеваний у разведенных увеличивается на 30%, ухудшает психологическое состояние.

2) Однако, самое главное социальное последствие разводов – это дети. Бывшие супруги часто настраивают ребенка друг против друга, в результате чего у ребенка появляется агрессивность, недружелюбие, подавленность, обида, негативное поведение и т.д.

Одно из самых негативных последствий – это утрата ребенком контакта с собой, с собственными чувствами. Вырастая, он с трудом осваивается во взрослой жизни, где принимать решения нужно самостоятельно.

Кроме того, с уходом отца дом лишается мужского начала, поэтому у ребенка формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком; создается путаница в представлениях о ролях мужчины и женщины в семье и в жизни в целом.

Список использованной литературы

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 208 с.

2. Волков Ю.Г. Социология молодёжи. Учебное пособие / Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А.; Под общей ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Ростов – н/Д.: Феникс, 2001. – С.271.

3. Гришунина Е. Вчера любил, сегодня ненавижу // Парламентская газета. – 2006. – № 131 (1981).

4. Долгова Т.П., Симонова Е.В. Проблемы комплексного изучения семьи. // Социология семьи: социологические исследования. – 2000. – № 4. – С.137-139.

5. Закирова В.М. Выживет ли российская семья в условиях гендерного конфликта: развод и домашнее насилие как факторы деформации семейных отношений. // Журнал «Полемика». – 2002. – №14.

6. Тащёва А.И. Психологическое консультирование как процесс: Методическое пособие / А.И. Тащёва. – Ростов-на-Дону. – 1996. – 46с.

7. Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учебное пособие / Е.А. Тюгашев, Т.В. Попкова. – Новосибирск: СибУПК, 2002. – 225с.

8. Шуман С.Г. Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения / С.Г. Шуман, В.П. Шуман. – М.: Наука, 1997. – 225с.

[1] Гришунина Е. Вчера любил, сегодня ненавижу // Парламентская газета. – 2006. – № 131 (1981).

[2] Тащёва А.И. Психологическое консультирование как процесс: Методическое пособие / А.И.Тащёва. – Ростов-на-Дону. 1996. – 46 с.

[3]Гришунина Е. Вчера любил, сегодня ненавижу // Парламентская газета. – 2006. – № 131 (1981).

[4] Закирова В.М. Выживет ли российская семья в условиях гендерного конфликта: развод и домашнее насилие как факторы деформации семейных отношений. Публикации // Журнал «Полемика». – 2002. – №14.

[7] [7] Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учебное пособие / Е.А.Тюгашев, Т.В.Попкова. – Новосибирск: СибУПК, 2002.

Последствия развода

развод семья неполный последствие

По окончании бракоразводного процесса происходит изменение семейного статуса каждого из супругов. Это изменение влечет за собой изменение всего уклада жизни личности – экономического, социального, сексуального.

Если говорить о возникновении неполной семьи в результате развода, то как подчеркивает Н.И. Олифирович и ряда других исследователей (Л.Б. Шнейдер), метафора послеразводной фазы – «разрушенный дом». Основная цель послеразводной фазы – построение нового стиля и образа жизни в условиях неполной семьи.

Соответственно, задачами развития семьи выступают: преодоление «эмоционального дефицита» и «дефицита делового сотрудничества», возникших после ухода одного из супругов; восстановление экономического функционирования семьи, достижение финансовой и экономической компетентности разведенного супруга, позволяющей максимально сохранить или улучшить уровень прежнего, «доразводного» функционирования семьи; приобретение необходимой компетентности в воспитании детей каждым из разведенных супругов; построение новой системы социальных отношений с друзьями, коллегами, прародителями; реконструкция эго-идентичности (О.А. Карабанова).

Таким образом, рост разводов не может не влиять на общество. При этом данные последствия для общества оцениваются, как правило, крайне негативно. Это отражено в социально-психологических последствиях расторжения брака. Так, Л.Б. Шнейдер и ряд других авторов к социально-психологическим последствиям развода относят:

– ухудшение условий семейного воспитания;

– снижение работоспособности человека;

– ухудшение показателей здоровья, увеличение заболеваемости и смертности;

– увеличение суицидальных исходов;

– увеличение риска психических заболеваний.

В связи с вышеперечисленными последствиями необходимо обратить внимание на следующий факт. Демографическая ситуация в современной России, характеризующаяся высокой смертностью и низкой рождаемостью, а также ежегодный рост алкоголизма в стране говорят об острой потребности укрепления института семьи.

Однако необходимо отметить, что существуют такие случаи, когда семейные отношения негативно сказываются на индивидуально-психологическом состоянии личности. Тогда развод – это единственный возможный вариант дальнейшего позитивного развития личности. Как подчеркивает В. Квинн, если существует действие, то должно быть и противодействие. Если существует брак, то должен существовать и развод Таким образом, индивидуально-психологические последствия развода не только негативные, но и позитивные.

На основе анализа литературы, посвященной проблеме развода, можно выделить следующие индивидуально-психологические последствия расторжения брака:

– освобождение от обязательств перед супругом и одиночество;

– изменение в уровне материального благосостояния;

– изменения в профессиональной сфере.

Рассмотрим вышеперечисленные последствия подробнее. Итак, освобождение от обязательств перед супругом и одиночество. Если говорить об этих последствиях, то необходимо акцентировать внимании на отношении личности к ним. Дело в том, что здесь возможно два варианта: супруг мог страдать от ущемления собственной свободы в браке, а, возможно, он тяготился собственной свободой. В первом случае после развода свобода – это то, в чем испытывалась острая потребность в некоторой свободе личности и расставание не является особо болезненным. Во втором случае после развода свобода – это негативное состояние, которое ведет к появлению чувства одиночества, пустоты и ненужности.

Преодоление указанных чувств возможно при формировании отношения личности к разводу как опыту, который необходимо использовать в своей дальнейшей жизни. Безусловным положительным аспектом освобождение от обязательств перед супругом является отсутствие семейных бытовых проблем, которые весьма негативно могут сказаться на эмоциональном состоянии личности.

Что касается изменений в уровне материального благосостояния, то они как правило носят негативный характер, особенно для супруга, у которого не высокий уровень заработной платы. Данный факт усугубляет угнетенное состояние после расторжения брака.

Однако и в этом случае наблюдаются положительные стороны проблемы. Во-первых, решение о распределении собственных денежных средств принимается личностью самостоятельно. Во-вторых, появление новой кризисной ситуации – нехватки денежных средств – в определенный момент времени активизирует личность для пересмотра места своей профессиональной деятельности (особенно это касается женщины, воспитывающей ребенка), что способствует выходу из негативного эмоционального состояния.

Именно пересмотр места профессиональной деятельности и своего отношения к выбранной профессии – это те изменения в профессиональной сфере многих людей после развода. Хотя этому может предшествовать период безразличия к своей профессиональной деятельности.

Однако с целью отвлечения от внутренних тяжелых переживаний человек, как правило, начинают заниматься тем, что подарит ему спокойствие и уверенность в себе. Данные исследований свидетельствуют о том, что многие люди после расторжения брака находили себя в сферах, о которых раньше и не думали, раскрывали новые способности и строили карьеру.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основная задача психологической помощи в ситуации развода – это ориентация клиента на позитивные аспекты развода.

Социальные последствия развода

Супружеская перестрелка с УЛЕТальным исходом:

Как спасти отношения и стоит ли это делать

Ни одна семья не застрахована от конфликтов и супружеских разногласий. Но в некоторых случаях конфликты и ссоры преодолеваются супругами во имя сохранения брака и семьи, а в ряде случаев они заканчиваются разводом.

В литературе, в кино, периодической печати мы неоднократно встречались с историями, авторы которых нам представляли очередной вариант «развода по-…»: по-итальянски, по-русски, по-арабски… Однако, несмотря на художественные достоинства произведений и несомненный талант их авторов, нигде и никогда не был представлен идеальный образец, эталон такого сложного и болезненного процесса, каким является разрыв семейных отношений.

Читая и слушая рассказы о мучительных и скандальных разводах, мы нередко восклицаем: «Как это ужасно! Ну неужели нельзя расстаться по-хорошему?!» Хотя, если спросить, что значит «по-хорошему», ответы будут тоже очень разными. А те, что перенесли эту процедуру, непременно усомнятся: существует ли вообще такой эталон «благополучного» развода? «Хорошей» операция может быть только с точки зрения стороннего наблюдателя или хирурга, но не для больного. Он не хуже успокаивающих его друзей знает: не век длиться страданиям, все пройдет, перемелется. Жизнь на этом не остановится, появятся новые радости и – не исключено – новая семья. Однако в самый момент «операции» грешно от него требовать олимпийского спокойствия, когда рушится им созданный мир и над головой полыхает крыша.

Есть поговорка: «Уехать – значит немного умереть». Перефразируя ее, с полным основанием можно сказать: «Развестись – значит немного убить». «Убить» не только того человека, которого оставляешь, но что-то убить и в собственном сознании, в чувствах детей. Убить и себя, ту область своей души, своей памяти, своего организма, наконец, где в каждой клетке запечатлена часть жизни, прожитой совместно с бывшим мужем или бывшей женой. Сжигается все, чему поклонялся, а сюда входят и отношения с близкими и дальними родственниками, со многими и друзьями и знакомыми, которых человек приобретает вместе со спутником жизни и которых тоже ранят осколки разбитого вдребезги.

Если развод – драма для бывших супругов, то для детей это трагедия вдвойне. Как замечает отечественный социолог Н. Я. Соловьев, «… и предразводная, и послеразводная ситуация наносит здоровью ребенка непоправимый вред… После развода родителей трех-шестилетние дети испытывали чувство вины и самоунижения, семи-восьмилетние – злость и обиду, главным образом на отца, десяти-одиннадцатилетние – обиду на обоих родителей. Более трети детей обычно хуже учатся, нарушают дисциплину, некоторые начинают конфликтовать со всеми, даже с друзьями, иные убегают из дома»[1].

Читайте также:  Влияние родителей на детей и их воспитание

Так дети протестуют против произвола родительских чувств и отношений. И справедливо: они нуждаются в обоих родителях, а не в одном, как бы тот ни любил, ни баловал своего ребенка. Родители охладели друг к другу, не могут ужиться, поэтому принимают решение о разводе. При этом как-то «забывают» о том, что помимо их чувств есть еще чувства их детей, которые любят их обоих. Ведь для детей они, несмотря ни на что, продолжают оставаться самыми любимыми и дорогими людьми. Дети и есть главные страдальцы при распаде семьи. Поэтому, когда мама или папа решают не переступать крайней черты в неизбежных спорах, они проявляют не только дальновидность, но и подлинную любовь к своим детям.

А если все-таки развод неизбежен, очень важно найти мудрые и гуманные решения при расставании, не отказывать друг другу в уважении и дружбе. Смягчить вину двух людей, не сумевших построить общий дом, может убежденность: они утратили лишь часть былых связей, они перестали быть возлюбленными и супругами, но отнюдь не перестали быть родителями своих детей и просто порядочными людьми.

Вместе с тем, как бы тяжело не переживалась трагедия разрушения семьи, рано или поздно каждый из бывших супругов начинает задумываться о создании новой, с другим брачным партнером. В половине случаев супруги, пережившие развод, через некоторое время снова вступают в брак.

Ребенок попадает в новые семейные условия, в которых очень сложно отчиму или мачехе строить отношения с пасынком или падчерицей, особенно в подростковом возрасте. Тактика здесь возможна только одна: при осуждении неправильных действий и поступков ребенка исходить из того, как бы они травмировали родных мать или отца. Отчим или мачеха должны постараться быть интересными для растущего человека, понять и разделить его увлечения, запросы, потребности, вызвать интерес к своему любимому делу.

В общем, чем меньше негативных переживаний, сентенций, нравоучений и чем больше реальной заботы о ребенке, потерявшем одного из родителей, тем крепче новая семья. Но требовательность родных отца или матери в этом случае должна удваиваться. Родные отец или мать постоянно должны подчеркивать своему ребенку положительные качества своего нового супруга.

В конечном счете нет противопоказаний ко второму браку, если первый закончился неудачей. Но это не значит, что вторую семью создавать легко. Правда, из опыта первого, хотя и неудачного супружества люди извлекают уроки, избавляются от недостатков, которые мешали в прежней семейной жизни, приобретают терпение, волю и жизненную мудрость для создания и сохранения второй семьи. Но все это требует огромного психического напряжения, постоянной работы над собой.

Второе супружество, если оно приносит счастье, это как вторая жизнь, которую надо прожить достойнее, чем первую. Сложности семейной жизни уходят в прошлое по мере того, как вырастают дети. И до глубокой старости остается гармония душ, мыслей и чувств, которая делает жизнь привлекательной.

Однако следует признать: семейные радости и труды – удел не всех и каждого. Во все времена были женщины и мужчины, считавшие себя «не созданными для семейной жизни». Они предпочитают сохранить свою свободу и независимость и остаться одинокими. Многих не устраивает видимость семейных отношений, «лишь бы замужество, лишь бы дом». Они ищут либо подлинно человеческое, гуманное, высоконравственное соединение, основанное на взаимной любви, либо стремятся избежать ответственности перед партнером и будущими детьми, поэтому не стремятся связывать себя брачными узами. Такие партнеры отрицают формальный брак и отдают предпочтение свободному сожительству или так называемому «открытому» (гостевому) браку, основой которого является негласный или озвученный договор о личной жизни, допускающий возможность измены.

Хотелось бы заметить: как бы люди ни относились к семье и сопутствующим семейной жизни радостям и неизбежным трудностям, взрослые должны помнить, что семья создается не только ради счастья двоих, но и для счастья их детей. А им нужны прежде всего любящие родители. Один малыш так выразил эту потребность: «Зачем человеку две руки? Чтобы одной держаться за маму, а другой за папу». Коротко, но очень емко. Не будем забывать об этом, когда окажемся в ситуации принятия решения о заключении брака или о разводе, о незарегистрированном сожительстве или о свободных отношениях в гостевом браке.

Мы в ответе за все, что связано с нашим выбором, и за тех, кто к этому выбору на первый взгляд не имеет прямого отношения, но очень от него зависит.

Мы надеемся, что эта книга поможет (пусть даже в незначительной степени) тем, кто столкнулся со сложной жизненной ситуацией и кому не безразлична судьба семьи и связанные с ней судьбы родных и близких – в первую очередь это касается детей. Возможно, эта книга заставит кого-то остановиться и серьезно подумать, прежде чем принять окончательное решение. Это может касаться развода или вступления в повторный брак, а также выбора в пользу сожительства или гостевого брака. При этом не забывайте об одном: все, что мы делаем – хорошего и плохого, – мы делаем в первую очередь для себя. И нам в первую очередь придется расплачиваться за собственные прегрешения и ошибки.

Причины и социальные последствия развода (стр. 1 из 3)

1. Причины разводов

2. Социальные последствия развода

2.1 Стресс и невроз – последствия развода

2.2 Ребенок после развода

Список использованной литературы

Ни один человек в здравом уме и твердой памяти не желает, чтобы в его жизни состоялся развод, он ведь не вступает в брак, думая, что его жизнь станет хуже. Каждый надеется разделить все горести и радости с другим человеком, рассчитывает на эмоциональную поддержку с его стороны, думает, что было бы здорово применить к себе фразу: «они жили счастливо и смерть их настигла в один день».

Однако развод в жизни все же случается. И статистика разводов здесь не утешительна. Ожидаем был развод давно, или беда пришла внезапно, каковы были причины развода: расстались по очевидной причине или по непонятной. главное, жизнь поменялась кардинально, причем скорость изменений все увеличивается и захватывает в вихрь непонимания, что же происходит с жизнью!

Нервы и стресс, депрессия и тоска подстерегают на каждом шагу, на каждой стадии развода. И здесь необходима психологическая консультация специалиста. Ведь развод можно сравнить с настоящей психологической операцией, её отличие от медицинской только одно: хирург делает разрез под наркозом и рядом реанимация, психологический же «разрез» он идёт только «вживую» и без наркоза, а реанимации рядом нет. Эмоции добавляют боль обеим сторонам, а про ребенка во время развода и говорить даже не приходится – он или они всегда оказываются в эпицентре событий.

При разводе решается какая-то одна проблема, но она порождает множество других: как объяснить ребенку, почему развелись; как научиться жить вне брака; как пережить сам развод; как привыкнуть жить в одиночестве. Женщина после развода решает вопрос, как сразу стать самостоятельной, а мужчина после развода видит, что обретённая свобода часто оказывается совсем не тем, чего он, собственно, ожидал.

Таким образом, актуальность выбранной темы сомнений не вызывает.

Целью работы является всестороннее изучение и характеристика социальных последствий развода.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Причины разводов

Одним из больших недугов современной России (да и всех стран «развитого капитализма») является проблема разводов: распадается каждый третий брак. Последние тридцать лет на территории бывшего СССР и нынешних стран СНГ инициаторами развода в 70-86% случаев были и являются женщины. Согласно статистике, у женщин две трети всех разводов приходится на возраст до 25 лет, у мужчин – до 30 лет. По годам семейной жизни разводы распределяются так: до 1 года – 3,6%, от 1 до 2 лет – 16%, от 3 до 4 лет – 18%, от 5 до 9 лет – 28%, от 10 до 19 лет – 22%, от 20 и более лет – 12,4%. Таким образом, за первые 4 года происходит около 40% разводов, а за 9 – около 2/3 их общего числа. Соотношение женщин и мужчин, обращающихся к психологам: 70 к 30. Женщины становятся экономически независимыми и требовательными к супругам, а потому инициируют развод в 75% случаев.[1]

Причина развода может гнездиться в любом из элементов жизни семьи. Супруги могут изначально иметь разные представления о жизни, и в течение брака пытаться перетянуть на свою сторону другого, тем самым нарушая гармонию и логику внутреннего развития своего супруга и разрушая супружество. Однако может быть и совсем по-другому: люди, вступающие в брак (!) ладят друг с другом до тех самых пор, пока не появляется необходимость вести общее домашнее хозяйство и воспитывать детей, то есть пока к супружеской подсистеме не прибавляется хозяйственная и родительская. Говоря словами известного поэта, «любовная лодка разбилась о быт».

В современном обществе наблюдается разнообразие причин и мотивов разводов: разница в возрасте при вступлении в брак, уровень дохода и образования, религиозная и национальная принадлежность; известно также, что ранние браки чаще всего заканчиваются разводом. Причины разводов можно подразделить на четыре группы:

– причины, связанные с неустойчивостью или неразвитостью личности (легкомысленный брак, вредные привычки, грубость, измена и т.п.);

– причины, связанные с условиями жизни семьи (жилищными, материальными и т.п.);

– причины, связанные с объективной невозможностью продолжать совместную жизнь (душевное заболевание, бесплодие и т.п.);

– массовый алкоголизм, экономический кризис, безработица, чувство нестабильности и депрессии как характерные черты состояния Российского общества.

Среди главных причин развода лидирует измена. Но она почти никогда не возникает на пустом месте. Достаточно редко можно встретить мужчин-донжуанов или женщин-нимфоманок. В основном изменяют тогда, когда в партнере что-то перестает устраивать. Большинство женщин, сталкиваясь с изменой, недоумевают: почему он ничего не сказал? Больше всего обижает не сама измена, а неоднократный обман, раскрытый задним числом, в то время как ты ничего не подозревал.[2]

Многих мужей не устраивают «продвинутые» жены. Если жена потеряла в глазах мужа истинно женские качества – слабость, нежность, заботливость, то ему становится неуютно и он пускается на поиски нежной, ласковой, заботливой, той, которую нужно защищать. Мужчина хочет быть сильным, а быть им на фоне сильной дамы сложно. А когда психологи «докапываются» до ядра проблемы, то выясняется, что измена была следствием несовместимости. Несовместимость бывает разная: сексуальная, интеллектуальная, социальная. К социальной несовместимости можно отнести, например, уровень честолюбия человека. Один супруг другого в результате всех этих нестыковок начинает раздражать. Эмоции накапливаются и однажды вырываются наружу в виде крупной ссоры или адюльтера. Если говорить о глубинных причинах разводов, то часто на первом месте стоит несовместимость интеллектуальная. Особенно первые браки этому подвержены. Молодые девушки выходят замуж за партнеров, которые явно не дотягивают до их уровня. Среди девушек удивительно распространена самоуверенность, что они смогут «перевоспитать» мужчину.

Одним из признаков распада личных отношений между мужчиной и женщиной является отсутствие физической близости. Когда люди не могут переносить друг друга физически, они, как правило, расстаются.

Психологи выявляют стадии ухудшения взаимоотношений в паре. Обычно у разводящейся пары в «анамнезе» – период бурных попыток решить проблему. Это еще не кризис семьи. Люди конфликтуют, спорят, пытаются что-то сделать. На этой стадии им как раз может помочь договориться профессиональный психолог, но к нему обращаются порой поздно, когда кризис уже наступил.

Если договориться не удается, наступает следующий период – апатия. Люди отдаляются друг от друга, их жизни идут как бы параллельно.

Третья стадия – раздражение, придирки по мелочам. В какой-то момент происходит событие, которое окончательно ставит точки над «i»: кто-то кого-то в чем-то уличил, случайно увидел на улице, «доброжелатели» информировали, попалась на глаза вещь, записка, «эсэмэска».[3]

Чаще всего расставание проходит очень тяжело для несогласной с разводом или обманутой стороны. Больно видеть, что даже у интеллигентных людей часто дело доходит до угроз, шантажа. Сколько трагедий приносят разводы! Сколько мужчин сидит в тюрьмах по наветам бывших жен, сколько женщин попадает в клиники неврозов. Редко кто в стадии развода мог бы сохранить нормальную трудоспособность. Иногда даже приходится с работы увольняться. Разводы наносят, таким образом, и экономический ущерб!

Часто бывшие супруги не имеют возможность разъехаться, им приходится жить в одной квартире. Когда они вместе остается в замкнутом пространстве, происходят страшные вещи: и бизнесу вредят, и машины разбивают, и детей психологически калечат. Близкие люди зависимы друг от друга, им часто некуда деться, они очень хорошо знают слабые места друг друга!

Лишь одна из пяти пар находит в себе силы развестись цивилизованно. Все остальные разводы – это социальная патология, которая приводит и к психологическим проблемам: разочарованию в браке вообще, страхам, неврозам, неуверенности в себе, и даже ненависти к детям.

Вывод: развод – это серьезная социальная проблема, в настоящее время распадается каждый третий брак. Основные причины разводов – измены и алкоголизм.

2. Социальные последствия развода2.1 Стресс и невроз – последствия развода

В жизни каждого человека встречаются несчастья, потери, разочарования, неудачи, а кто-то встречается и с такой стрессовой ситуацией как развод. Любые значительные перемены в жизни могут вызвать стресс.

Когда рушится семья, разваливаются семейные отношения, то жизнь бывших мужа и жены меняется полностью, часто человеку приходится фактически начинать жить заново, адаптироваться в новой реальности – а это серьёзный стресс, что требует от организма большого напряжения. Последствия стресса очень многообразны: обострение хронических заболеваний, головные боли, снижение или повышение аппетита, повышенная утомляемость, хроническая усталость, плохое настроение, расстройство менструального цикла. Могут начать одолевать бесконечные простуды или появиться бессонница, которые часто сопровождают неврозы; вегетососудистая дистония сразу начинает «напоминать» о себе. И депрессия.

Психологи свидетельствуют, что в нашей стране мужчины и женщины разводятся чрезвычайно тяжело. Но если постсоветский мужчина склонен к переадресовке вины женщине, то уж женщина, предрасположенная всей системой воспитания к тяжелому чувству вины, легко воспроизводит это чувство (и очень долго, будто пестуя, холя, его сохраняет). Это имманентное чувство вины разведенной, на фоне тяжелых обвинений супруга, родственников, а иногда друзей и знакомых, в течение нескольких недель или месяцев может спровоцировать у женщины депрессивные невротические реакции с последующие развитием невротической личности.[4]

Вместе с тем развод ухудшает психологическое состояние обоих бывших супругов. Оба бывших партнера независимо оттого, кто был инициатором развода, ощущают, что их предали, и в большинстве случаев (как минимум в момент развода и в ближайшие годы после него) испытывают выраженные негативные чувства друг к другу. Вместе с тем мужчины в этих обстоятельствах чувствуют себя скорее несчастными и рассеянными, а женщины воспринимают себя напряженными, сердитыми, усталыми, подавленными и злыми.

Добавить комментарий