Научить ребенка сочувствию: Воспитание заботливого ребенка

Как научить детей сочувствию

Несколько лет назад я упала с лестницы в офисе. Результат — перелом лодыжки, сильные ушибы на лице и синяк под глазом. Когда меня отпустили из больницы домой и я с трудом вползла в квартиру, мои дочери оторопели. Их лица выражали смесь страха и растерянности.

Увидев, как они испуганы, я постаралась успокоить их, заверив, что со мной все нормально, что я просто упала с лестницы и все будет хорошо. Я добралась до дивана, провожаемая их испуганными взглядами. Наверное, я сразу провалилась в сон, а когда проснулась, то обнаружила, что мой подбитый глаз заклеен, на столике стоит чашка чая и лежит кусок моего любимого пирога, а дочки сидят рядом.

У детей врожденная способность к сочувствию. Они от природы умеют сопереживать чужой боли и грусти — идет ли речь о других детях или домашних животных. По мере того как ребенок растет и развивается, начинается своеобразная внутренняя борьба — эмпатия «конкурирует» с детским эгоизмом и неразвитым самоконтролем.

Мы, взрослые, должны подавать им пример, ведь дети в основном учатся через подражание родителям

Дети способны научиться быть терпеливыми и думать о других, если родители будут способствовать развитию у них этих качеств. Большинству из нас доводилось быть свидетелями истерик, которые закатывают дети, когда они устали, проголодались, испытывают дискомфорт или когда им не дают того, что хочется, и не разрешают заниматься тем, чем хочется. Со временем они учатся лучше переносить такую неудовлетворенность.

Очень важно учить детей быть терпимыми и сочувствовать другим. Мы, взрослые, должны подавать им пример, ведь дети в основном учатся через подражание родителям и другим близким. Мы учимся сочувствию всю жизнь, и родителям стоит как можно раньше начать говорить об этом с ребенком. В этих разговорах важно не избегать «трудных» вопросов и открыто обсуждать индивидуальные различия.

Дети очень любопытны и часто задают такие вопросы о людях, вещах, о мире, что взрослые удивляются: почему ребенок вообще об этом подумал? То, как дети выражают свои эмоции, реагируют на конфликтные ситуации и на чужие переживания, во многом зависит от их темперамента.

Как воспитывать в детях способность к сочувствию

1. Поощряйте в них любопытство и страсть к исследованию мира.

2. Учите их заботиться о других и о себе.

3. Не культивируйте в них эгоизм и избалованность, не поощряйте грубость.

4. Своим примером показывайте, как проявлять чуткость, заботу, сопереживание.

5. Откажитесь от двойных стандартов: не относитесь к каким-то группам людей иначе, чем к остальным.

6. Научите правильно относиться к ошибкам: объясните, что ошибки неизбежны, их надо признать, принять на себя ответственность и извиниться. Если ошибку совершаете вы, покажите правильную реакцию своим примером.

7. Следите, чтобы они соблюдали правила. Четко установленные неизменные ограничения помогают детям понять, как их поведение и проступки влияют на других.

8. Обращайте внимание на ситуации, когда дети проявляют доброту и сочувствие, хвалите их. Например: «Мне понравилось, что ты помог другу обработать ранку, когда он упал».

9. Поощряйте в детях желание помогать другим.

10. Отучайте их навешивать на других ярлыки и плохо отзываться о людях.

11. Не оставляйте неподобающее поведение безнаказанным.

По мере взросления дети начнут лучше понимать важность и ценность сострадания, особенно если будут участвовать в благотворительной или волонтерской деятельности. Сострадание помогает развивать и другие важные личностные качества, которые пригодятся ребенку, когда он вырастет, и вдобавок помогут ему относиться к другим более терпимо.

«У меня очень чувствительный ребенок»

Ваш сын рыдает, потрясенный смертью жука, которого случайно раздавил в ванной, а дочь поддразнили подруги, и она, придя домой в слезах, отказывается есть… Возможно, ваш ребенок относится к тем 15–20% детей, которые обладают высокой чувствительностью.

Восемь привычек, которые мешают осуществить мечту

Поменять профессию, усыновить ребенка, отправиться учить язык за границу… Наверное, у каждого из нас есть свои устремления, цели или хотя бы смутные желания что-то совершить, изменить, поправить. Почему же эти намерения и реальность часто не находят точек соприкосновения?

Воспитание сочувствия у дошкольников

наталья волкова
Воспитание сочувствия у дошкольников

Воспитание сочувствия у дошкольников.

Сочувствовать – значит понимать чувства и мысли другого человека, переживать то, что переживает он. При воспитании у ребенка гуманных чувств, необходимо прежде всего развивать способность к сопереживанию и к переживанию вообще.В одних и тех же условиях дети ведут себя по-разному: одни заботливы, чутки, готовы тотчас прийти на помощь товарищу, успокоить его, пожалеть. Другие равнодушны, эгоистичны, таких детей трогает только то, что касается их лично. Третьи агрессивны по отношению к своим товарищам, могут ударить, оскорбить, отнять игрушку. К сожалению, мы, взрослые, не всегда понимаем, что рождение сочувствия у маленьких детей начинается с малого,с простых на первый взгляд вопросов детей: «Тебе больно?», или «Котенок-котёнок, а тебе не холодно зимой без валенок?», «Почему ты печальный?» и т. п. Дети чутко реагируют на проявления доброжелательности по отношению к ним, искренне тянутся к людям добрым, отзывчивым. Малыш может заплакать, если видит, что плачет его сверстник, у него искажается лицо, как от боли, если он видит, что больно другому. Девочка упала, разбила колено и плачет. Подруга успокаивает её, но девочка не перестает плакать,и вдруг ей говорит: «Хочешь, я тоже упаду и разобью колено»? В этих словах и сочувствие и желание разделить горе подруги, её боль. И вот с умения понять другого начинается путь к добру и справедливости. Однако дети не всегда выбирают правильный путь для того, чтобы быть самым хорошим. Одни бескорыстны в своем желании помочь сверстнику, искренне сочувствуют, скромны. Другие, стараясь показать себя самым лучшим, сравнивают себя со своим товарищем таким образом, что товарищ всегда оказывается хуже. Например,дети говорят о себе: «Я лучше тебя строю», «Я лучше тебя рисую», «У меня платье лучше» и т. п. Часто когда вечером приходят родители,дети жалуются: «Вашего Колю сегодня наказали, а меня нет». В голосе этих детей нет ни тени сожаления, они даже как будто рады, что их товарищ вел себя плохо. В таких случаях очень важны слова взрослого, сказанные вовремя, внушительно. Здесь может вмешаться воспитатель и сказать: «Завтра вы расскажете Колиной маме, как он хорошо рисует на занятиях, и мама очень обрадуется.» Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым, формируются чувства ребенка. Иногда бывают случаи, что дети жалуются на своего сверстника до тех пор, пока его не накажут, или же взрослый не сделает ему замечание. Ведь дети знают, что наказание – это горько, неприятно, стыдно. Они сами это пережили, и, казалось бы, должны пожалеть товарища. А вот не жалеют. Почему? Их ведь не учили сочувствию, но их и не учили злорадству. В этом вина нас взрослых. Да мы специально этому их не учили. Но при этом и не замечали, не останавливали, не разъясняли каждый пусть и незаметный, но неблагородный поступок ребенка. Для того, чтобы у ребенка сформировалось чувство сочувствия, желание совершить хороший поступок, вызвать у него стыд, раскаяние, когда поступил плохо, очень важно найти такие приемы, которые как бы ставили ребенка на место другого, пострадавшего, заставляли его переживать то, что переживал его сверстник. И здесь большое значение имеет художественное слово. Читая детям художественные произведения,мы вызывает у детей различные чувства: радость, желание подрожать положительным героям, чувство осуждения отрицательным. И дети постепенно начинают понимать, что такое совесть, стыд,в чём выражается зло.

Воспитание сочувствия тесно связано с воспитанием у детей доброты, заботы о том, кто нуждается в помощи, в защите, кто слабее. Постепенно, дети узнают о том, что добрый человек, никогда не обижает товарищей, сестер и братьев, родителей и взрослых. Добрый человек не мучает животных.

Учить детей сочувствию следует как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым формируются чувства у ребенка. Ребенка с первых своих дней нужно сознательно учить относиться к жизни и понемногу узнавать обо всем, что создано для него. Детям нужно рассказывать обо всем происходящем, только так мы сможем привить ребенку чувство любви и сочувствия к ближнему.Перед взрослыми стоит целый ряд вопросов: как преподнести ребенку плохое? О чем он должен знать и о чём не должен? В каких случаях у него нужно вызывать чувство сочувствия, сожаления, а в каких- нет? Почему ребенок должен сочувствовать тому, кому плохо? На все эти вопросы нет однозначного ответа, да его и не может быть. В каждом случае взрослые должны использовать свои соответствующие приемы воздействия на ребенка. В детском коллективе нужно воспитывать негативное отношение к плохому, но, ни в коем случае, нельзя способствовать появлению озлобленности, чувства превосходства, злорадства у остальных детей. Нужно объяснять детям, почему вы так поступаете по отношению к плохому.

Сильнейшим средством воздействия на детей является юмор. Доброжелательный смех товарищей, взрослых действует на ребенка сильнее, чем грубые замечания, наказание. В коллективе, где к ребенку относятся с уважением, а недостатки искореняют доброжелательным смехом и шутками, как правило, нет озлобленных детей. Шутка порой может вызвать чувство обиды, слёзы, но достаточно ребенку объяснить, почему с ним так пошутили, и слезы высыхают. Мы знаем, что маленькие дети стремятся к добрым поступкам сначала ради похвалы, одобрения взрослых. Постепенно привычка поступать хорошо, делать добро перерастает у них в чувство заботы о другом человеке, становится их естественной потребностью. Сочувствие, выражающееся в активной, бескорыстной помощи другому человеку, в заботе о нем, отказе от своего личного в пользу другого человека-это одно из первых пробуждающихся у дошкольников гуманных чувств.

«Гендерное воспитание дошкольников» Советы родителям как правильно воспитывать сыновей и дочерей. Свершилось долгожданное чудо, и вашей семье появился ребёнок. В это самое.

Экологическое воспитание дошкольников Выступление на педагогическом совете в ДОУ. Воспитатель Товпеко Ольга Михайловна. Разработчик: старший воспитатель Дашкова Елена Леонидовна.

Экологическое воспитание дошкольников Мало кто осознаёт, насколько важно поддерживать чистоту в городе, заботиться о природе. Как можно научить ребёнка не на словах, а на деле.

Экологическое воспитание дошкольников В современном мире экологические проблемы носят глобальный характер, мы в этом убеждаемся с каждым днём всё сильнее, и затрагивают все человечество.

Патриотическое воспитание дошкольников Близится праздник -День защитника Отечества. Наши мальчишки,будущие защитники нас с вами нуждаются в знаниях о нашей армии,о нашем героическом.

Полоролевое воспитание дошкольников. Первые 5-6 лет жизни- это период когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики.

Умственное воспитание дошкольников «Умственное воспитание дошкольников» Каждый человек уникален, незаменим и неповторим. Каждого надо только открыть. Умственное воспитание.

Читайте также:  Как рождение ребенка меняет жизнь и брак

Воспитание трудолюбия у дошкольников Человек, который прививает своим детям навыки трудолюбия, обеспечивает их лучше, чем если бы он оставил им наследство. (Уэйтли) Трудолюбие.

Экологическое воспитание дошкольников Жизненный путь человека с самого начала немыслим вне мира живого. Экологические знания позволяют ребенку осознать себя человеком, частью.

Экологическое воспитание дошкольников Невозможно воспитать детей без привлечения в помощники воспитателю природы нашей планеты, природы родного края – самого естественного источника.

Воспитание ребенка

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Воспитание ребенка
  • Как воспитать заботливого и чуткого ребенка

Советы родителям, которые помогут мотивировать детей на осмысленную заботу о других людях

Как воспитать заботливого и чуткого ребенка

Все родители хотят, чтобы их малыши росли заботливыми и чуткими людьми. Дети способны по-разному проявлять эти прекрасные чувства и соответствующее отношение. Например, ваша семилетняя дочь мечтает о паре джинсов лилового цвета. В поисках такой экзотики вы обходите несколько магазинов и внезапно натыкаетесь на стойку с джинсами с оттенками розового, светло-голубого и… лилового цвета! Среди них ваша дочь находит джинсы своего размера. Вдруг к стойке подходит еще одна девочка в поисках аналогичной пары того же размера.

К сожалению, в магазине есть только одна пара джинсов этого необычного цвета. Совершенно разочарованная и опечаленная девочка разворачивается, чтобы уйти ни с чем. И тут, к вашему большому удивлению (и радости), вы слышите, как ваша дочь говорит: «Девочка, хочешь эту пару? Бери! А я вместо них возьму розовые».

В итоге вы покупаете дочери пару розовых джинсов вместо лиловых, которые она так хотела, но это ее ни чуть не беспокоит, потому что она рада, что уступила их другой девочке. У ребенка развивается умение проявлять чуткость и заботу – просто потрясающе!

Когда дети проявляют заботу и сострадание, это всегда поражает. Несомненно, нужно прививать малышам такое милосердное отношение с раннего детства, но, воспитание чувства ответственности за свои действия, которое при этом является определяющим, – это процесс, который проходит постепенно, начинаясь в дошкольном и заканчиваясь в старшем школьном возрасте.

Далее представлены шесть проверенных советов о воспитании заботливого ребенка.

1. Поощряйте внимание и заботу

Учите ребенка быть нежным и ласковым. Ваш ребенок с радостью берет на руки новорожденного малыша, но это получается у него как-то грубовато? Ничего, просто наберитесь терпения и покажите ему правильный способ. Скажите: «Ты хватаешь малыша немного резко. Давай делать это нежно. Вот так. ». Затем коснитесь руки вашего ребенка и наглядно покажите ему, как выглядит нежное прикосновение.

Говорите мягко. Ваше благодушие будет служить детям примером того, как необходимо относиться к другим людям. Когда вашему ребенку больно или он неважно себя чувствует, дарите ему свое тепло и заботу: «Мама очень переживает, что ты себя плохо чувствуешь. Давай, ты ляжешь на диван, мы тебя укутаем, чтобы тебе стало тепло и уютно и ты смог отдохнуть, пока я приготовлю ужин».

2. Учите сочувствию на примерах

Вы всей семьей отправляетесь на ужин в ресторан, и официантка приносит вам не те блюда, которые вы заказали. И хотя вы прождали свой заказ полчаса (да и дети очень голодны!), не поддавайтесь искушению прокричать: «Да что это такое, в самом деле? Это совершенно не то, что мы заказывали!».

Лучше покажите пример терпения и понимания. Скажите: «Простите, мои дети заказали курицу, а не говядину. Не могли бы вы забрать это и принести те блюда, которые мы заказывали?». Потом объясните ситуацию детям и попросите их поставить себя на место другого человека (официантки): «Как, по вашему мнению, чувствует себя человек на такой суетливой и хлопотной работе?».

3. Пишите оригинальные письма благодарности

В современном техно-сумасшедшем мире люди для выражения своих мыслей используют, как правило, электронную почту, смс и социальные сети. Хотя это все прекрасно, но собственноручно написанная записка с приятными милыми словами – это отличный пример выражения благодарности.

Когда дети получают приятный подарок или неожиданную помощь, попросите их написать личное благодарственное письмо. Спросите их: «Как бы вы себя почувствовали, если бы потратили кучу времени на выбор великолепного подарка для друга, а он вас не поблагодарил бы?» и «Что почувствует ваш друг, когда получит по почте очень личное письмо со словами благодарности?».

Если ваш ребенок еще мал, не настаивайте на том, чтобы он обязательно брал в руки ручку и писал записку (даже если он просто подумает о том, как выразить свою благодарность, это уже огромное достижение). Просто сами напишите письмо и попросите малыша подписать его.

4. Одобряйте добрые поступки

Когда вы видите, как ваш сын предлагает приятелю половину своего бутерброда, обращайте на это свое внимание и подчеркивайте: «Ты молодец, что поделился своим бутербродом, хотя он был совсем небольшим». И добавьте: «Как ты думаешь, что он почувствовал, когда ты с ним поделился?».

Или, как в случае с лиловыми джинсами, можно сказать дочери: «Доченька, это просто потрясающе, что ты отдала девочке последнюю пару джинсов, хотя так сильно их хотела. Как ты думаешь, что она почувствовала, когда надела их в школу в первый раз?».

Это сеет семена доброты, которые прорастут в будущем.

5. Волонтерская деятельность

Родители могут беспокоиться из-за того, что знакомство детей с суровыми жизненными реалиями будет слишком травмировать их неокрепшую эмоциональную сферу. Но, оказывается, когда дети видят страдания других людей, они начинают испытывать благодарность за то, что имеют и гордиться тем, что могут помочь кому-то.

Прекрасный способ привлечь детей к волонтерской деятельности – помогать в церкви перед религиозными праздниками, посещать дома престарелых и интернаты. Нужно, чтобы дети рассматривали благотворительность как ответственность, а не как один из вариантов деятельности. Если в вашей семье войдут в привычку благотворительность и волонтерская деятельность, дети, когда вырастут, будут не только сами помогать обездоленным людям, но и пропагандировать волонтерскую работу среди своих друзей, однокурсников. Ваши дети поймут, что не все малыши так хорошо питаются и получают такую же любовь и заботу, как они.

6. Учите детей проявлять заботу в дружеских отношениях

Одна из лучших возможностей для родителей научить детей заботе и сочувствию предоставляется им во время ежедневных игр на детской площадке:

  • Запрещайте детям обзывать других детей. Начинать учить состраданию нужно с рассказа ребенку о том, что допустимо, а что нет. Например, во время игры вашего сына с другим мальчиком вы услышали, как ваш ребенок назвал приятеля «рева-корова». Конечно, это не ужасное оскорбление и даже может заставить вас засмеяться, но, вместо того чтобы не обратить внимание на инцидент, немедленно вмешайтесь и расскажите ребенку о том, что доброта по отношению к окружающим является правилом, а говорить обидные слова недопустимо. Если вы вмешиваетесь немедленно, вы даете понять ребенку, что доброта должна стоять на первом месте, а обзываться нельзя ни при каких обстоятельствах.
  • Отмечайте доброту. Когда вы замечаете, как ваш ребенок предлагает лопатку другу в песочнице, отметьте его действия фразой: «Ты проявил себя как хороший друг» или «Ты очень хорошо проявил заботу». Со временем он поймет, что помощь другу, сестре, соседу и любому человеку – это то, что вы цените.
  • Будьте внимательным. Хотя гораздо проще раздать приглашения на день рождения ребенка прямо на детской площадке, чем отправлять их по почте или телефону, объясните ребенку, что те дети, которые будут находиться рядом и при этом не получат приглашения, могут обидеться. Объясните, что, хотя вы не можете пригласить на праздник абсолютно всех детей, вы можете сделать так, чтобы те дети, которых вы не пригласили, не чувствовали себя обиженными. Четко объясните ребенку, что благоразумный способ решить ситуацию заключается в том, чтобы никто не обиделся. Если вы объясняете ребенку, почему вы поступаете так, а не иначе, это оставит у него неизгладимое впечатление. И в будущем он, надо надеяться, будет вести себя так же, как и вы в подобной ситуации.

7 шагов: как научить ребенка заботиться о других

Ученые Гарвардского университета, занимающиеся вопросами развития человеческого потенциала, составили список несложных рекомендаций.

Текст: Наталья Евгеньева · 28 июля 2017

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был заботливым, понимающим, вежливым, с моральными принципами. Пресловутый стакан воды опять же. Но сами по себе дети такими почему-то не растут. Им нужна помощь взрослых. Специалисты Гарвардского университета составили список из семи простых советов, которые помогут вам воспитать действительно классного парня или девушку.

1. Общайтесь с детьми

Имеется в виду не сюсюканье или, наоборот, окрики в стиле «Не трогай!» или «Отойди оттуда!», а совместное времяпрепровождение. То есть когда ваше внимание безраздельно отдано ребенку и разговорам с ним. Ведь только собственным примером можно научить ребенка искренне интересоваться чьей-то жизнью. Поощряйте его старания, хвалите за достижения. Расспрашивайте детей, чтобы поддерживать осмысленную беседу. Если вы с ребенком выстроите отношения, выдержанные в позитивном, уважительном и доброжелательном ключе, он потом сможет и сам строить такие же.

2. Будьте образцом для подражания

Слова словами, но дети перенимают поведение, а не провозглашаемые принципы. Если вы призываете детей быть честными, терпеливыми, заботливыми, а сами при этом врете, злитесь и эгоистично съедаете лучший кусок торта, вряд ли у вас что-то получится. Потому что – повторимся – воспитательную силу имеют поступки, а не слова. Если вы где-то ошиблись, нарушили собственные принципы, объясните ребенку, в чем ошиблись и как все исправите. К тому же так вы дадите понять ребенку, что к человеку, которому доверяешь, всегда можно прийти за советом, помощью или просто за душевным разговором.

3. Научите думать о последствиях

Главное качество хорошего человека – не создавать неудобств и проблем на ровном месте другим людям. Вас ведь раздражает бездумное поведение попутчиков, которые вытягивают ноги в проход? Или прохожих, которые внезапно тормозят на самом узком месте тротуара и начинают копаться в телефоне? А они ведь просто не подумали, что могут причинять кому-то неудобство. Ребенок должен понять, что он должен быть заботливым не только по отношению к членам семьи и близким людям, но и ко всем вообще. В школе, на детской площадке – ко всем без исключения. Объясните ему это, тогда он научится думать о последствиях своих поступков.

4. Дайте возможность заботиться

Помощь по дому – прекрасный способ продемонстрировать заботу. Малыши с удовольствием лезут во всякие домашние дела, но взрослые обычно их отстраняют: испачкается, да и переделывать все придется. А вот не стоит. Ребенок привыкнет, что домашняя рутина его не касается, и будет воспринимать труд мамы на кухне как должное. А там и до более глобального неуважения к чужому труду недалеко. Доверяйте детям, позволяйте им помогать. Учите их говорить спасибо за еду, чистую одежду. И благодарите их самих за пусть маленькую, но помощь.

5. Научите состраданию

Пожалуй, один из самых сложных пунктов. Можно попробовать такой прием: если ребенок столкнулся с какой-то проблемой, решил ее и признал, что это было непросто, расскажите ему, с какими трудностями сталкиваются другие люди. Начните с близких – им легче сопереживать, чем гипотетическим «голодающим детям Африки». Главное в истории – чтобы она вызывала эмоциональный отклик. Тогда ребенок научится и сочувствовать, и понимать, что житейские сложности – это не конец света.

6. Справился сам – помоги другому

Помогать по дому – это одно. А забота об окружающем мире – другое. Попытайтесь сыграть на интересах ребенка: например, если он любит животных, предложите ему побывать на экскурсии в приюте для зверей, объясните, как им можно помочь. Прекрасный повод для беседы об этических нормах в обществе, кстати. Ведь взять питомца, обещать любить и заботиться о нем, а потом выбросить – поступок недостойный. Видя реальный пример, ребенок быстрее это поймет.

7. Управление гневом

Умение разруливать противоречия – штука важная. Не всем ведь удается гасить конфликты или решать их миром. Для начала научите ребенка разбираться в своих чувствах и справляться с негативом: гневом, злостью, агрессией. Все эти приемы, которые помогают взять себя в руки – вдох – выдох, посчитать мысленно до десяти – они действительно работают. Просто мы о них не вспоминаем. А если начать работать с этими инструментами с детства, это станет привычкой. И конфликтов в жизни вашего ребенка станет меньше.

Как научить ребенка эмпатии? 5 способов научить ребенка сочувствовать и сопереживать. Психология эмпатии детей

Эмпатия и дети. Как научить ребенка сочувствовать и сопереживать.

Cпособность чувствовать то, что чувствует другой, понимать его чувства и разделять их, свойственна из всех живых существ только людям.

Эмпатия – это одно из тех странных качеств, которого все ждут по отношению к себе, но мало кто толком понимает, как это дать другому. В мире, где все построено на индивидуализме, нам порой этого так не хватает.

Поэтому нужно учить своих детей быть неравнодушными, учить сопереживать и сострадать. Развитие эмпатии у детей – процесс, который не происходит сам собой, ему нужно помогать.

Что же такое эмпатия?

Эмпатия – это не просто способность понимать чьи-то чувства. Ведь преступники часто понимают своих жертв, они как раз и используют эти знания в своих целях. Маркетологи, основываясь на потребностях и психологии аудитории, успешно стимулируют продажи.

Эмпатия – это нечто большее: способность ценить и уважать достоинство и чувства другого человека, относиться к людям с пониманием, добротой.

Когда у ребенка появляется эмпатия?

Конечно, детки обычно рождаются уже с добрым сердцем, но это еще не эмпатия. Эмпатия у детей – качество, которое нужно воспитывать и развивать. Задача взрослых – показать на собственном примере, как это работает.

Если родители относятся к малышу с уважением, интересуются его проблемами и не обесценивают их, заботятся о животных, способны выслушать и поддержать членов семьи – это формирует и у ребенка навыки сопереживания.

Ребенок не сочувствует , пока не понимает, что кому-то плохо. Именно поэтому эмпатия детей дошкольного возраста , пока они еще активно изучают этот мир и учатся понимать себя, явление довольно редкое.

В этом возрасте малыш может наступить на жучка, оторвать бабочке крылья, даже ущипнуть маму – просто потому, что пока еще не понимает, что другому существу больно, ему просто любопытно.

Понимание придет со временем, и если взрослые объясняют ребенку, что так делать не нужно, потому что другому неприятно, при этом сами проявляют эмпатию к окружающим – малыш впитает этот навык.

Немного об эмоциональных потребностях детей и взрослых

Эмпатия также тесно связана с эмоциями. У каждого человека есть какие-то потребности, в том числе духовные и эмоциональные.

Если «эмоциональный сосуд» ребенка наполнен добротой, заботой, вниманием и любовью родителей, они смогут поделиться этим и с другими. Невозможно поделиться тем, чего у тебя нет.

Как ни странно, очень многим взрослым сложно говорить об эмоциях вообще.

Они не знают, как справляться с чужими эмоциями и испытывают жуткие неудобства в ситуациях, требующих эмоционального отклика, а собственных эмоций просто боятся и не знают, что с ними делать.

Как научить ребенка сопереживать другим?

1. Говорите с детьми

Очень важно с детства говорить с детьми. О потребностях других, о том, какие чувства и эмоции испытывают другие люди.

2. Практикуйтесь на реальных ситуациях

Ищите ситуации, которые требуют какого-то эмоционального отклика человека и расскажите детям, что это значит для людей, что они испытывают, как себя чувствуют.

Например, если вы видите скорую помощь, расскажите, что эта машина везет кого-то в больницу, кому-то плохо, предположите, как чувствуют себя члены семьи больного.

Благодарите ребенка за его участие в делах семьи, поощряйте сострадание к другим. И конечно, показывает сами пример адекватной реакции на чужие эмоции.

3. Учите сопереживать через игру, играйте

Дети обожают играть. Почему бы не использовать это для развития морально важных качеств, в том числе эмпатии?

Игры «в ролях» дают возможность прожить ситуации героев сказки или реальные бытовые ситуации. Учитель, врач, мама, главный герой мультика или кино, персонаж из любимой книги – перевоплощаясь, дети «проживают» этот опыт, это очень важный навык для эмпатии.

Вы можете разыграть какую-то историю вместе и попросить детей остановиться на минутку и представить, как их персонаж мог бы чувствовать себя в этот момент, пофантазировать.

Это сосредоточит внимание на эмоциях, которые мог бы испытать другой человек в этой ситуации. Можно даже попробовать изобразить выражения лица, отображающее ту или иную эмоцию или чувства.

Воспитание у детей эмпатии в игровой деятельности, забота о домашних питомцах, чтение книг с последующим обсуждением чувств главных героев – все это способствует развитию умения сопереживать и сострадать.

4. Развивайте внутренний моральный компас ребенка!

Растолковывая детям, «что такое хорошо и что такое плохо», вы даете им некий моральный компас, с которым они проследуют по жизни. И в ситуации, требующей какого-то поступка, выбора, будут ориентироваться на него.

Объясните, как наши выборы и поведение влияют на других.

5. Совершенствуйте собственный навык сопереживать, подавайте пример!

Тут все просто – если вы черствы как сухарь – то вряд ли сын или дочь пойдут по стопам матери Терезы. Утрировано и грубо – но смысл такой. Так что учитесь эмпатии!

Так зачем развивать у ребенка эмпатию?

Психологи утверждают, что люди, способные глубоко понимать чувства других, хорошо умеют работать в команде, выстраивать крепкие семейные отношения, успешны в карьере.

Они умеют не только брать, но и давать, и поэтому получают удовольствие от жизни, проживая ее полноценно, дыша полной грудью.

Посмотрите лекцию Брене Браун «Сила уязвимости» на TED, где исследовательница доступно объясняет суть и силу способности глубоко чувствовать и сопереживать.

Невозможно сострадать другим людям, когда ты не любишь себя. А это основы основ. Способность к эмпатии – это то, чему действительно стоит научить ребенка!

Понравилась статья? Сохраните в пинтерест, чтобы была под рукой!

У psiho-logika.com есть статья, которую необходимо прочитать именно вам! Выбирайте и читайте!

Про зависимость между сексуальными предпочтениями и характером мужчины

Про психологию расстояния в отношениях

Про качества, за которые мужики любят женщин

Про то, на каком свидании можно заниматься сексом

Про то, как определить жадного мужчину

Про ограничения, мешающие найти любовь

Про негативные последствия офисных интрижек

Про правила поведения мужчины с беременной женой

Про особенности гражданского брака для женщины

Про качества мужчин, которых притягивает женщина

Про три типа холостых мужчин, которых не нужно бояться

Про внутреннюю женскую красоту

Про то, как получать в постели максимально удовольствие

Про изнуряющую ревность, от которой стоит избавиться

Про то, как уложить ребенка спать

Про то, как не потерять мужика

Про поиски самой важной точки в жизни женщины

Про влияние секса на здоровье женщины

Про то, можно ли любить двоих или троих одновременно

Про мужские фразочки, которые бесят

Про то, что мужчины врут, а женщины им верят

Про отношения с разведенным мужчиной

Про эмпатию детей и подростков

Про то, как надо и не надо оформлять страницу в соцсетях

Про то, что женщине нельзя превращаться в мужчину

Спешите делать добро: как воспитать доброго ребёнка

Не секрет, что многие современные родители считают, что у ребёнка важно развивать, прежде всего, «пробивные» качества: настойчивость, уверенность, умение постоять за себя и убедить в своей правоте. Безусловно, в развитии этих качеств тоже есть смысл. Однако в последнее время во внимание уже не берётся такое качество, как, например, доброта. Отзывчивость, щедрость, вежливость, готовность прийти на помощь — это важнейшие характеристики личности. Как научить ребёнка быть добрым, открытым, дружелюбным, отзывчивым — читайте в нашей статье.

Содержание Свернуть

Детская доброта

Каким мы, родители, мечтаем видеть собственного ребёнка? Не отрицайте, что хорошо, если бы он стал добрым, смелым, умным, уверенным в своих силах, способным и, конечно, счастливым. Вряд ли кто-то из родителей будет протестовать против такого списка добродетелей, ведь никто не желает себе одинокой и печальной старости, лишённой заботы. Родители хотят, чтобы ребёнок умел любить и быть любимым, чувствовал себя комфортно в семье, дошкольном учреждении и школе, при общении со сверстниками и взрослыми. Да, в жизни он встретит немало зла, предательства, зависти и ненависти. Такова жизнь. Важно, чтобы ребёнок научился прощать, не стал жестоким, циничным и равнодушным, умел сочувствовать и хотел помогать.

«А знаете ли вы, что доброта — основа воспитания, на которой строится отношение к миру и людям. Она не бывает избирательной».

Добрый ребёнок или не очень — зависит от воспитания. Маленькие дети очень чувствительны к доброте и, наоборот, к несправедливости. Первоочередная задача взрослых здесь — не уничтожить детскую чуткость и доверие, не научить их обману и цинизму.

Кто-то будет утверждать, что доброте нет места в современном жестоком мире. Доброта — это отнюдь не слабость. Показывая ребёнку свой положительный пример отношения к людям, животным, природе, мы ориентируем на такое же поведение и ребёнка. Если у родителей нет желания воспитать из ребёнка доброжелательного, дружелюбного, отзывчивого, щедрого и внимательного человека, то скоро они увидят в семье маленького эгоиста, равнодушного к чужим бедам, не способного ни дружить, ни любить.

К большому сожалению, показательной чертой нашего времени современности является детская жестокость. Всё чаще мы узнаём, как школьники жестоки друг к другу, грубы со сверстниками и учителями, хамят родителям, цинично шутят. Вот поэтому для родителей сегодня важно заложить в раннем детстве основы истинной нравственности, а именно — воспитать доброго ребёнка. Нужно учить детей различать добро и зло и стараться прививать малышам добрые качества, которые ценились во все времена. А для достижения этой цели важно самому стать хорошим примером для подражания.

Смотрите видео о том, что такое доброта и как стать ребёнку добрым

Доброта и забота

Понятие «доброта» многогранно. Это и проявление заботы, и умение сочувствовать и сострадать, и неравнодушие к несчастьям людей и готовность помочь им, и бескорыстие, и принятие людей такими, какими они есть – со всеми недостатками.

С какого возраста начать воспитывать доброго ребёнка?

С 2 до 5 лет у малыша активно развивается эмоциональная сфера: впервые проявляются такие эмоции как любовь, жалость, сочувствие. В то время, когда мы своим поведением подаём пример любви и добродушия, кроха перенимает такое же отношение к людям и окружающему миру. Какие мы – такими станут и наши дети. Вспомните, как часто ваш ребёнок видит вас раздражёнными, недовольными или равнодушными? Как часто малыш слышит крик или нехорошие отзывы о людях? Не лукавьте. Ответив искренне на эти вопросы, вы задумаетесь о качестве и содержании воспитания ребёнка.

Как стать добрым?

Начать воспитывать доброго ребёнка можно с обучения его заботиться о других. Каким образом? В первую очередь нужно приучать ребёнка быть внимательным к родным.

  1. Учим помогать родителям по дому. Двухлетний малыш уже вполне может помогать родителям. К примеру, если его поставить на устойчивый стульчик, он может помочь помыть свою детскую пластмассовую посуду. Дошкольник может нести часть покупок из магазина – например, буханку хлеба. Малышу будет интересно орошать из пульверизатора комнатные растения. Вытирать пыль, пылесосить и пробовать мыть полы – тоже под силу дошколятам.
  2. Приучаем заботиться о младшем ребёнке. Появление в доме младшего ребёнка – тоже отличный повод научиться проявлять заботу. Пусть ребёнок поможет маме управиться с братиком или сестричкой: поиграет с ним, поделится игрушками. Заботясь о малыше, старший ребёнок учится оказывать помощь, откликаться, переживать.
  3. Учим совершать хорошие поступки. С четырёхлетним малышом можно сыграть в игру «Хороший поступок». Предложите малышу хотя бы раз в день совершать нечто хорошее. Например, приятные сюрпризы знакомым: подарить кому-то букетик дачных цветов, угостить ребят во дворе домашним печеньем, отнести ненужные вещи и игрушки в детский дом, сделать открытку с пожеланиями кому-либо, разучить песенку для бабушки. Лучше всего – когда у ребёнка появится привычка делать приятные сюрпризы людям просто так.

«Совет. Самое главное в воспитании – приучить малыша получать удовольствие от того, что он оказывает помощь или заботится о ком-то. Захваливать не следует. Здесь достаточно обычного одобрения: такое поведение должно стать для ребёнка повседневной нормой».

Милосердие и сострадание

Милосердию и состраданию люди учатся на протяжении всей жизни. Малыш, ещё не постигший ещё азбуку добра, не может отдать себе отчёт в том, что он может кого-то обидеть или причинить боль. Плохо, когда взрослые не объясняют ребёнку, как делать не следует. Ещё хуже — когда поощряют детскую жестокость.

Понаблюдайте за своим ребёнком и выясните для себя следующее:

  • Сочувствует ли он людям?
  • Жалеет ли он Вас, когда Вам плохо, Вы заболели?
  • Ласков ли он с родными?
  • Смеётся ли он над детьми, когда у них что-то не получается, они огорчены, плачут?

Сочувствие и сострадание возможны только тогда, когда ребёнок научится определять свои чувства, эмоции и переживания. Тогда он научиться их видеть и в других. Научить этому и воспитать доброго ребёнка можно, используя такие методы:

  1. Учите ребёнка называть чувства правильными словами. Например: «У меня сегодня отличное настроение», «Я плохо себя чувствую», «Мне хорошо… больно… весело… обидно… нравится», «Я испугался… я очень рад… счастлив… сердит… огорчён». Когда ребёнок услышит, как мама говорит о своих состояниях, он будет учиться этому.
  2. Развивайте ребёнка эмоционально. Для этого можно применять специальные упражнения. Например, помогите малышу нарисовать солнце, которое веселится, плачет, нахмурилось, рассердилось, обиделось, удивилось, испугалось. Спросите, что малыш видит? Какое это солнышко? Если ему сложно назвать, помогите: «Это солнышко — весёлое, а это — грустное». Соответствующие эмоции изобразите мимически. Ребёнку постарше предложите прочитать известное ему стихотворение с равными интонациями: «ласково», «обиженно», «весело», «сердито», «равнодушно» и т. д. То же самое можно проделать и с танцем. Эмоции также можно изобразить красками. А при прослушивании музыки — научите ребёнка угадывать настроение музыки и давать описание услышанному. Эти упражнения не займут много времени, зато принесут огромное удовольствие и немало пользы.

Не забываете обсуждать книги, мультфильмы, реальные события из жизни — это воспитает в ребёнке внимательность к событиям вокруг него, к окружающим его людям. Малыш научится различать настроение людей, понимать их эмоциональные состояния и причины, которыми они вызваны. А это первый шаг к пониманию важности сочувствия и сострадания.

Детям о милосердии

Как воспитать милосердие в ребёнке? Лучше всего — всей семьёй начать делать простые и полезные вещи:

  • показывайте регулярно ребёнку своим примером, как мы можем помогать кому-то, кто нуждается в этом
  • подкармливайте птиц и животных (особенно зимой)
  • помогайте милостыней стареньким бабушкам (не бомжам и пьяницам)
  • отдавайте одежду, ставшую маленькой ребёнку, в приют или детский дом
  • регулярно помогайте соседям
  • учите ребёнка заботиться о членах семьи.

Дети, видящие добро с детства, будут стремиться делать его на протяжении всей жизни.

Уроки доброты

Понятие доброты – вовсе не такое простое, как кажется. Однако каждый из нас может различить добрые и злые поступки. Обучая добру с раннего детства, вы воспитаете ребёнка добрым: это станет частью его личности, основой характера. Хорошо, когда, воспитание доброты осуществляется в комплексе: родители много рассказывают, читают вместе и обсуждают книги, учатся на добрых мультфильмах. Лучший урок доброты – собственный пример.

Как воспитать доброго ребёнка на личном примере?

  1. Ребёнок должен ежедневно видеть доброе отношение родителей к людям.
  2. Не кричите на детей и членов семьи: берегите нервы. Поддерживайте спокойные отношения с родными дома, спокойно обсуждайте сложившиеся ситуации, прощайте и жалейте домашних. Это и есть – повседневные бытовые уроки доброты.
  3. Оправдывайте людей и их поступки. Учитесь замечать не зло, а обстоятельства. Например: не «Какой ужасный ребёнок – насыпал в глаза тебе песочек», а «Он не хотел, не обижайся» или «Ему мама наверняка говорила, что нельзя так делать».

С помощью этих методов вы воспитаете хорошего ребёнка, который не относится враждебно к миру, считая окружающих хитрецами и наглецами, а личность снисходительную и терпимую к поступкам других.

Сказки о добре

Отличный способ воспитать доброго ребёнка – это совместный просмотр добрых мультфильмов и чтение сказок с последующим их обсуждением.

Мультфильмы. Современным детям нравятся вовсе не те мультфильмы, которые мы, родители, любили в детстве. Попросите кроху присоединиться к вам и просмотреть старые добрые мультики. Расскажите малышу о ваших детских переживаниях: как вы боялись Бабу Ягу или переживали за Алёнушку. Ваша искренность будет способствовать тому, чтобы малыш научился различать эмоциональные состояния, сочувствовать и переживать, жалеть. При таких просмотрах между ребёнком и родителем возникнет атмосфера доверия, незримая связь, которая сориентирует его на правильный путь в жизни — путь добра, милосердия, сострадания. Поэтому, чаще смотрите старые мультфильмы, покупайте диски с ними вместе с ребёнком, разучивайте и пойте песенки добрых героев. Атмосфере совместного просмотра и добрые истины старых мультфильмов помогут воспитать по-настоящему доброго ребёнка.

Сказки. Часто ли вы читаете своему ребёнку сказки? Именно настоящие сказки – например, народные, в которых герой, преодолевая трудности и преграды, побеждает зло? Конечно, проще включить ребёнку телевизор. Но ничто не заменит мамино чтение, особенно, если сказка учит добру. Не говорите, что у вас нет времени. Время для проявления недовольства и чтения нотаций находится почему-то всегда. Куда лучше завести привычку воспитывать ребёнка с помощью сказок. Сказки – это понятный для ребёнка язык, с помощью которого он лучше будет понимать уроки нравственности. Обсуждая поведение героев, мы учим ребёнка отличать хорошее поведение о плохого. Эмоциональный язык сказок научит ребёнка различать эмоции, переживать, сочувствовать. При выборе сказок в книжном магазине помните: сказка должна учить чему-то хорошему. Именно это и есть главное назначение сказки. Малышам подходят короткие поучительные сказки. Ребятам постарше – с яркими героями, совершающими разнообразные поступки. После прочтения сказки, поговорите с ребёнком (можно не сразу, а через какое-то время). Предложите малышу оценить поступки героев, проявить своё отношение к событиям. Наблюдая за ребёнком и слушая его рассуждения, вы сможете понять его отношение ко многим вещам. Вы можете удивиться тому, что ребёнок радуется, если злую колдунью привязали к лошади и она в муках умрёт или же узнаёт о том, что царь сварился в молоке. Как вы отнесётесь к тому? Как считаете: зло нужно наказывать, но, может быть, не таким жестоким образом? Обсуждайте с ребёнком прочитанное. Не понравившийся конец сказки замените своим вариантом, придуманным вместе с ребёнком. Предложите малышу поразмыслить, как перевоспитать недоброго персонажа? Как сделать его добрым? Выступая в роли защитника, ребёнок учится быть добрее. Ищите в сказках незаметное добро. Поощряйте стремление малыша пожалеть злодея: пусть малыш поверит в то, что всегда можно всё исправить.

Приёмы воспитания

Есть несколько действенных приёмов, которые направлены на то, как воспитать доброго ребёнка:

  1. Не учите ребёнка давать сдачу. Это учит лишь агрессии и тому, что конфликт невозможно решить словами.
  2. Чаще читайте ребёнку поучительные народные сказки.
  3. Учите ухаживать за животными. По возможности, заведите питомца дома и учите ребёнка заботиться о нём. Читайте книжки о животных, смотрите фильмы с их участием.
  4. Учите малыша делиться. Расскажите, что жадничать — плохо.
  5. Поговорите с ребёнком о разнообразии людей вокруг нас. Расскажите, как непросто живётся детям-инвалидам и детям-сиротам.
  6. Научите ребёнка помогать в домашних делах. Так привычка заботиться о родных закрепится у него навсегда.
  7. Хвалите малыша за добрые дела. От добрых дел нужно получать удовольствие.

«Это интересно. Научно доказано, что ребёнку для полноценного развития необходимо до 12 объятий каждый день. Целуйте и обнимайте ребёнка: любовь способствует воспитанию доброты».

Выводы

Доброта формируется в семье. Учите ребёнка помогать нуждающимся и слабым, заботиться о близких, не обижать младших и животных. Воспитывайте умение делать добро каждый день. Становясь добрее и милосерднее, ребёнок правильно развивается эмоционально, благодаря чему формируются такие чувства как ответственность и отзывчивость. Посейте в малыше любовь, так вы сможете вырастить хорошего человека.

Читайте также:  Что делать, если муж стал ленивым, и как заставить мужа помогать вам
Добавить комментарий