Какова цель брака?

ПОНЯТИЕ О ТАИНСТВЕ БРАКА, ЕГО УСТАНОВЛЕНИЕ, ЦЕЛЬ И СМЫСЛ

УСТАНОВЛЕНИЕ БРАКА

Брак есть начальный союз, из которого образуется союз семейный, родственный, народный и гражданский. Поэтому важность и значение брака может быть рассматриваемо с разных сторон. Во всей своей святости и высоте брак является в недрах Православной Церкви, где он есть таинство, которого начало — в благословении брака первозданной четы, а полнота в христианстве.

Брак первоначально установлен Самим Богом еще в раю чрез сотворение жены в помощь мужу и чрез благословение, преподанное им Богом. Отсюда в Ветхом Завете повсюду выражается воззрение на брак как на дело, благословляемое Самим Богом (Быт. 1, 28 и гл. 24; Притч. 19, 14; Мал. 2, 14).

Такой взгляд на брак слова Божия отражен и в первых трех молитвах в последовании венчания.

В христианстве брак достигает всей полноты совершенства и действительного значения таинства. Первоначально освященный Богом, он получает новое подтверждение и посвящение в таинство от Иисуса Христа (Мф. 19, 5—6) и становится образом таинственного союза Христа с Церковью, почему и называется тайной великой (Еф. 5, 32). Согласно со словом Божиим учили о браке и древнейшие писатели и отцы Церкви (Климент Александрийский, Тертуллиан, свт. Иоанн Златоуст, блж. Августин, свт. Амвросий Медиоланский и др.).

ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ТАИНСТВА БРАКА

Брак, по христианскому взгляду, есть великая тайна единения двух душ, в образе единения Христа с Церковью (см. Апостол, читаемый на венчании — Еф. зач. 230).

Муж и жена, по мысли святого Киприана Карфагенского, получают полноту и цельность своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого, что достигается в христианском браке.

Взаимные обязанности мужа и жены указаны в Свящ. Писании: муж должен любить жену, как Христос возлюбил Церковь; а со стороны жены должно быть повиновение мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5, 22—26).

Чтобы быть достойным отображением таинственного союза Иисуса Христа с Церковью, соединяющиеся в супружестве должны все низшее в своей природе подчинить высшему, физическую сторону поставить в зависимость от духовно-нравственной.

Нравственная связь, союз любви и внутреннее единство между супругами при этих условиях являются настолько крепкими, что их не может ослабить самая смерть. С этой точки зрения может быть признано нравственное достоинство только за первым браком. Второй брак — «удержание от блуда», свидетель о невоздержании чувственности, «не побеждаемой духом, как следует истинному христианину, по крайней мере после удовлетворения чувственной потребности в первом браке». Поэтому совесть христианина нуждается в очищении епитимией, какою и было в древности отлучение второбрачных от Св. Таин на год. Второженцев (т. е. овдовевших и вступивших во второй брак) запрещается, по апостольскому преданию и церковным канонам, избирать пастырями Церкви как проявивших через второбрачие «невоздержание чувственности», которое должно быть чуждо лицам священного сана.Еще более строго Церковь смотрела на третий брак (хотя и допускала его как снисхождение к человеческой немощи).

Как живой союз любви и сердечного расположения по образу союза Христа с Церковью, брак не может быть разрываем никакими неприятностями и случайностями супружеской жизни, кроме смерти одного из супругов и вины прелюбодеяния. Последнее по своему действию на брак равносильно смерти и в самом корне разрушает брачные узы. «Жена есть общница жизни, соединяемой в одно тело из двух, и кто снова разделяет одно тело на два, тот враг творчества Божия и противник Его Промысла».

Брак в христианстве имеет в основе чувство любви и высокого взаимного уважения (без последнего и не может быть любви).

Брак — это домашняя Церковь, первая школа любви. Любовь, здесь воспитавшись, должна потом выйти из круга семьи на всех. Эта любовь — одна из задач брака, которая и указывается в молитвах в самом чине венчания: Церковь молится, чтобы Господь подал брачующимся жизнь мирную, единомудрие, «единомыслие душ и телес», друг ко другу любовь в союзе мира, исполнил «домы их пшеницы, вина и елея и всякия благостыни, да преподают и требующим» и, имея всякий достаток, изобилуют на всякое дело благое и Богу благоугодное, да «благоугодивше пред Богом возсияют, яко светила на небеси, во Христе Господе нашем».

Христианская семья, по учению Василия Великого, должна быть школою добродетелей. Связанные чувствами любви, супруги должны оказывать взаимное доброе влияние, самоотверженно снося недостатки характера друг друга.

Брак есть также школа самоотречения, поэтому мы слышим в чине венчания слова: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим».

Здесь упоминаются мученики, ибо христианство есть подвиг во всех сторонах христианской жизни, и, в частности, брак налагает на людей настолько высокие обязанности по отношению к ним самим и по отношению к их потомству, что их венцы в некотором смысле приравниваются к венцам мучеников. Венцы брачные — это вериги подвижничества, венцы победы над чувственностью; при совершении таинства пред брачующимися полагается и святой крест, символ самоотречения и служения ближнему и Богу, и призывается в песнопении великий учитель любви в Ветхом Завете пророк Исаия.

Христианство требует в браке целомудрия. Пребывающим в браке христианство предписывает жизнь чистую, непорочную, целомудренную. Это отражено и в молитвах чина венчания.

Церковь молит Господа, Который есть «тайнаго и чистаго брака Священнодействитель и телесного Законоположитель, нетления Хранитель», подать благодать брачующимся сохранить в браке «целомудрие», показать «честный их брак», соблюсти «ложе их нескверное» и «непорочным сожительство их», чтобы они достигли «старости маститей», «чистым сердцем делающа заповеди» Божии. Здесь Церковь указывает на то, что мы назвали брачным целомудрием, указывает на необходимость соблюдения супружеской верности, на необходимость борьбы с выработанной веками греховной страстностью, на отречение от прежних языческих отношений к своей жене как предмету наслаждений и собственности. Борьба с грехом в браке — возвышеннейший тип христианского аскетического делания. Это есть великое дело, оздоровляющее самые источники жизни. Оно делает брак подвигом и личного, и (вследствие наследственности) родового совершенствования и по физической, и по духовной стороне. Этот подвиг (аскеза) имеет внешнее выражение в воздержании супругов друг от друга в дни поста, а также в период кормления и беременности.

Священное Писание и Церковь в своих молитвах чина венчания указывают и на вторую основную цель брака — деторождение. Церковь благословляет брак как союз для целей деторождения и для христианского воспитания детей, испрашивая в молитвах «доброчадие» и о «чадех благодать».

В ектениях и молитвах на обручении и венчании Церковь молится о ниспослании брачующимся совершенной и мирной любви, о сохранении их в непорочном жительстве, о даровании доброчадия в продолжение человеческого рода и к восполнению Церкви.

В назидание новобрачным положено в Большом Требнике (гл. 18) прекрасное поучение, в котором всесторонне отражен взгляд Церкви на брак как таинство (приводим в русском переводе): «Благочестивая и правоверная о Христе Господе сочетавшаяся двоица! Великая нива Церкви Божией есть трояка и троякою украшается жатвой. Первая часть этой нивы приобретается возлюбившими девство; она приносит в житницу Господню стократные плоды добродетелей. Вторая часть этой нивы, возделываемая хранением вдовства — в шестьдесят крат. Третья — браком сочетанных, — если они благочестиво в страхе Божием жительствуют, плодотворит в тридцать.

Итак, честно супружество, законом которого вы ныне сочетались, да живя вместе, восприимете от Господа плод чрева в наследие рода вашего, в наследие рода человеческого, во славу Творца и Господа, в неразрешимый союз любви и дружества, во взаимную помощь и для предохранения себя от соблазна. Честно супружество, ибо Сам Господь установил его в раю, когда из ребра Адамова сотворил Еву и дал ее в помощницу ему. А в новой благодати Сам Христос Господь изволил сподобить супружество великой чести, когда не только Своим присутствием украсил брак в Кане Галилейской, но и возвеличил его первым чудодействием — претворения воды в вино. Господь ублажил девство, изволив родиться плотию от Пречистой Девы; воздал честь вдовству, когда, во время принесения Своего в храм, от Анны — вдовицы восьмидесятичетырехлетней принял исповедание и проречение; возвеличил и супружество присутствием Своим на браке.

Итак, блаженный, честной и святой сан избрали вы для своего жития; только умейте проводить святое и честное житие. А оно будет таковым, если вы, живя в страхе Божием, будете уклоняться от всякого зла и потщитесь творить благо; будет и блаженно, если взаимно будете друг другу воздавать должное. Ты, жених, храни к супруге своей верность сожития, любовь правую и снисхождение к женским немощам. И ты, невеста, храни к мужу своему всегдашнюю также верность в сожитии, любовь нелицемерную и послушание ему как главе своей: ибо как Христос есть глава Церкви, так и муж — глава жены. Оба же вместе должны вы заботиться о доме своем и всегдашними трудами, и снабдением домашних; оба прилежно и непрестанно являйте друг другу любовь непритворную и неизменную, дабы союз ваш, который, по словам ап. Павла, есть великая тайна, вполне знаменовал соединение Христа с Церковью. Чистая и теплая любовь ваша да являет чистую и теплую любовь Христову к Церкви. Ты, муж, как глава, люби жену свою, как тело свое, как Христос любит духовное тело Свое — Церковь. Ты, жена, как тело, люби главу свою — мужа, как Церковь любит Христа. И, таким образом, с вами и в вас будет Христос — Царь мира: «Ибо Бог любовь есть, и пребываяй в любви, в Боге пребывает, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16). А пребывая в вас, даст вам мирное сожитие, благоденственное пребывание, обильное пропитание для себя и домочадцев, дарует Свое святое благословение на все ваши труды, на села, на дома и скоты ваши, чтобы все умножалось и сохранялось, даст вам видеть плоды чрева вашего — как масличные леторасли окрест трапезы вашей, и узреть сыны сынов ваших. Буди на вас благословение Господне всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Использование фотографий возможно с личного согласия автора.

Счастье – не главная цель брака

Беседа о семейной жизни. Часть 1

Брак – это путь к спасению человека. Если мы посмотрим на него в духе Церкви, тогда надо признать, что главной целью брака не может быть ничего, кроме спасения человека. То есть целью брака нельзя назвать ни счастье, ни рождение детей, ни, например, обретение друга по жизни, потому что всё это второстепенно.

Брак – очень важное событие в нашей жизни, и сама Церковь его благословляет и защищает. Знаете, в первые годы существования Церкви были такие христиане, естественно, еретики, которые учили, что брак – это что-то гнусное, он ниже девства, и человеку нехорошо жениться. Но святой апостол Павел говорит: «Среди вас есть люди, увещающие вас не жениться и гнушаться брака, тогда как брак у всех честен и брачное ложе чисто» (ср. Евр. 13, 4).

Церковь очень рано в правилах Апостольских и Вселенских Соборов отвергла подобные идеи о браке. На одном Соборе даже обсуждалась проблема: позволительно ли священникам быть женатыми. И римо-католики до наших дней так и не разрешают своим клирикам вступать в брак – там нет брака, а есть целибат. И вот на этом Соборе обсуждалось, может ли священник быть женатым, потому что некоторые христиане считали, что брак ниже девства, он не сообразуется с духовной жизнью, тем более со священством.

Церковь благословляет брак и считает его путем к спасению

Разумеется, православные отцы не приняли этот еретический и неправильный взгляд, и один подвижник, святой Пафнутий, священномученик, даже встал на защиту семейных священников и сказал, что честный брак – не препятствие для священства. С тех пор в Православной Церкви имеются женатые духовные лица. Следовательно, Церковь принимает, благословляет брак и считает его путем к спасению.

Главной целью брака, этого столь важного события, является наше спасение. Это надо очень хорошо понять, потому что на этом и следует строить брак; если же человек не положит правильного основания, тогда всё у него выйдет кривым. Из своего малого опыта – конечно, не личного, потому что я никогда не был женат, – а из того опыта, который накопился у меня из общения со множеством людей, с которыми я беседую и у которых бывают самые разные проблемы, а более всего из общения с верующими супругами, близкими к Церкви, которые сталкиваются с проблемами в семейной жизни и попадают в трудные положения, – я вижу, что у них отсутствует это чувство, а именно чувство того, что брак – это путь к спасению.

Кто-нибудь, однако, скажет:

– Я женился, потому что хочу быть счастливым. Я хочу, чтобы у меня был такой человек, который будет меня любить, хочу, чтобы у нас в семье царило согласие. Хочу, чтобы семья была для меня пристанищем, и чтобы я отдыхал, придя домой, – так мы говорим.

Да, это всё естественно, это человеческое. Но так ли оно должно быть? Приведу пример из монашеской жизни, чтобы мы поняли, что этот эвдемонический [1] дух проник и в наше христианское мышление.

Сегодня молодой человек, желающий стать монахом, говорит:

– Я хочу стать монахом, хочу найти хороший монастырь, чтобы там было хорошее братство, хорошие отцы, хороший старец. Чтобы он был святым, рассудительным, не гневался, не был зол, не относился ко мне плохо, чтобы вникал в мои нужды. Чтобы монастырь был хорошим, располагался в хорошем месте, чтобы всё там было хорошо!

И вот человек с такими установками вступает в монашескую жизнь. Так начинал и я, становясь монахом, однако впоследствии, конечно, понял, что это ошибка. А в «Патерике» мы видим совершенно другое воззрение. Так, некий юноша пошел к авве и спросил его:

– Авва, куда мне пойти, чтобы спастись?

То есть «куда мне пойти, чтобы стать монахом»? И он сказал ему:

– Чадо, туда, где есть труд, вот туда иди. Не ходи туда, где легко, если хочешь спастись. Если ты хочешь жить в удовольствии, хорошо и красиво, тогда ладно, иди туда, где легко. А если на самом деле хочешь обрести спасение, иди туда, где трудности, где нужен труд [2] .

Некогда один юноша спросил авву Захарию:

– Авва, как мне вести себя в общежитийном монастыре, чтобы спастись?

И авва взял свою камилавку, бросил на землю, истоптал и сказал:

– Если станешь вот таким, можешь спастись. Если станешь как эта камилавка, и другие будут топтать тебя, можешь спастись [3] .

Читайте также:  Что делать, если муж стал злым

Он не сказал ему: «Если хочешь спастись, твой старец должен быть кротким, не гневаться, не пресекать твоих желаний, печься о тебе», – и т.д. Нет, у отцов не было такого понимания.

Помню, когда я был на Святой Горе, как-то пришел из Афин один архимандрит и хотел найти себе келью, где можно ему было бы посвятить себя безмолвию. Пришел он к отцу Ефрему в Катунакию и сказал:

– Геронда, у вас здесь есть кельи, где я мог бы предаться безмолвию и подвижнической жизни?

Старец сказал ему:

Кто из вас был в Катунакии, Карулии, те знают, что там много келий.

Тот говорит ему:

– Я хочу такую келью, где есть вода.

– Ну, есть и такие.

– И чтобы не было сырости! И чтобы было не очень высоко, и не в пещере, не под скалами…

Отец Ефрем сказал ему:

– Отче, возвращайся-ка ты назад, в Афины, ты не для Катунакии! Здесь нужен труд, а не комфорт.

Когда христианин заключает брак, целью его должно быть спасение

Это мы говорим с точки зрения монашества. Но в браке тоже, когда христианин заключает брак, целью его жизни должно быть спасение. И когда мы говорим «спасение», то имеем в виду, чтобы он возлюбил Христа превыше всего, был соединен с Ним, чтобы обратил на пользу и духовно усовершенствовал свою жизнь в Иисусе Христе. Приступая к браку, он думает так: «Смотри, если я женюсь, значит, мой брак должен стать тем средством, которое приведет меня ко спасению…».

Помню, когда молодые люди приходили к старцу Паисию и говорили ему:

– Отче, помолитесь, чтобы нам найти хорошую девушку и жениться! – старец говорил:

– Да ладно вам, дети! А с плохими девушками что будет? Все вы хотите хороших девушек, а что делать с плохими?

– Нам что их, засолить и позакрывать в консервные банки, как сардины? Законсервировать? Кто-то ведь должен взять и плохих!

А потом говорил им:

– Дети, это ошибка, и вы строите свой брак на неверном основании.

Вы хотите взять хорошую девушку – хорошо. Как бы естественно это ни выглядело и как бы горько ни было, когда выходит не так, – да, это логично, но это неправильное основание, потому что это эвдемонический взгляд на брак. То есть я вступаю в брак, чтобы жить в удовольствии, а не чтобы спастись. То есть моя главная цель – не мое спасение, брак со Христом, а чтобы жизнь моя была приятной. Поэтому, если я вступлю в брак и увижу, что эта хорошая, скромная, смиренная девушка-христианка – не такая уж смиренная и скромная и обладает не только всеми добродетелями, но и пороками, которые есть у любого человека, и начнутся трудности в браке, то я скажу: «Но я не хотел такого брака! Я не хотел такого брака, чтобы я мучился, терзался, чтобы она без конца пилила меня». Или чтобы муж тормозил жену.

Если посмотреть на неудачи в браке духовно, то бывает ли что-нибудь без Промысла Божия?

Да, всё это человеческое, но только в конечном счете оказывается, что наше спасение этого и требует – чтобы мы находились в этом не очень комфортном пространстве. А если посмотреть на неудачи в браке более духовно, то бывает ли что-нибудь без Промысла Божия? Тем более наш брак!

Когда я окончил университет, мы с некоторыми однокурсниками остались большими друзьями. И вот спустя несколько лет, когда я уже был в Новом Скиту, залез я однажды на лимонное дерево, чтобы собирать лимоны, и тут приходит монах и говорит:

– Слушай, тут пришел человек и ищет тебя!

– Ну, что же мне теперь, слезать, что ли? Пусти его, пусть идет сюда!

Он пришел, я глянул на него сверху и вижу молодого человека с поседевшей бородой, бледного, худого, измученного. Спрашиваю его:

– Ты что, не узнал меня? Мой голос тебе ни о чем не говорит?

– Да ни о чем он мне не говорит!

– Да я же Панайот, твой однокурсник!

– Ой, Панайот, да как же ты стал таким, сын мой? Ты что, заболел?

– Да нет, я женился!

А я-то думал, что он заболел. Чтобы утешить его, я сказал ему:

– Не огорчайся, ты стал прямо как святые мощи!

Он иссох, выглядел как полуживой, волосы поседели. Женился на нашей однокурснице и говорит мне:

– Отче, ну что тебе сказать? Ты помнишь такую-то?

– Да, она же была нашей однокурсницей. Помню ее.

– Она мне всю душу съела!

Да… Но отцы там скоро наставили его на путь истинный. Потому что объяснили ему, что, мол, смотри, у тебя непременно должны быть трудности в браке. Ты нашел такого человека, который непрост, – ты со своими трудностями, и она со своими, вот вы оба и терзаетесь, она, вероятно, тоже. Но только если ты посмотришь на это с духовной точки зрения, тогда извлечешь пользу из этого своего затруднения. И это затруднение, и вообще все затруднения, связанные с браком, пойдут тебе на великую пользу, если ты правильно отнесешься к ним.

ЦЕЛИ ХРИСТИАНСКОГО БРАКА. Сергей Морозов

ЦЕЛИ ХРИСТИАНСКОГО БРАКА. Сергей Морозов 27.11.2015 13:50

Институт семьи является величайшим даром Божьим человечеству. Как сказано в Послании к Ефесянам: “Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика” (Еф. 5, 32).

Для начала рассмотрим этимологию слов: брак, семья и супружество.

Брак – это семейный союз мужчины и женщины, супружество. Происходит от “бьрати” “брать” (замуж)[1].

Супружество – брачный союз, буквально — “в одной упряжке”[2].

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе[3]. Современный этимолог В.В. Семенцов утверждает, что слово “семья” происходит от слова “семя”[4].

Задача написания этой работы состоит в том, чтобы ответить на вопрос о целях христианского брака. Если исходить из этимонов приведенных слов, выстроенных в логическую цепочку, получается, что целью брака, после того как мужчина взял себе в жены женщину, является единство мужа и жены. Другими словами, их цель вести по жизни “в одной упряжке” свое семейство, своих домочадцев. А целью христианского брака – единство мужа, жены и Христа. Будем считать наше предположение гипотезой, которую постараемся доказать в этой работе. Также в этой работе мы рассмотрим другую цель брачного союза – деторождение как наиболее распространенную и являющуюся главной в иудейском браке [5].

ЗАПОВЕДЬ “ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ”

Основы учения о браке следует искать в книгах Ветхого Завета. Рассмотрим два типа понятия «брак», первый, который был в Раю, и после изгнания людей из Рая. Вначале Бог сотворил мужчину, а потом и женщину, Адама и Еву. Вот как об этом сказано в книге Бытия: “И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою”[6] (Быт. 2, 7). “И взял Господь Бог человека, (которого создал) и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему”[7] (Быт. 2, 15-18). “И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно ребро его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего). Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились”[8] (Быт. 2, 21-25).

Интересный момент: в приведенном отрывке из Ветхого Завета указывается на заповедь о запрете вкушения от дерева познания добра и зла, чтобы не умереть. Бог дает эту заповедь Адаму сразу же после его рождения. И не говорит о заповеди “плодитесь и размножайтесь”, которая приведена в первой главе “Бытия”: “И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю”(Быт. 1, 27-28). Также в словах Христа и апостолов о браке нигде не упоминается о заповеди “плодитесь и размножайтесь”, ни в Евангелиях от Матфея и Марка, (Мф. 19, 5; Мк. 10, 7), ни в Послании к Ефесянам (Еф. 5, 31), ни в других местах. Из Ветхого Завета мы помним, что Адам познал жену свою только после изгнания из Рая. Что же получается, что райский брак не предполагал наличие детей у Адама с Евой? Ответ на этот вопрос мы находим опять же в ветхозаветных текстах. Дети – это дар Божий! (Бытие: гл. 4, 1, 25—26; гл. 6, 2; гл. 29, 33; гл. 30, 2, 6, 24; гл. 48, 9). “Разве я, а не Бог не дает тебе детей?”- говорит Иаков Рахили (Быт. 30, 2).

Получается, что рождение человека и рождение семьи самостоятельны по отношению друг к другу. Например, об этом говорил Климент Александрийский, святой Мефодий, епископ Патарский, Иоанн Златоуст. Последний утверждал, что “не раз обращает внимание на то, что благословение плодородия дано Адаму еще до создания жены, и точно так же не раз прямо утверждает, что “не сила брака умножает наш род”, но слова Господа, сказанные в начале: “плодитесь и размножайтесь” и что “рождение детей нужно приписывать не сожитию супругов, ни чему-либо другому, но Создателю”[9].

Для чего же тогда Бог сотворил женщину? Вот что написано об этом в книге Бытия: “Сотворим ему помощника” (Быт. 2, 18). Т.е. женщина творится как помощник мужчине. Но разве не лучшим помощником был бы другой мужчина? Этот вопрос задают блаженный Августин и Фома Аквинат. Они отсылают нас к переводу слова “помощник”. С еврейского эту фразу можно перевести следующим образом: “сотворим ему восполняющего, который был бы перед ним”. Другими словами, Бог сотворил помощника не в труде, а в бытии. Создавая женщину, Бог взял часть из Адама. Теперь Он возвращает ему эту часть в виде Евы, однородного с Адамом человека, другой его половинкой, сотворенной из его же ребра. Отметим, что однородного в смысле метафизическом, а не пространственном. “И будут двое одна плоть!”

Слово “плоть” в Библии часто обозначает и самого человека. Например: “Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть” (Рим. 3, 20). Или, “И Слово стало плотию” (Ин. 1, 14). Получается, что “одна плоть” – это один целый человек. В книге Ветхого Завета так об этом прямо и сказано: “Когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их” (Быт. 5, 1-2). В этом единстве и заключается тайна – “и будут двое одна плоть!”

При рассмотрении метафизического единства мужа и жены напрашивается сравнение с Единством Лиц Святой Троицы – Бог-Отец, Бог-Сын и Бог Святой Дух. Кто может стать третьим лицом в союзе мужчины и женщины? Предположим, что третьим лицом могут стать их дети. Но в Послании к Ефесянам говорится, что “Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть” (Еф. 5, 31). Т.е. дети, повзрослев, оставляют своих родителей и создают новый союз, новое единство. И, таким образом, дети не могут быть третьим лицом единства мужчины и женщины. Сделав такой вывод, я изменил свое отношение к жизни Петра и Февроньи как образца семейной жизни. Например, в сочинении Ермолая-Еразма ничего не говорится о рождении у них детей. А я считал, что неполная семья не должна быть примером для вступающих в брак.

Приведем еще одну цитату из Библии. В книге Бытия находим интересный фрагмент текста о сотворении жены: “И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку” (Быт.2, 22). А в Новом Завете читаем: “И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает” (Мф. 19, 5-6). Обратим внимание, во-первых, Бог привел Еву к Адаму, а из второго фрагмента читает, что Бог их сочетал. Подобие Божественной Троицы есть союз мужчины с женщиной и с Богом. В связи с этим важно упомянуть слова Иоанна Златоуста, который говорит, что “в браке душа соединяется с Богом неизреченным неким союзом”[10]. Вот почему Климент Александрийский считал семейный союз подобием дома Господа. А другой известный богослов, Иоанн Златоуст, сравнивал семью с “малой церковью”[11]. Семья – это тот райский сад, в котором изначально она и появилась. С брака началась история человечества. История новозаветная также начинается с брака в Канне Галилейской. Христос присутствовал на этом брачном пире, свидетельствуя своим присутствием о законности и богоугодности этого союза.

Резюмируя вышесказанное, назовем брак оазисом, подобием райского сада, в котором и зародился брак между мужчиной и женщиной. И ничто не смогло разрушить этот островок любви до сих пор и не сможет и дальше. В этот рай помещаются вновь обретшие друг друга части одного целого человека, мужа и жены, которые могут пребывать в нем и далее, при условии принятия Бога и Его помощи. При условии уподобления любви Христа к Церкви, Его жертвенной всепрощающей любви. “Брачная любовь есть сильнейший тип любви, – пишет св. Иоанн Златоуст. – Сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает. И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости”[12].

Читайте также:  Как перестать ворчать на мужа

“Бог, чтобы показать таинство единства Божия, вместе сотворил жену и Адама для того, чтобы между ними была большая любовь”[13],- говорит Феофил Антиохийский. Именно поэтому в жизни человека брак может быть только один, и недопустимы ни развод и ни повторное вступление в него. Повторное вступление в брачные узы показывает, что предыдущий брак не был по сути браком христианским, иначе какой смысл был бы в нем. Только христианский брак можно признать образцом и целью для людей. Потому что в нем происходит единение мужчины и женщины во Христе. Таким образом, нам удалось подтвердить нашу гипотезу.

[1] Яндекс-словари, электронный ресурс

[4] В.В.Семенцов, С.Ф.Щукина, Беседы о святых словах отечественного языка, Санкт-Петербург, 2011 год

[5]П. В. Добросельский, Супружеские отношения и грань греха, электронный ресурс: http://www.bibliotekar.ru/dobroselskiy-4/5.htm

[6] Библия, Книга Бытие, СПб: Виссон, 2010

[9] С. Троицкий, Христианская философия брака, гл. iii. Брачный идеализм и интуиция, электронный ресурс: http://teologia.ru/www/biblioteka/ethik/troickiy_24728009259.htm

[10] Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, Богословско-педагогические (катехизаторские) курсы во имя сщмч.Фаддея, архиепикопа Тверского, Христианский брак, (разработка урока для слушателей воскресной школы), электронный ресурс: http://www.bestreferat.ru/referat-406126.html

[11] С. Троицкий, Христианская философия брака, гл. iii. Брачный идеализм и интуиция, электронный ресурс: http://teologia.ru/www/biblioteka/ethik/troickiy_24728009259.htm

[12] Пестов Н.Е., Сущность цели брака, электронный ресурс: http://www.synergia.itn.ru/kerigma/brak/pestov/hr-brak/p1.htm

[13] М. Григоревский « Учение Святителя Иоанна Златоуста о браке» Свято-Троицкая Сергиева Лавра 2000, стр.17-18

Женитьба: какой должна быть истинная цель?

Не так давно мне довелось услышать про священника, который ставил в тупик почти все молодые пары, приходившие к нему для заключения церковного брака. Когда очередная пара, молодой человек и девушка, пришли к нему и сказали, что хотят венчаться, он спросил их: «Почему вы хотите вступить в брак?»

Чуть помедлив, молодой человек сказал: «Потому что мы любим друг друга…»

Посмотрев на них по-отечески добрым и светлым взглядом, святой отец ответил: «Хорошо, однако это недостаточная причина. Почему ещё вы хотите вступить в брак?»

На этот раз пауза была заметно дольше, и молчание прервала девушка: «Мы хотим родить детей».

Глаз и губ священника коснулась едва заметная улыбка: «Это прекрасно. Однако и это недостаточная причина. Может быть, что-то ещё

Его ответ, казалось, совсем озадачил молодых людей. Они стояли в некоторой нерешительности, хотя могли придумать ещё десятки причин, почему они решились на этот шаг… Но они чувствовали, что ни одна из них не будет той, что ожидает услышать священник.

Наконец он нарушил молчание и сказал:

«Цель. Муж и жена должны иметь общую цель в жизни. Жизнь непроста, и вы можете потерять свою любовь. Ваши дети вырастут и покинут вас. Ваша общая цель — это то, что будет наполнять вашу жизнь смыслом, а душу — счастьем».

«Я весьма смутно себе представлял, что происходит…»

Не знаю, как вы, но когда я в первый раз женился, то вообще смутно себе представлял, что происходит и зачем я это делаю. И это при том, что мне было уже не 18. Я был студентом целого 4 курса и думал, что вполне понимаю, на что иду и что произойдет в моей жизни. Фото: Depositphotos

Это сейчас, спустя 10 лет, я ясно вижу, что весьма смутно себе представлял, что это было и для чего это делалось. Это сейчас я вижу, что мой первый брак был не более чем «стечением обстоятельств», но тогда все виделось иначе.

А что? Вроде давно вместе, живём неплохо, все вокруг уже как бы ждут, когда мы, наконец, станем мужем и женой… В итоге решение о женитьбе пришло, только оно было вообще не наше — прилетело извне, а мы, на свою голову, не потрудились это понять и сделать что-то разумное.

И вот мы муж и жена. Только непонятно, зачем. Непонятно, для чего.

Как мы планировали свое будущее и как его видели? Что мы хотели сделать в этой жизни вместе? Что могло бы нас удерживать после возникновения неизбежных трудностей и конфликтов? Почему, в конце концов, именно я и именно она?

Таких вопросов в наших юных головах не было… Итог невесел.

Рассогласование интересов и увлечений

В огромном количестве количестве пар и семей можно наблюдать похожую картину. Мужчина и женщина имеют разные интересы и увлечения и периодически сталкиваются на этой почве лбами. Фото: Depositphotos

Она ему: «Сколько уже можно гонять на карте?» А он в ответ: «Да ты на себя посмотри — все время бегаешь на свои танцы».

Проблема? Вроде бы да… Но не такая уж серьёзная, если люди умеют разговаривать друг с другом и искренне желают друг другу добра.

Конечно, увлечения тоже бывают разные. Скажем, если он в свободное время любит пострелять из пневматики в птиц, а она — покрутить голой попой в каком-нибудь кабаке, то это уже другая песня.

Это выход через уровень увлечений и интересов на уровень целей и ценностей, и тут действуют уже несколько иные законы.

Рассогласование целей и ценностей

Пример, который я привел чуть выше — это стык увлечений и ценностей, когда действия одного из супругов напрямую не затрагивают образ жизни и здоровье второго супруга.

В нём решающим является нравственный компонент, когда один считает действия второго недопустимыми преимущественно из-за их морально-нравственного компонента. Фото: Depositphotos

Но есть и рассогласование еще более высокого уровня, которое становится очевидным уже при изучении целей и ценностей каждого из партнеров. Понятно, что если человек не видит среди своих жизненных ценностей, например, семьи, то очень маловероятно, что он будет хорошим мужем/женой.

С этим моментом всё понятно, но есть ведь и другие варианты отношений в браке, когда достижение целей одним из супругов элементарно ущемляет цели и интересы другого.

Допустим, один хочет жить за городом на тихой деревенской улочке, а другой — в центре мегаполиса в гуще событий и тянет туда мужа/жену.

Или один из супругов отдает слишком много времени и сил работе, в то время как ценностью второго является максимум семейного общения, возможно, даже в ущерб большей материальной обеспеченности.

Очевидно, что ситуации подобного рода уже могут быть непреодолимым препятствием для счастливой совместной жизни или создания семьи, так как партнеры двигаются в прямо противоположных направлениях.

Понятно, что вопрос общей цели может быть слишком глубоким, особенно для молодых пар, вступающих в брак впервые. Фото: Depositphotos

Как правило, в это время в голове нет ничего долгосрочного — лишь смутное ощущение того, что случилось нечто хорошее, а дальше будет ещё лучше. Почему — совершенно непонятно. Наверное, просто потому, что теперь они стали мужем и женой.

Нет общей цели — пусть будет хотя бы общее направление

Очевидно, что сходу идеально совпасть по целям с малознакомым человеком практически нереально. Поэтому на стадии завязывания отношений убедитесь хотя бы в том, что если уж вы не идёте к одной и той же цели, то хотя бы смотрите примерно в одну сторону.

Это поможет вам в будущем лишь скорректировать общий путь, а не оказаться в ситуации «лебедь, рак и щука», когда противоречия почти неразрешимы, а единственным выходом видится развод.

Дети — не цель!

Предвидя вопросы некоторых женщин (в основном), сразу скажу, что делать целью своей жизни или замужества рождение и воспитание детей — затея не из лучших. И не потому, что я против детей (у меня самого их двое и, надеюсь, Бог даст ещё), а потому, что я против родителей, прикрывающих пустоту и бесцельность своей жизни «заботой» о детях. Фото: Depositphotos

«Заботой», которая не для ребенка, а для собственного эгоизма.

«Заботой», которая больше напоминает эмоциональный паразитизм.

«Заботой», которая является лишь формой навязчивого контроля.

«Заботой», которая парализует инициативу и самостоятельность ребенка (даже если у «ребенка» уже давно свои дети и даже внуки).

Многим женщинам после рождения детей кажется, что дети-то уж точно всегда будут с ними — до конца жизни. Но это иллюзия.

Весь процесс жизни человека — это ситуация постепенного обособления и отделения от родителей. И это абсолютно нормальный, естественный процесс, который нужно принять и смириться с ним.

Поэтому у супругов — свои задачи, а у детей — свои. И они будут решать их уже со своими супругами. И это будет правильно.

Причины, заключения брака

Глава первая

Возможно, вы подошли к самому важному этапу в своей жизни — браку. Брак заключает в себе уникальные и интересные воз­можности. Один оптимист сказал так: «Брак — это единственная игра на удачу, где оба игрока могут либо выиграть, либо проиграть!» Данное пособие было разработано с целью помочь молодым людям свести до минимума риск в браке. Мы уве­рены, что молодая пара, прочитав этот материал, сможет укрепить и обогатить свои взаимоотношения, чтобы позднее их брак принес им радость и удовлетворение. Мы также надеемся, что молодые люди смогут более реально отнестись друг к другу и к перспективам предстоящего брака.

1. Определите для себя понятие бра­ка. Какова его цель?

2. Считаете ли вы брак соглашением по контракту? Почему?

3. Как бы, по вашему мнению, отве­тила на эти вопросы ваш(а) жених/невес­та?

4. Прочтите следующие цитаты. Ука­жите, с чем вы согласны, а с чем — нет.

«Брак напоминает лезвия ножниц, соединенные таким образом, что их нель­зя разъединить; они часто двигаются в противоположных направлениях, и неиз­менно страдает тот, кто оказывается между ними» [I].

«Является ли брак личным делом двоих влюбленных или это обществен­ный акт людей, заключающих между со­бой контракт? Ни то, ни другое — это нечто третье. Это совершенно иное! С христианской точки зрения брак — не только и не в первую очередь соединение людей друг с другом юридически или на основе официального контракта. Христи­анин понимает брак как заключение за­вета при благословении Божьем и в при­сутствии своих братьев и сестер по хри­стианской семье. Такой завет (соглаше­ние) сохраняется не вследствие силы закона или из страха перед наказанием за нарушение закона, но на основе любви и верности без всяких условий. Такое со­глашение более свято, крепко и надежно, чем какой-либо юридический контракт» [2].

«Это состояние, при котором люди, греховные и упрямые, охвачены мечтой и желанием достичь поставленной цели, превышающей их личные возможности, но они продолжают упорно добиваться своего на протяжении многих лет и, не­смотря на повторяющиеся разочарования, стараются достичь осуществления своей мечты» [З].

«. Брак — это взаимоотношения между мужчиной и женщиной, дарован­ные Богом, чтобы эти два человека име­ли взаимоотношения единого целого, по­стоянную связь, при которой удовлетво­ряются потребности каждого — потреб­ность любить и быть любимым, потреб­ность в дружбе, общении, общих делах, сексуальном удовлетворении, потреб­ность иметь детей и не быть одиноким в жизни. Брак должен быть союзом люб­ви, отражением любви Христа к своему народу, союзом священной любви, когда муж и жена становятся одной плотью, единым целым» [4].

1. Кто учредил брак?

2. Каковы цели брака и для чего он был создан? (См. Быт. 1:28; 2:18; Еф. 5:22-32.)

3. Каков должен быть брак? (Быт. 2:18; Евр. 13:4.)

4. Чем, по вашему мнению, вы мо­жете помочь своему партнеру по браку?

5. Как вы понимаете выражение «ос­тавит человек отца своего и мать свою»?

6. Как вы понимаете слово «оста­вит»?

7. Что значат для вас слова «станут одной плотью»?

8. Перечислите шесть типов поведе­ния, которые вы хотели бы встретить в своем супруге и которые помогли бы вам сблизиться в браке.

9. Перечислите три наиболее важных библейских стиха, которые могли бы стать основой ваших супружеских взаимоотно­шений. (Приведите любые стихи, поми­мо Еф. 5:21—33; 1 Кор. 13 и 1 Петр. 3, которые чаще всего называют супружес­кие пары. Эти стихи также важны, но вы постарайтесь найти и другие значимые стихи, которые помогли бы вам опреде­лить тот тип брачных взаимоотношений, который соответствует вашему понима­нию брака.)

Вот еще одно определение брака, которое может вам пригодиться. Брачные взаимоотношения — это школа, в кото­рой (если все так, как это должно быть) оба партнера учатся расти и развиваться. Их отношения также развиваются и рас­тут вместе с ними. Если вы рассматрива­ете брак как возможность для роста, то вы оба будете удовлетворены вашим бра­ком.

Д-р Дэвид Хаббард описал брачные отношения следующими словами: «Брак не требует совершенства. Но к этому в первую очередь следует стремиться. Это нужно грешникам. Никто более, чем грешники, не нуждается в этом. Но брак достигает своего расцвета только тогда, когда грешники рассматривают его как путь, которым Бог ведет каждого челове­ка, давая ему Божье понимание любви и праведности» [5]. Задумывались ли вы раньше о цели брака?

Вот еще одно определение брака. По­размышляйте о нем серьезно и затем по­делитесь своим мнением с вашей невестой/ женихом: «Христианский брак — это со­глашение двух людей перед лицом Иисуса Христа и друг перед другом. Это со­глашение (завет), которое нельзя нарушить или расторгнуть. Брак — это соглашение о взаимной верности и взаимозависимос­ти. Христианский брак сходен с обязатель­ством, дающим свободу мужчине и жен­щине быть самими собой и стать теми, кем Бог хочет, чтобы они стали. Брак — это процесс очищения, который Бог исполь­зует для того, чтобы мы стали теми, кем Он хочет сделать нас.

Подумайте об этом. Бог использует ваш брак для Своих целей. Он переплав­ляет и очищает вас для Своей славы.

Вы, возможно, думаете, что в брак вступают два самостоятельных человека. Это верно, но при этом присутствует еще и Третий, Который придает вашему бра­ку особое, еще большее значение, — это Иисус Христос. Каким образом присутст­вие Иисуса Христа в вашей жизни делает ваш брак особым?

Прочтите Мф. 7:24—27. Эти стихи говорят о строительстве вашего дома на твердом основании. Перечислите 10 ком­понентов прочного фундамента, которые могли бы стать основой ваших крепких супружеских взаимоотношений.

Причины, заключения брака

Существует много причин и факто­ров, побуждающих людей вступать в брак. Каковы ваши причины? Ниже даны два очень важных вопроса, на которые вы должны дать ответы и затем обсудить их с вашей невестой/женихом.

1. Что бы вы хотели найти в браке, чего не можете иметь, не вступая в брак?

2. На отдельном листе бумаги сфор­мулируйте причины, которые побуждают вас вступить в брак. После этого перечис­лите причины, которыми, по вашему мне­нию, руководствуется ваша невеста/же­них, вступая с вами в брак. Затем обме­няйтесь своими мыслями.

Читайте также:  Завистливые родственники и как с ними справляться

Теперь сравните свой список причин, побуждающих вас к браку, со следующим перечнем, который был составлен несколь­кими специалистами по вопросам брака и семейной жизни. Это перечень не­здоровых причин для брака! Если вы най­дете хотя бы одну из этих причин в ва­шем перечне или в ваших потаенных мыслях, то вам необходимо обсудить их со своей невестой/женихом или пастором.

Меня побуждает к браку:

1. Неприязненное отношения к сво­им родителям.

2. Негативная самооценка — брак поможет почувствовать свою значимость и определить цель жизни.

3. Стремление стать помощником и советчиком для своего спутника жизни.

4. Боязнь оказаться «за бортом»! Страх остаться холостяком или девствен­ницей.

5. Страх перед независимостью.

6. Решение вступить в брак после того, как вас отвергли: ваша предыдущая любовь была отвергнута и, чтобы облег­чить свою рану, вы немедленно избирае­те другого партнера.

7. Опасение нанести рану другому человеку — вы боитесь, что может слу­читься что-то плохое с вашим партнером, если вы разорвете свои отношения с ним/ ней, даже если вы знаете, что брак не спасет эти отношения.

8. Желание покинуть дом, где вы несчастливы.

9. Потому что вы беременны (узна­ли, что ваша подруга беременна).

10. Потому что вы имели сексуаль­ную связь со своим партнером.

Несколько положительных причин для вступления в брак:

2. Желание вместе работать и решать проблемы свои и своего спутника жизни.

3. Удовлетворять сексуальные по­требности так, как это предусматривает Бог.

4. Любовь (под понятием любовь по­нимается соответствующее соединение различных типов любви, как это объяс­нено в главе 3).

5. Вы убеждены, что ваш брак бла­гословлен Богом.

Подсчитайте очки «за» ваш брак, анализируя свои личные цели и цели ва­шей невесты/жениха. Перечислите восемь ваших черт характера, которые, по ваше­му мнению, могут сделать ваш брак удач­ным.

Прочтите в Библии Гал.5:22, 23 о плодах Духа. Будут ли эти черты ха­рактера человека способствовать до­стижению им наибольшего успеха в бра­ке? Если «да», то укажите, какие из этих

черт характера вы уже проявляете актив­но, и какие вам еще предстоит развивать?

В дополнение к пониманию плода Духа как Водителя для достижения наи­большего успеха в браке ниже названы восемь черт характера, которые способ­ствуют успешному браку:

1. Умение приспосабливаться и про­являть гибкость — умение меняться и идти на уступки.

2. Сочувствие — способность чувст­вовать нужды, боль и желания других, сопереживать с ними и видеть мир в пер­спективе.

3. Умение решать проблемы.

4. Умение давать и принимать любовь.

5. Эмоциональная стабильность — умение воспринимать эмоции другого и контролировать их.

7. Сходство характеров партнеров.

8. Сходство семейной обстановки, в которой вырос каждый из партнеров.

Лучше всего, если вы посмотрите на этот перечень и скажете: «Это как раз о нас. Мы именно таковы, и наши характе­ры именно такие». Если вы чувствуете, что обладаете этими чертами характера, то укажите особые примеры, каким об­разом каждая из шести вышеуказанных черт характера проявилась в течение по­следних двух недель. Затем укажите, в чем вы видите сходство ваших харак­теров, согласно пунктам 7 и 8.

Право

Раздел IV. Семейное право

Цель лекции: характеристика института брака по российскому праву.

  1. Понятие брака по семейному праву.
  2. Условия заключения брака.
  3. Порядок заключения брака.
  4. Недействительность брака.
  5. Основания прекращения брака.
  6. Расторжение брака в органах загса и в суде.
  7. Правовые последствия прекращения брака.

Лекция 14. Понятие брака, его заключение и прекращение. Недействительность брака

1. Понятие брака по семейному праву. Законодательство не содержит легального определения брака, поэтому для того, чтобы понять его суть, приходиться обращаться к теории семейного права.

Существует несколько подходов к определению брака.

1. Многие зарубежные авторы отождествляют заключение брака с заключением гражданско-правового договора. “Во французском праве брак есть заключаемый в установленной законом форме гражданский договор, который соединяет мужчину и женщину для совместной поддержки и помощи под руководством мужа, главы семьи”.[1]

2. Отечественная доктрина семейного права тяготеет к следующему определению брака: брак – это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Некоторые авторы указывают, что брак – это пожизненный союз мужчины и женщины. Иные авторы добавляют такой признак брака, как наличие цели рождения детей и их воспитания.

2. Условия заключения брака. Установленные законом условия вступления в брак направлены на создание полноценной семьи, предотвращение необдуманных браков.

Закон устанавливает два условия вступления в брак:

  • взаимное добровольное согласие вступающих в брак;
  • достижение ими брачного возраста.

Ранние браки могут тяжело отразиться на здоровье супругов и их детей, кроме того, не достигшие совершеннолетия ещё не в состоянии в полной мере оценить свои чувства и поступки. Поэтому, как правило, вступать в брак (как мужчине, так и женщине) разрешено лишь по достижении совершеннолетия, т.е. 18 лет. При наличии уважительных причин (беременность, рождение ребёнка и т.п.) орган местного самоуправления (местная администрация) может разрешить вступить в брак лицам, достигшим 16 лет. Вопрос о дальнейшем снижении брачного возраста может быть решён только на основании закона соответствующего субъекта РФ.

Запрещено вступать в брак:

  • лицам, уже состоящим в другом не расторгнутом браке;
  • лицам, признанным по суду недееспособными вследствие психического расстройства.

Не допускаются браки между близкими родственниками по прямой линии (отец, дочь, внучка) и между родными братьями и сёстрами. Такие браки противоречат нашим моральным представлениям, не говоря уже о том, что в результате кровосмешения, т.е. брака между близкими родственниками, могут родиться неполноценные дети. Кроме того, не допускаются браки между усыновителями и усыновленными.

3. Порядок заключения брака. Для того чтобы союз мужчины и женщины был признан браком, он должен быть зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают только с момента регистрации брака, с этого времени государство признает данный союз браком и берет его под свою защиту.

Фактический союз мужчины и женщины, не зарегистрированный в органах загса (фактический брак), не влечет за собой возникновения каких-либо прав и обязанностей, установленных законом для супругов, независимо от того, как долго он продолжался.

Не влечет правовых последствий и брак, заключенный по религиозным обрядам, – церковный брак. Заключение брака в такой форме является личным делом вступающих в брак и может иметь место как до, так и в любое время после регистрации брака. Однако во всех случаях юридически брак считается существующим только после его государственной регистрации в органах загса.

В законе предусмотрен обязательный месячный срок между моментом подачи заявления о желании вступить в брак и регистрации брака. Этот срок установлен для того, чтобы жених и невеста могли еще раз хорошо продумать свое решение. При наличии уважительных причин заведующий отделом загса, где производится регистрация, может разрешить зарегистрировать брак до истечения этого срока. При наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, тяжелая болезнь и т.п.) брак может быть зарегистрирован в день подачи заявления.

Имея в виду особое значение брака как важнейшего события в жизни человека, закон обязывает органы загса обеспечить его торжественную регистрацию, если этого хотят жених и невеста. По желанию вступающих в брак они могут пройти бесплатное медицинское обследование, а также получить консультации по вопросам медико-генетического характера и планирования семьи.

4. Недействительность брака. Если при заключении брака были нарушены условия вступления в брак или существовали препятствия для его заключения, то брак может быть признан по суду не действительным. Например, один из вступающих в брак скрыл, что состоит в другом не расторгнутом браке, или брак был заключен с девушкой, не достигшей брачного возраста и т.п.

Недействительным может быть признан и брак, при заключении которого один из вступающих в него скрыл от другого наличие у него венерического заболевания или ВИЧ – инфекции.

Недействительным признается также фиктивный брак, то есть зарегистрированный лишь для виду, без намерений создать семью, в других целях, например чтобы получить право на жилую площадь и т. п.

Если брак признается судом недействительным, то считается, что он не существовал вообще и между состоявшими в нем лицами никаких прав и обязанностей не возникло (приобретенное имущество не считается общим, не возникает права на алименты и т. п.). Из этого правила существует лишь одно исключение: добросовестный супруг (то есть супруг, который не знал о наличии препятствий к заключению брака) вправе требовать выплаты алиментов (при условии нетрудоспособности и нуждаемости), а также раздела общего имущества супругов по нормам семейного законодательства о совместной супружеской собственности. Добросовестный супруг вправе требовать и возмещения ему материального и морального вреда.

Признание брака не действительным не влияет на права детей, рожденных в таком браке: воспитание, материальное обеспечение, наследование и т. п.

5. Основания прекращения брака. К основаниям прекращения брака относятся:

  • заявление обоих супругов;
  • заявление одного из супругов;
  • признание одного из супругов безвестно отсутствующим;
  • объявление одного из супругов умершим;
  • смерть одного из супругов;
  • признание одного из супругов недееспособным;
  • осуждение одного из супругов за преступление на срок свыше трех лет.

6. Расторжение брака в органах загса и в суде. Закон предусматривает возможность прекращения брака путем развода. Существуют две процедуры расторжения брака.

1. Если у супругов нет совершеннолетних детей и оба (как жена, так и муж) хотят расторгнуть брак, они вправе, не обращаясь в суд, зарегистрировать развод непосредственно в органах загса. Чтобы избежать непродуманных решений, оформление развода производиться через месяц после подачи заявления.

Непосредственно в органах загса развод может быть зарегистрирован также в следующих случаях: когда один из супругов объявлен судом безвестно отсутствующим, признан недееспособным вследствие душевного расстройства, а также если один из них осужден к лишению свободы на срок свыше трёх лет.

В случаях, когда возникает спор по поводу раздела имущества, о детях или алиментах, он рассматривается судом независимо от расторжения брака в загсе.

2. При наличии несовершеннолетних детей брак может быть расторгнут только в суде.

Если оба супруга пришли к выводу, что продолжение их брака невозможно, то суд в этих случаях, убедившись в добровольном согласии каждого из супругов на развод, расторгает их брак без выяснения причин распада семьи. Однако он должен принять меры по обеспечению интересов несовершеннолетних детей, если супруги не достигли договоренности о содержании и месте жительства детей. По требованию супругов суд производит также раздел их общего имущества и определяет размер средств на содержание нетрудоспособного и нуждающегося супруга.

Меры по примирению супругов могут приниматься судом только в тех случаях, когда один из супругов не согласен на развод. Однако суд не вправе отказать в иске о расторжении брака, если примирительная процедура не дала результатов и требующий развода супруг настаивает на разводе.

Моментом прекращения брака при разводе в суде признается вступление в законную силу решения суда. При этом закон содержит весьма существенную оговорку: бывшие супруги не вправе вступить в новый брак до получения в органе загса свидетельства о расторжении предыдущего.

7. Правовые последствия прекращения брака. Правовые последствия расторжения брака состо­ят в прекращении на будущее время личных и иму­щественных правоотношений, существовавших меж­ду супругами во время брака. При этом одни право­отношения прекращаются сразу после развода, дру­гие могут быть сохранены либо по желанию супруга (например, сохранение брачной фамилии — ст. 32 СК; выплата компенсации супругу за расторжение брака по инициативе другого супруга согласно брач­ному договору — ст. 42 СК), либо в силу прямого установления закона. Так, в силу закона (ст. 90 СК) нуждающийся нетрудоспособный супруг сохраняет право на получение содержания от бывшего супруга, если он стал нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака. Сохранение брачной фамилии зависит от усмотрения супруга, принявшего фамилию другого супруга при заключении брака (ст. 32 СК).

С расторжением брака перестает действовать за­конный режим имущества супругов, т.е. режим их общей совместной собственности, но при условии, что супруги разделили совместно нажитое в браке имущество. Если супруги не разделили общее имуще­ство, то и после развода оно продолжает оставаться общим с соответствующим правовым режимом, так как было нажито во время брака. Сам по себе развод без раздела имущества не может превратить общую совместную собственность супругов в долевую или раздельную собственность. К требованиям разведен­ных супругов о разделе общего имущества применя­ется трехлетний срок исковой давности (п. 7 ст. 38 СК). Течение трехлетнего срока исковой давности по этим требованиям начинается со дня, когда разве­денный супруг узнал или должен был узнать о нару­шении его права на общее имущество (например, дру­гой супруг продает общее имущество без его согла­сия) (ст. 9 СК, ст. 200 ГК). В связи с расторжением брака не может действовать установленная ст. 35 СК презумпция согласия супруга на совершение сделки по распоряжению общим имуществом другим супру­гом. Для совершения одним из разведенных супру­гов сделки по распоряжению общим имуществом тре­буется ясно выраженное согласие другого собствен­ника имущества, т.е. разведенного супруга.

Возможна ситуация, что после расторжения бра­ка супруги проживают вместе и приобретают какое-либо имущество. В таком случае приобретаемое ими имущество становится объектом личной (частной) собственности каждого из разведенных супругов или их общей долевой собственностью.

С расторжением брака супругами утрачиваются и другие права, предусмотренные иными отраслями права:

  • право на получение наследства по закону пос­ле смерти бывшего супруга;
  • право на пенсионное обес­печение в связи с потерей супруга по установленным законом основаниям и др.

Однако расторжение бра­ка не влечет за собой прекращение правоотношений между родителями и детьми.[2]

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое брак по российскому праву?

2. Назвать условия заключения брака.

3. Перечислить обстоятельства, препятствующие заключению брака.

4. Как происходит расторжение брака в судебном порядке?

  1. Муратова С.А. Семейное право. Учебник. – Эксмо-Пресс, 2004. – 448 с.
  2. Антокольская М.В. Семейное право. М., 1996 .
  3. Грачева В.А. Супруги, родители, дети: их права и обязанности – М.: Советская Россия, 1988. – 137 с.
  4. Хазова О.А. Брак и развод в буржуазном семейном праве: сравнительно-правовой анализ. – М.: Наука, 1988. – 170 с.
  5. Матвеева Н.А. Правовые аспекты заключения брака в России, Украине и Белоруси // Семейное и жилищное право. – 2005. – №2. – с. 36-39.

[1] Де ла Морандьер Л. Жюлио. Гражданское право Франции. М., 1958. Т. 1. С.323.

[2] Смоленский М.Б., Новикова А.А. Семейное право России: Учебное пособие. Москва, 2004 г., с.65.

Добавить комментарий