Как побороть стеснительность ребенка

Как преодолеть застенчивость у ребенка

Содержание статьи:

  1. Причины развития
  2. Основные симптомы
  3. Как бороться
    • Советы родителям
    • Рекомендации ребенку

Застенчивость у ребенка — это состояние психического здоровья и его поведение среди окружающих, главными характеристиками которого являются робость, нерешительность, стеснительность, боязливость и скованность. Чаще всего впервые проявляется ещё в раннем возрасте и придает детям такие черты, как скромность, послушность, сдержанность. Так создаются маски, за которыми почти не видно сущности, истинного характера ребенка, а также тормозится его становление в обществе как личности.

Причины развития застенчивости у детей

Известно, что детская психика является ещё полностью не сформированной системой. Такая несовершенность делает ребенка уязвимым по отношению даже к самым, казалось бы, мелочным ситуациям. Вследствие этого головной мозг генерирует активацию многих защитных реакций, среди которых стеснительность, скрытность и неуверенность.

Различают несколько главных причин застенчивости у детей:

    Генетическая предрасположенность. На сегодняшний день в силу проведения многих научных исследований было доказано, что наследственность достаточно часто является главным и единственным пусковым фактором в развитии такого состояния. Накопление различных мутаций в ряду поколений ставит под угрозу каждого ребенка, рождающегося в будущем. В таком случае говорят почти о стопроцентной склонности.

Природные факторы. Здесь стоит упомянуть наличие у каждого человека специфического типа нервной системы. Считается, что именно интроверты (скрытные и замкнутые) наиболее подвержены развитию такого качества, как застенчивость. Люди с меланхолическим и флегматическим типами темперамента также становят огромную группу риска, но и их отсутствие также не исключает возможности его заполучить. Исследования гласят, что чрезмерная активность в детском возрасте, которую пресекли однажды, может вылиться в застенчивость далее.

Социальная среда. В эту группу включают всевозможные связи ребенка с окружающим миром. Конечно, же самым важным является воспитание в семье. Основными проблемами выступают повышенная опека или, наоборот, отдаленность от душевных проблем чада. Родители не в состоянии обеспечить моральный комфорт и поддержку, решая всё за него или не интересуясь им вовсе. В этом случае застенчивость формируется стойкой и может сопровождать всю жизнь. Бывает, что причина скрывается в отношении сверстников. Чрезмерная агрессивность или активность других детей может подавить желание к общению с ними.

Нарушение адаптации. Каждые несколько лет в жизни ребенка он переживает какие-либо приспособительные реакции — к ползанию, ходьбе, самостоятельному уходу за собой, посещению садика, школы и многих других заведений. По мере их возникновения формируются положительные и отрицательные черты характера, которые воспитывают в ребенке умение сопротивляться внешнему воздействию. Если такой процесс пройдет неудачно, это может привести к развитию неуверенности, нерешительности и застенчивости.

Соматическая патология. Имеется ввиду наличие заболеваний внутренних органов, признаки которых могут отличать ребенка в кругу остальных детей. Чаще всего это наличие каких-либо патологий развития, следов от ожогов, обморожений, ранений, которые оставили следы на теле. Очень часто это становится причиной излишнего внимания или даже дразнения. Также такую реакцию можно отследить на детей-инвалидов. Ввиду этого, чтобы ограничить себя, малыш закрывается, отдаляется от окружающих, меньше разговаривает и большую часть времени предпочитает оставаться наедине.

  • Неправильное воспитание. Родительское влияние в первую очередь формирует ребенка как отдельную личность. Если его оказывается слишком много, чрезмерная опека приводит к полной несамостоятельности и нерешительности в последующем. Также, если материнская опека становится более жесткой и требовательность к детям превышает их возможности, возникает комплекс неполноценности. Такой ребенок замыкается и считает себя недостаточно хорошим для проявления в обществе.
  • Основные симптомы застенчивости у ребенка

    Необходимо начать с того, что застенчивый ребенок действительно страдает. Ведь это состояние руководит им во всех жизненных ситуациях. Он не может чувствовать себя комфортно нигде и ни с кем. Постоянное ощущение неуверенности и трусости преследует каждый день. К сожалению, многие родители, пытаясь помочь, только усугубляют ситуацию. Ведь первым делом они решают отстранить ребенка от принятия решений и делают это самостоятельно. Как результат на него сваливается ещё больше неполноценности и неуверенности.

    Чтобы знать, как помочь ребенку преодолеть застенчивость, нужно усвоить несколько её признаков. Среди них:

      Общие признаки. К ним относят осторожность и внимательность к каждому шагу. Такие дети практически никогда не падают с велосипеда, ведь им проще вообще на него не садится, чтобы такого не произошло. Тихий голос, повышение артериального давления, учащенный пульс, дискомфорт в животе, обильное потоотделение, ощущение напряжения во всех группах мышц, волнение — основные виды реакции организма детей на стресс. Возможно также появление румянца на щеках. Наиболее часто именно эти симптомы первыми оказывают свое отрицательное влияние на ребенка и преследуют его везде.

    Самокритичность. Такие дети чересчур требовательны и жестоки по отношению к своей личности. Им постоянно кажется, что они недостаточно выкладываются в той или иной сфере деятельности. Также это касается внешности и манеры общения с представителями противоположного пола. Ребенок не чувствует себя полноценным, считает недостаточно хорошим в сравнении с другими. Как результат становится отчужденным и отдаленным от остальных.

    Скрытность. Эта черта подразумевает замкнутость в любом коллективе. Будь то школа или дом, малыш не может поделиться ни с кем своими мыслями и соображениями. В кругу людей такие дети пытаются стать незаметными, исчезнуть из толпы и не любят, когда к ним привлекается слишком много внимания. Рассказать свое мнение или попросить совета они могут лишь у отдельных людей, и если сами того захотят.

    Стеснительность. Почти каждый человек получает ничем не заменимое чувство удовлетворения, когда его хвалят, но только не эти дети. Им лучше находиться в тени своих сверстников или же вообще оставаться незамеченными среди остальных. Свои амбиции они предпочитают скрывать и не афишировать, даже если являются обладателями многих талантов.

    Пугливость. Черта не является специфичной, но очень часто сопровождает застенчивого ребенка. Наиболее выраженным выступает страх перед чем-то новым. Это может быть как нежелание менять привычную старую одежду, так и переезжать на новое место жительства. Очень трудно им дается установление контакта с незнакомыми людьми, а заводить новых друзей такие дети, как правило, вовсе не хотят.

    Нерешительность. Если обычного ребенка позвать в поездку, он не станет задумываться прежде, чем согласится. А вот застенчивые дети будут долго взвешивать все и сомневаться. Это касается всего — какое мороженное выбрать, какую обувь купить и что подарить на день рождения. Эти вопросы будут мучить и прокручиваться в голове по несколько раз. Только взвесив все «за» и «против», будет дан какой-то ответ.

  • Нарушение речи. Часто такое проявление свидетельствует о запущенном состоянии. Дети, которые страдают от застенчивости из-за страха и неуверенности, начинают заикаться и запинаться. Скорее всего впервые это произойдет во время выступления на публике (концерты в садике или школе). И даже если дома рассказ стихотворения не вызывает дополнительных трудностей, в кругу незнакомых людей всё может резко поменяться.
  • Как бороться с застенчивостью у ребенка

    Чтобы добиться какого-либо результата, необходимо понять, что застенчивость — это всё-таки не просто черта характера, а патологическое состояние. Только после осознания этого можно приступать к поиску путей решения этой проблемы. Искать их стоит незамедлительно, ведь каждый прожитый день с таким мышлением подводит ребенка к самостоятельному выходу из ситуации. Часто это уход из дома или даже попытки суицида. Коррекция застенчивости у детей требует комплексного подхода с привлечением как их самих, так и окружения.

    Советы родителям

    Мама и папа — это первые и самые главные советчики в жизни ребенка. Именно с них он списывает большинство манер поведения, и они же производят коррекцию его собственных. Очень важно, чтобы родители следили за психоэмоциональным состоянием детей и помогали им адаптироваться к новым этапам в жизни. Особенно это необходимо, если их чадо испытывает трудности в общении и реализации себя как личности.

    Чтобы знать, как преодолеть застенчивость у ребенка, нужно придерживаться следующих советов:

      Не ругать. Крик спровоцирует ещё большую скрытность и стеснительность. Дети будут чувствовать себя виноватыми за такое поведение и в будущем не придут к родителям за советом или помощью. Это только усугубит ситуацию и сузит круг доверия до его полного отсутствия. Такое поведение заставит ребенка замкнуться в себе, и вывести его из такого состояния будет намного сложнее.

    Интересоваться личной жизнью. Дети в современном мире — это маленькие взрослые. Не стоит думать, что с ними не о чем говорить. Эти маленькие человечки вмещают в себе огромный внутренний мир переживаний и забот, с которыми они не могут ещё справиться в одиночку. Нужно найти правильный подход к ребенку, расспрашивать, о чем он думает, почему совершает то или иное действие, с кем дружит и о чем грустит. Это очень важно. Если вы сумеете стать ему не только родителем, но и другом, сможете самостоятельно избавить его от проблемы.

    Уметь слушать. Детей необходимо замечать. Из-за суеты повседневной жизни часто не хватает времени на них. И пока ми имитируем внимательность, дети показывают и рассказывают нам о всех своих бедах. Но, к сожалению, рано или поздно им надоедает это делать. Они обижаются, уходят в себя и больше не пойдут на контакт. Поэтому каждое слово, произнесенное детьми, имеет свой смысл. Надо уметь не только слушать их, но и слышать, чтобы успеть заметить какие-либо проблемы и откорректировать их.

    Поддерживать. Поражения, как и победы, нужно уметь принимать. Дети не всегда умеют сами правильно это делать. Часто только после одной неудачи они больше никогда не решаются попробовать сделать что-то снова. Родительский долг обязывает объяснить ребенку, что его любят таким, каким он есть, и совершенства от него не требуют. Нужно научить его медленно и уверенно шагать к своей цели, несмотря на предыдущие поражения.

    Стать примером. Дети — это отображение своих родителей. Ничьи черты не будут в них настолько отражены, как черты мамы у девочек и папины у мальчиков. Сверхвысокая требовательность может привести к возникновению чувства стыда. Ребенок будет стесняться своих ошибок и переживать, что не оправдал надежд. Поэтому родителям в первую очередь нужно уметь признавать свои ошибки и на личном примере показывать, что это не страшно, а лишь стимулирует к дальнейшим действиям.

  • Поощрять. На самом деле все дети заслуживают внимания родителей, а эти в особенности. Среди наиболее хороших способов есть походы в кафе, парк аттракционов, спектакли. Различные комедийные представления помогут ребенку научится воспринимать самого себя и не выдавать особенности за странности. Времяпровождения в привычном кругу оказывает общее положительное влияние на детей.
  • Рекомендации ребенку

    И всё-таки, лучше решать проблему изнутри. Преодоление застенчивости у детей принадлежит им самим. Как бы ни старались окружающие, самый важный шаг они должны сделать сами. Ведь пока ребенок сам не начнет менять свое отношение к действительности, все попытки помочь со стороны будут напрасными.

    Чтобы ему легче было это осуществить, можно предложить несколько следующих советов:

      Быть уверенным. Даже если страх не покидает, всегда нужно запрещать ему выражаться каким-либо образом внешне. Чтобы было легче, необходимо расправить плечи, поднять подбородок, сделать глубокий вдох. Это поможет показать окружающим, что никакой паники нет и напротив них совершенно уверенная в себе личность.

    Улыбаться. Это беспроигрышный вариант заполучить доверие оппонента. Совершенно не нужно изображать панический хохот или приступ смеха. Достаточно будет легкой усмешки на лице, которая расслабит и будет предрасполагать в последующем к остальным детям.

    Смотреть в глаза. Это самое трудное, но самое эффективное средство. Считается, что человек, который способен удерживать взгляд на своем собеседнике, имеет преимущество над ним. Удерживание зрительного контакта также способствует поддерживанию разговора, да и сам человек чувствует себя более уверенно и спокойно.

    Активно вести диалог. Нужно не стеснятся спрашивать и охотно отвечать на заданные вопросы. Лучше всего начать с коротких словесных перепалок, и со временем можно будет без трудностей влиться в любой разговор. Важно также показывать окружающим свой интерес с происходящему.

    Посещать разные мероприятия. Не самое легкое задание, но имеет большую значимость. Ведь в широком кругу застенчивый ребенок сможет изначально только слушать и постепенно вливаться в коллектив. Таким образом, к нему не будет привлекаться слишком много внимания, и он сможет самостоятельно раскрыться для окружающих. Подойдут детские дни рождения, праздники.

    Поиск хобби. Постараться найти себя очень важно. Для этого можно записаться в различные кружки по творчеству, рукоделию или со спортивным уклоном. В большинстве случаев уже скоро появится любимое дело, в котором можно будет проявить себя и получить от этого массу удовольствия. Одним из наилучших вариантов является театральная студия. В таком месте можно развить огромное количество положительных качеств, а также избавиться от застенчивости, нерешительности и стеснительности.

    Бороться со страхами. Для этого нужно решится сделать то, что пугает больше всего, отважиться на сложные поступки и переступить через свою боязнь. Это всегда составляет много трудностей и препятствий. Но по устранению хотя бы одного страха приходит чувство гордости и радости за себя самого.

    Принять застенчивость. Отрицание собственной личности рушит жизни многих людей. С проблемами легче бороться, если их не бояться и принимать. Нужно осознать свою особенную черту и не стыдиться её, а преображать, изменять или избавляться от неё. Как только такое чувство придет, это принесет облегчение в эмоциональной сфере.

    Воспользоваться помощью. Близкие люди существуют для того, чтобы помогать нам. Самостоятельность хороша лишь там, где способна уничтожить проблему. В данном случае принять советы со стороны будет правильным решением и поможет быстрее адаптироваться к непонятному. Иногда это родители, друзья, а могут быть и совершенно посторонние люди, нашедшие общий язык.

  • Заняться спортом. В большинстве случаев такой подход помогает быстрее всего. Физические упражнения не только оказывают общеукрепляющее действие на организм, но и утверждают позиции такого ребенка среди остальных (особенно если это мальчик). Появляются новые навыки и возможности, которыми можно только восхищаться.
  • Как преодолеть застенчивость у детей — смотрите на видео:


    Что делать, если ребенок стесняется?

    Наши дети – наша радость. Так хочется, чтобы каждый день был для ребенка счастьем и открытием. Но вот мы замечаем некоторую застенчивость, а потом и сильную стеснительность – ребенок убегает, когда приходят гости, низко опускает голову, когда надо просто поздороваться, боится, что его вызовут к доске или поручат выступать со сцены на утреннике. И мы понимаем, что ребенок стесняется других детей, взрослых, вообще всех чужих людей. Что делать с этой проблемой? Как помочь ему преодолеть застенчивость, как научить ребенка не стесняться?

    Читайте также:  Значение брака в наше время

    ● Почему ребенок стесняется? В чем причина излишней стеснительности? Откуда вообще берется застенчивость в раннем и школьном возрасте?
    ● Что делать со стеснительностью? Как научить ребенка не стесняться?
    ● Можно ли побороть стеснительность ребенка и как это сделать ?

    Так хорошо, когда ребенок не стесняется. Вот у соседей, какой малыш: с самого раннего возраста только гости в дом, он уже забирается на стул и читает стихи или поет песенки. Никакой стеснительности и в помине нет. А на улице – все дети здороваются, улыбаются, разговаривают. Да и в школе – выучил урок или не очень, а ребенок выходит к доске, рассказывает и ему нипочем, что может где-то смешно и неумело.

    А тут такое горе: наш умный малыш, такой любопытный, знает длиннющие стишки наизусть, да такие сложные, что соседскому и не снилось. Он такой красивый, что может выступать на сцене запросто. Но приходят гости, и ребенок начинает стесняться, забивается в самый дальний угол, боясь выйти и просто поздороваться, не говоря уже о том, чтобы рассказать стишок. Дальше больше, при переходе в школу, стеснение не только не уходит, а усиливается.

    И главное – вывести его из этого состояния никак не получается. Ребенок стесняется до слез и никакие уговоры, подталкивания, даже угрозы или наказания, не помогают ему. Он прячется за юбку матери или под стол, не хочет выходить из своей комнаты, насуплено молчит и опускает глаза в пол. Когда это началось? Ребенок начал стесняться в 3-4 года или уже в школе? На самом деле возраст не важен, в детстве любую проблему можно убрать, просто надо знать КАК.

    Почему ребенок стесняется? – ответ следует искать в зрительном векторе

    Для того чтобы разобраться в первопричинах детской стеснительности необходимо хотя бы немножко знать психологию. Все наши желания врожденны и даются от природы. Системно-векторная психология разделяет их по векторам. Один из векторов – зрительный имеет целый набор желаний, которые и выражаются в определенных чертах, их очень просто узнать в уже очень маленьком возрасте.

    И эмоциональная открытость, так же как и стеснительность – это как раз два проявления, которые лежат в корнях зрительного вектора.

    Зрительные дети в самом раннем возрасте очень открыты, вся их сущность устроена наружу, никакой стеснительности у них нет и в помине. Зрительный вектор так устроен, что он ищет связи с окружающими, он от природы настроен на общение, эмпатию, эмоциональную связь с другими. И если в ответ приходит тепло и эмоции – это приносит наслаждение, от этого приятно и радостно.

    Эмоциональная экстравертированность – не единственное проявление зрительного вектора. Вторая их особенность – страх. Родители зрительных детей рано замечают, что ребенок боится сам засыпать, ему страшно оставаться самому в комнате. Страх – нормальное свойство зрительника. У всех остальных людей, не обладающих зрительным вектором (а это 95% населения), страх за свою жизнь тоже присутствует – в случае опасности, угрозы страх подстрекает аккумулировать все силы для спасения. У зрительника же этот страх больше, он имеет эмоциональную окраску, он сильно преувеличен. Так задано природой специально, более подробно о механизме зрительных страхов можно прочесть в этой статье.

    Страх – это то, на чем зрительник может раскачиваться, увеличивая его. Когда в ответ на эмоциональную открытость, зрительный ребенок слышит смех, обзывательства, его бьют, у него вместо эмоциональной связи возникает страх. Ребенок начинает раскачиваться не на эмпатии, что было бы хорошо для него, а на страхе, в результате чего страх увеличивается в разы. Это и есть стеснительность ребенка – страх показать себя, открыться миру, любить и быть любимым.

    Так и получается, что дети со зрительным вектором, самые потенциально обучаемые, самые сообразительные, самые добрые и смышленые от природы, становятся замкнутыми социофобами. Получив удар, испытав страх, зрительник перестает открываться, а только закрывается еще больше.

    Со стороны, кажется, что большинство детей не стесняются. На самом деле это не так. Большинство детей просто не имеют зрительного вектора – у них нет ни страха, ни эмоциональной открытости. А значит, они просто проявляют свои желания наружу так, как им хочется.

    Если ребенок стесняется в садике или школе, это сигнал, что где-то была травма зрительного вектора – ребенок замкнулся на страхе показать себя. Причин может быть множество: в ответ на открытость и эмоциональность, кто-то посмеялся над ним, сказал грубое слово, пошутил, обозвал. Как правило, все идет от других детей – “добрые” сверстники всегда найдут к чему прицепиться. Ребенок не выговаривает “р” или шепелявит, его будут передразнивать. Ребенок упал и испачкался, теперь ему постоянно будут кричать, что он “криволап”. Ребенок страдает лишним весом и получает кличку “жиртрест”. Вообще, внешняя красота – очень важна для зрительника и если его третируют, говорят, что он не красиво открывает рот, когда говорит или ест, что у него некрасивое выражение лица, когда он декламирует стихи, то это вводит его в состояние страха показать себя дальше, раскрыться.

    Не только сверстники могут ввести зрительного ребенка в состояние стеснительности. Тоже может быть и от родных братьев или сестер, от подростков, от взрослых, даже от собственных родителей. “Ой, ну ты и клоун у нас, Сашка, когда падаешь, ухохататься можно”, “А-ха-ха, посмотри на дочурку, как она танцует, ни одна корова не сравниться” и т.д. – когда мы смеемся над милыми попытками ребенка выразить себя, то часто даже не замечаем, что сами вешаем ему на шею камень стеснительности.

    Когда я была совсем малышкой, мне подарили граммофон. В моем детстве не было компьютеров и музыкальных центров с компакт-дисками, и граммофон был настоящим сокровищем. Мама каждую неделю покупала мне новую пластинку со сказками и стишками, которые тогда выходили, как сейчас журналы. Не умея еще читать, я с упоением слушала чужие голоса по много раз, прокручивая пластинку снова и снова. И у меня открылась способность – буквально через несколько дней я наизусть знала весь текст, более того, я повторяла его с интонациями актеров, подражая им. Конечно, наверное, это получалось достаточно просто, но родителей буквально шокировал мой талант, они не могли поверить, что я так умею. И я с радостью рассказывала родителям на кухне, то, что выучила. Однажды мама на прогулке со мной попросила рассказать пластинку для знакомой тети, которая тоже гуляла со своими детьми. Я стала рассказывать, но старший сын тети стал смеяться надо мной: “Че, че, ниче не понял! Ха-ха! Мама, а чего это она не говорит букву “р”? – кричал он на всю улицу. Тетя поддержала своего ребенка, сказала, что нет у меня никакого таланта, и лучше бы меня к логопеду сводили, вместо того, чтобы людям чужим показывать. Они смеялись надо мной, и я не стала дальше рассказывать. А потом начались постоянные походы к логопедам – мама водила меня к врачам, которые только о том и говорили, что у девочки большая проблема.

    “Р” я научилась выговаривать только в 7-ом классе, но до конца 11-го меня “травили” одноклассники моей шепелявостью. Сегодня я понимаю, что именно это стало большой травмой моего зрительного вектора.

    По воспоминаниям автора.

    Сильная травма зрительного вектора у ребенка может произойти от общения с человеком с оральным вектором. Именно оральники придумывают и “клеят” обидные клички, которые потом сопровождают ребенка до конца детсада или школы, они смеются и их смех очень заразителен, его повторяют остальные дети и вот уже над малышом смеется вся толпа. И часто оральники себе в жертвы выбирают именно зрительников. Так устроена природа и бороться с последствиями такого влияния оральника на зрительника надо не порицанием оральника, а развитием, становлением зрительного вектора своего ребенка.

    А дальше срабатывает правило – чего боишься, то непременно случается. Чем больше кличут “криволап”, тем больше падаешь, тем больше смеются, и так по кругу. Ситуация ужасная, но что делать, если ребенок стесняется и это только усиливается. Ответ один – бить тревогу! Но, внимание (!) это не значит, что необходимо бежать в школу и защищать зрительного малыша от насмешек. Это скорее всего ничего не даст, а только усугубит ситуацию – над ним станут еще больше смеяться. Нужно действовать иначе – через зрительный вектор и его врожденные желания.

    Не стоит путать зрительную стеснительность и анальную робость – это совершенно разные чувства, хотя внешне они могут выглядеть похоже. Дело в том, что в анальном векторе есть неуверенность в себе перед новым заданием, хочется сделать дело качественно, на отлично, а ведь это так сложно. Страх опозорится, сделать не так, как нужно, вызывает в ребенке с анальным вектором застенчивость. О том, как воспитывать таких детей читайте в статье “Медленный ребенок”.

    Что делать, если ребенок стесняется?

    В норме зрительный страх по мере взросления ребенка должен трансформироваться в обратное свойство, вытолкнуться наружу – превратиться в доброту, сострадание, умение сочувствовать. Душевная открытость постепенно превращается в эмпатию, тонкое ощущение эмоций другого человека. Только развитые зрительные люди могут быть талантливыми актерами, прекрасными писателями, отличными врачами. Более того, именно общение с другими людьми, любовь – это настоящее счастье, радость для зрительника, высшее наполнение его вектора.

    И если ребенок стесняется, родителям идет сигнал – зрительный вектор не развивается, и может до пубертата не выйти в эти состояния, а остаться в страхах, а значит – повзрослев, зрительник будет испытывать страхи, страдать стеснительностью, не сможет нормально контактировать с другими.

    Задача родителей зрительного ребенка помочь ему преодолеть страхи, стать эмоционально открытым. И тогда стеснительность ребенка уйдет сама собой. Как это сделать? Только не насильственным “клин клином” – боишься выходить на сцену, мы тебя вытащим. Боишься выходить к доске и отвечать на уроке, мы попросим учительницу тебя вызывать почаще. Боишься общаться со сверстниками, мы попросим их приходить в гости каждый вечер. Это ничего не даст, а только еще больше усилит страхи ребенка.

    Зрительные страхи уходят не тогда, когда насильственным образом их преодолевают. Так они только усиливаются, все больше вгоняясь в человека, в сердце. Избавится от страха можно только вытолкнув его наружу – трансформировав из страха за себя в страх «за других», то есть – в сострадание.

    Не надо также акцентировать внимание ребенка на его стеснительности, упрашивать не бояться взрослых и детей. Необходимо постепенно показывать ему, что вокруг него есть множество других, которым необходимо его сочувствие, страх за них. Аккуратно проведите его через все этапы развития зрительного вектора: от растений к животным, от животных к людям (читайте маленький пример, как это сделать здесь. Показывайте ребенку, что другим тоже больно, и только он, своей добротой, может помочь им. Страх за себя и страх за другого – это несовместимые вещи в одном зрительном человеке. Научившись бояться за других, сочувствовать, он никогда уже не сможет раскачиваться на страхе за себя, а это значит, что ему не грозят ни стеснительность, ни психосоматические болезни, ни социофобия.

    Внимание! Данная статья носит информационный характер, на ее основании нельзя точно определить векторальный набор ребенка. Если у вас есть желание по-настоящему понять свое чадо, необходимо пройти полный курс тренинга по системно-векторному мышлению. Записаться на вводные, бесплатные лекции можно здесь.

    Уже тысячи людей прошли тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. У них наладились отношения с близкими, прошли негативные состояния, полностью преобразился воспитательный процесс детей.

    Читайте здесь множество отзывов родителей.
    Посмотреть, как проходят лекции, можно прямо сейчас – пройдите по этой ссылке и просмотрите любое видео.

    В форме ниже вы имеете возможность оформить подписку на уникальную рассылку по системно-векторной психологии и каждую неделю получать анонсы материалов, посвященных настоящей психологии человека.

    8 советов, которые помогут застенчивому ребенку стать смелее

    Для застенчивого ребенка участие в детском утреннике, знакомство с новыми друзьями, просьба мамы продекламировать стишок гостям — настоящая пытка. Такие дети не «рвутся в бой», чтобы доказать всему миру, на что способны, часто не уверены в себе и внушаемы.

    Стеснительность как врожденная черта характера присуща детям-меланхоликам — тихим, спокойным, погруженным в себя. В этом случае любые попытки насильно поменять натуру малыша могут обернутся для него неврозами. Но если стеснительность стала следствием промахов в воспитании, помогите ребенку стать смелее.

    Детский психолог и специалист по раннему развитию Елена Владимировна Ушачёва поясняет: «Когда ребенок застенчив, нужно понять, что он сам чувствует.

    Возможно, малышу совершенно комфортно наедине с собой, или наличие одного единственного друга его полностью устраивает. Другой случай — ребенок страдает от того, что у него мало друзей, он не знает, как их завести и пробудить к себе интерес сверстников. Тут уже налицо проблемы с налаживанием коммуникаций».

    «Застенчивость детей проявляется уже в 3-4 года, — добавляет психолог Инна Александровна Мальцева. — Для таких малышей проблематично познакомиться с новым человеком. Они испытывают страх и тревожность, ощущают отсутствие безопасности для себя в присутствии незнакомых людей. У стеснительных детей слабо развиты адаптационно-приспособительные механизмы. Они напряжены и тревожны, скованны в движениях, излишне сдержаны, им трудно выразить свое мнение и поздороваться первыми.

    Эти личностные особенности ребенка могут усиливаться к 5 годам и постепенно снижаться к 7 годам. Но в некоторых случаях они не исчезают, и тревожность становится личностной особенностью даже в школе, что мешает процессу обучения».

    Поощряйте самостоятельность

    Когда в 4 года ребенка кормят с ложечки, в 10 лет — собирают портфель в школу, а в 12 — выбирают одежду и друзей, нет ничего удивительно в том, что он растет стеснительным, несамостоятельным и неуверенным. Так и будет продолжаться дальше — даже во взрослой жизни личность, выросшая в «тепличных условиях», не способна принимать важные решения и с высоко поднятой головой преодолевать трудности.

    Дайте ребенку шанс проявить самостоятельность и силу своего характера, ослабьте контроль. Не делайте за него то, что он вполне способен сделать сам. Гораздо лучше, если вы научите малыша завязывать шнурки на кедах, а не будете до старшей школы делать это сами.

    Не формируйте картину мира, полную опасностей

    «На эту горку нельзя, она сильно высокая — упадешь, поранишься», «не дружи с теми ребятами, они наверняка тебя обидят», «нельзя гулять одному, вокруг много негодяев». Кажется, что все это лишь проявления заботы. Но тревожные родители свои многочисленные страхи передают и ребенку, тем самым лишая его общения со сверстниками и возможности действовать решительно. Застенчивость тут как тут. Ребенок будет рассуждать так: если мир настолько опасен, проще закрыться в своей раковине.

    Постарайтесь не формировать у малыша опасную картину внешнего мира. Да, ребенка можно и нужно предупредить о возможных последствиях его действий и поступков. Но убеждать малыша в том, что кругом враги, — большая ошибка.

    Объясните ребенку, что ошибки — это нормально

    Дети часто стесняются что-то делать, поскольку боятся совершить ошибку. Корень проблемы в завышенных ожиданиях и требованиях со стороны родителей.

    «Застенчивые дети, как правило, оценивают себя достаточно высоко, но уверены, что другие ими постоянно недовольны, — поясняет Инна Александровна. — Они постоянно ожидают положительной оценки своих действий от окружающих, чтобы стать увереннее в себе. Внутри себя малыш формирует оценку на критическое отношение со стороны взрослого. Это парализует деятельность малыша, убивает его инициативность.

    И если в раннем дошкольном возрасте ребенок утверждает, что у него ничего не получится, к 6 годам он молча констатирует свое поражение. Перестает обращаться за помощью к родителям и замыкается в себе. Такой ребенок заранее готовит себя к неудачам. Его жизненная позиция — «даже не буду пробовать, все равно не получится».

    Объясните ребенку, что ошибка — не поражение. Это не повод опускать руки и замыкаться в себе, бросать начатое. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Когда ребенок научится не воспринимать свои промахи как конец света, он станет смелее и увереннее в собственных силах. Начните с малого: не ругайте и не наказывайте малыша за случайные ошибки — развитую чашку, испачканные на прогулке вещи.

    Хвалите вместо необоснованной критики

    Ребенок, постоянно сталкиваясь с критикой со стороны мамы и папы, непременно начинает верить в свою несостоятельность. Отсюда стеснительность, неуверенность в себе и многочисленные страхи не оправдать ожидания родителей.

    Похвала мамы и папы — вот, что нужно ребенку для гармоничного развития. Хвалите малыша за успехи, грандиозные и не очень, поощряйте все его начинания, подбадривайте. Но как говорят психологи, похвала может быть разной — правильной и неправильной. Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?

    «Хвалите усилие, а не результат, — советует Инна Александровна. — Отметьте старания ребенка: «Должно быть, тебе не просто было отдать половину конфет своему другу. Это был щедрый поступок с твоей стороны!». Так вы покажете ребенку, что вы цените его усилия и понимаете, что быть щедрым не так просто. Малыш может и не нуждаться в оценке своих действий, ему гораздо важнее знать, что вы видите его старания».

    «Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что конкретно он сделал, и отмечайте это в своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто». Эти слова будут более уместными, чем «какой ты у меня чистюля», — поясняет Инна Александровна.

    «Еще один способ похвалить ребенка — подробно расспросить его о проделанной работе. Своими вопросами вы поможете малышу научиться самостоятельно оценивать достигнутые результаты. “Тебе нравится твой рисунок?”, “Что было самым сложным?”, “Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?” — вот те вопросы, которые можно задать своему ребенку, хваля его», — советует Инна Александровна.

    «Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны. Если малыш обращает на вас свой взгляд, желая привлечь внимание, посмотрите на него в ответ или обнимите. Эти со стороны малозаметные действия скажут ребенку о многом — о том, что вы рядом, о том, что вам не безразлично то, что он делает», — добавляет Инна Александровна.

    Дайте ребенку право слова

    Каждого в детстве учили, что некрасиво встревать в разговоры взрослых. Да, можно считать «недоработкой» родителей, если малыш постоянно бессовестно врывается в диалоги старших. Не запрещайте и не наказывайте — для стеснительного ребенка это еще один повод замкнуться в себе. Научите его, как вежливо поддержать разговор и высказать свое мнение.

    Ребенок уже в 5-7 лет может иметь собственное мнение. Ему нравится одежда определенного фасона, он бывает не доволен решениями мамы и папы. Дайте ребенку высказаться, у него тоже есть право слова в семье.

    Во-первых, так он тренирует красноречие и умение формулировать свои мысли, что важно для стеснительных детей. А во-вторых, вы сами лучше узнаете своего малыша — что его беспокоит и тревожит.

    Практикуйте с ребенком социальные сценарии

    Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.

    Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение”сочини рассказ”. Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».

    «Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».

    «Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.

    Помогите ребенку расширить круг общения

    У застенчивого ребенка мало друзей. Стеснительность и неуверенность в себе мешают ему знакомиться со сверстниками и общаться с ними на равных. И нередко родители, видя, насколько тяжело малышу находиться в большом коллективе, стараются «защитить» его. Няня вместо детского сада, минимум времени на детских площадках, праздники только в кругу семьи — это целый ряд ошибок, которые тормозят развитие ребенка и совсем не помогают ему в навыках социализации.

    Даже если ваш ребенок ходит в детский сад, помогите ему расширить круг общения. Важно, чтобы он понял: новое знакомство — это не страшно, а интересно.

    «Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками, — говорит Любовь Быкова. — Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации».

    «Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. — советует Любовь Быкова. — При этом можно переходить к групповым занятиям постепенно, если малыш сильно стесняется. Пусть это будет сначала работа с педагогом тет-а-тет, а затем малые группы по 2-3 человека. А дальше — большой коллектив. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно».

    Не сравнивайте ребенка с другими детьми

    Сравнивая своего ребенка с другими детьми, родители порождают в нем излишнюю тревогу. Малыш перестает нравится сам себе, становится неуверенным и застенчивым. Возможно, у ваших друзей ребенок, действительно, достигает больших высот в учебе и спорте. Но фраза мамы «а твой одноклассник получил пятерку за контрольную, а ты — тройку» точно не подстегнет ребенка прилежнее учиться.

    Давайте советы, хвалите, разумно критикуйте. Но в своих «нравоучениях» избегайте любых сравнений, которые бы принизили старания и без того застенчивого ребенка.

    Елена Владимировна дает важные рекомендации: «Родителям очень важно, не зацикливаться на проблеме застенчивости ребенка. Не нужно вообще говорить об этом при малыше! Не заставляйте его знакомиться и играть с другими детьми, если ребенок сам не проявит желание наладить общение со сверстниками. Как правило, к 7 годам проблема стеснительности исчезает, как будто и не стояла вовсе. Поверьте, ваш малыш подрастет и будет с легкостью общаться с окружающими, непременно заведет друзей».

    Застенчивый ребёнок, как побороть стеснительность

    Потребность в общении с другими людьми – одна из базовых потребностей человека. Именно это стремление к социализации помогло когда-то человечеству выжить. Но есть категория людей, для которых необходимость взаимодействовать с другими людьми вызывает сложности. Они слишком застенчивы и робки для этого. Пока малыш растет дома, в семье, это не выглядит проблемой. Но стоит впереди замаячить школе, с ее многолюдным и шумным детским коллективом, новыми взрослыми – учителями, новыми правилами и требованиями – и застенчивость начинает быть помехой. Ведь держаться в стороне от всех у малыша не получится. Так как же родители могут помочь малышу преодолеть детскую застенчивость?

    Как проявляется стеснительность и робость ребёнка?

    Вы сразу заметите застенчивого малыша. Маленьким он прячется в мамину юбку или тихонько сидит поодаль от других детей, наблюдая за их играми, но не делая попыток присоединиться.

    Молчалив – но не потому, что ему нечего сказать, просто он очень стесняется. А если и говорит, то тихим, заикающимся от волнения голоском. При крайней степени застенчивости иногда создается впечатление, что у малыша задержка развития, ведь он не отвечает даже на обращенные к нему вопросы!

    Скован – мышцы напряжены, и в незнакомой компании каждое движение такому ребенку дается с трудом. У него часто учащен пульс: «Сердечко стучит, как у зайца», – говорят педиатры. Он легко краснеет, может потеть от волнения.

    Поведение. Инициативы от таких детей ждать не приходится. Это вообще сверхосторожные детки, им лучше вообще ничего не делать, нежели делать – и быть замеченным.

    Самооценка таких детей занижена. Они излишне самокритичны к себе, но совершенно не способны к критике других. Когда их хвалят, они еще сильнее стесняются, особенно если хвалят публично.

    Деятельность. Основная сложность для таких детей в дошкольном и школьном возрасте – находиться в коллективе продолжительное время и участвовать в игре сверстников. Их очень сложно вовлечь в общий разговор, общую деятельность, они избегают контакта с другими детьми. Конечно, эти дети не из тех, что радостно залезают на табуретку, чтобы прочесть стишок, их сложно уговорить на участие в детских утренниках, а каждый вызов к доске – это сильнейший стресс.

    Адаптация к школе робкому малышу в связи со всем вышесказанным дается сложно и может затянуться на несколько месяцев. Новая ситуация, новая роль в обществе для таких первоклассников сопряжены с сильным волнением. Нерешительность, неуверенность в своих силах, застенчивость мешают наслаждаться образовательным процессом, поскольку даже легкие задачки вызывают трудности: страх ошибки заставляет отказываться от попыток задачку решить. Он не тянет руку, даже если знает ответ, а когда отвечает, волнение делает его голос запинающимся и робким, что может быть расценено как неуверенность в знаниях.

    Почему ребёнок стесняется?

    Причин может быть много: возраст, воспитание, особенности темперамента, окружение, семейная ситуация. У всех детей есть периоды, когда они становятся более застенчивыми и настороженными. Первый такой этап наступает в раннем детском возрасте (около 8 месяцев), когда малыш впервые пугается «незнакомца» – например, бабушку, которую редко видит. По мере роста ребенка и развития его нервной системы периоды застенчивости могут чередоваться с периодами открытости: в 1 год, затем позже, ближе к 3 годам, когда малыш все сильнее чувствует свою автономность от мамы. Застенчивое поведение может закрепиться у ребенка, если такие периоды совпадают с сильным стрессом или внешними факторами, например, малыша отдали в детское учреждение в момент, когда он еще не был психологически готов к этому. Если ребенок в свое время долго привыкал к посещению детского сада, можно ожидать, что и при поступлении в школу процесс адаптации будет продолжительным и непростым.

    Психологические причины детской застенчивости

    • Чрезмерный контроль. Если малышу приходится отчитываться перед родителями за каждый самостоятельный шаг, это может стать причиной робости.
    • Чрезмерная опека. Противоположная ситуация – гиперопека. Ребенок растет, привыкая к мысли, что внешний мир – враждебный и опасный, и хорошего от него ждать не приходится. Результат – формирование застенчивости как привычной реакции на новое.
    • Сравнения. Мы не устаем повторять, что сравнивать своего ребенка с другими – значит, формировать в нем разного рода комплексы. Малышу внушают, что он должен быть «лучше всех», а он чувствует, что недотягивает. Критика – привычный фон, а вот достижения малыша нивелируются. И что остается ребенку? Только замкнуться в своих переживаниях.
    • Неблагополучная обстановка в семье. Она также формирует в ребенке ощущение стыда и вины, и это здорово отравляет им жизнь.

    Что могут сделать родители

    Общаться по душам. Для этого нужно перестать оценивать ребенка и освоить так называемое «активное слушание» и «Я-высказывания». Эти методики позволят вести с ребенком заинтересованный и неравнодушный диалог, выстраивать отношения, в которых нет места робости, вине или стеснению.

    Чаще хвалить. Как это делать правильно, мы рассказывали в статье «Поощрение ребенка, как правильно хвалить». Здесь скажем лишь, что хвалить надо за реальные достижения, даже если они выглядят незначительными.

    Больше доверять. Поручайте сыну или дочке дела, которые требуют ответственного отношения. И обязательно благодарите за их выполнение.

    Проявляйте уважение. Не надо повышать голос, кричать, ругать – тут уместно вспомнить классическое «Относитесь к другим так же, как хотите, чтобы относились к вам». Да, это стоит учитывать, даже если собеседник – дошкольник.

    Поддерживать. Особенно это важно это для пап, которые убеждены, что храброго и мужественного сына можно вырастить только благодаря родительской воле. В то время, как ребенок должен просто знать: за его спиной крепкий отцовский тыл, и папа всегда придет на помощь и поддержит. Именно это ощущение безопасности вселит в малыша и храбрость, и мужественность.

    Проконсультироваться у психолога. В случае, если застенчивость сильно мешает в жизни и обучении, имеет смысл обратиться к детскому психологу, чтобы понять причину такого поведения и понять, как преодолеть детскую робость.

    Заботливые родители не мечтают о смелом и активном малыше, глядя на своего застенчивого сына или робкую дочь. Они внимательны к своим реальным детям. Стеснительному ребенку очень важно знать, что любовь его родителей – безусловна. Чаще говорите о своих чувствах ребенку, будьте ему надежной опорой, и однажды он удивит вас своей смелостью.

    Как помочь ребёнку преодолеть застенчивость. Что необходимо знать родителям и педагогам.
    статья

    Застенчивый ребёнок сосредоточен на собственных переживаниях и поведении и, несмотря на то, что чаще всего он доброжелательно относится к другим людям, сверстникам, не рещается проявить свои коммуникативные потребности, что приводит к нарушениям во взаимодействии с окружающими. Статья адресована педагогам ДОУ, родителям, воспитывающих детей с подобными трудностями в общении, всем заинтересованным лицам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    kak_pomoch_rebyonku_preodolet_zastenchivost._chto_neobhodimo_znat_roditelyam_i_pedagogam.docx18.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Как помочь ребёнку преодолеть застенчивость.

    Что необходимо знать родителям и педагогам.

    Как проявляется застенчивость, что является причиной её возникновения у детей, как оказать поддержку застенчивому ребёнку? Давайте подробно рассмотрим это сложное состояние, которое свойственно не только детям, но и взрослым, и является наиболее распространённой причиной осложнения общения, вызывая повышение тревожности, нежелание общаться с окружаюшими, отгороженность, снижение активности.

    Застенчивые дети испытывают большие трудности в поиске друзей, не просят о поддержке, стараются быть незаметными, тихими. Такого ребёнка легко выделить в группе детей: его «выдают» зажатость, скованность движений, ребёнок избегает прямого взгляда, втягивает голову в плечи, всей своей позой сигнализируя: «Я застенчив». Уже в 3 года внимательный педагог может заметить отдельные проявления застенчивости у ребёнка: малыш сидит в стороне, не играет, не проявляет активности в игре, а ждёт, пока кто-нибудь из сверстников или взрослых не предложит им поиграть. В экспериментальных исследованиях психологов выявлено, что дети, которые вели себя застенчиво в 3 года, сохранили это качество до семи лет, а самые сильные проявления приходятся на возраст 5 лет.

    Причины возникновения застенчивости

    – высокая возбудимость нервной системы и высокая (даже излишняя) чувствительность к стрессам, обычным социальным ситуациям, острое реагирование на любую угрозу;

    – наследственность: у застенчивых и инвертированных родителей чаще всего бывают застенчивые дети. Пока учёные не обнаружили генов, которые отвечали бы за наличие или отсутствие застенчивости, но очевидно, что дети копируют черты характера, свойственные родителям, чьё поведение является образцом для ребёнка;

    – обострённое ожидание и восприятие оценки взрослыми. У застенчивых детей с возрастом формируется парадоксальное отношение к похвале взрослого: его одобрение, похвала вызывает не только радость, но и смущение;

    – ошибки воспитания, когда ребёнка, например, сравнивают с его братьями, сёстрами, другими детьми, по мнению родителей, более успешными. У ребёнка накапливается отрицательный опыт, нарастает беспомощность, страх, скованность, ощущение непризнанности другими. Заниженная самооценка, неуверенность в себе затрудняют общение со сверстниками и вызывают социально пассивное поведение, которое нередко сопровождается тревожностью;

    – неуверенность в положительном отношении к нему взрослого: ребёнок одновременно и желает, и боится привлечь к себе внимание взрослого, выделиться, оказаться в центре внимания;

    – гиперопека: нездоровое отношение к ребёнку, вследствие чего сын или дочь не могут получить нужный опыт и навыки, чтобы стать психически и эмоционально здоровой личностью. При гиперопеке ребёнок не имеет в семье ни права голоса, ни права на собственные желания и предпочтения, у ребёнка нет социальной независимости;

    – низкий уровень развития общения, замкнутость, затруднения в контакте с другими людьми — взрослыми и сверстниками — мешают ребёнку включиться в коллективную деятельность, как в игровую, так и в учебную.

    Таким образом, главной задачей взрослых становится помощь ребёнку в преодолении данного «недостатка», задача сформировать у него желание общаться. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно, пока ещё не закрепился определённый стиль поведения.

    Пути решения проблемы застенчивости. Рекомендации родителям:

    Детская застенчивость – явление преходящее, исчезающее вместе с опытом установления контактов. Предупредить и устранить застенчивость у детей можно, если постараться расширить круг общения: чаще приглашать к нему друзей, вместе с ребёнком ходить в гости к знакомым людям, родственникам, расширять маршрут прогулок, учить ребёнка спокойно относиться к новым местам. Посещайте детские представления, театры, музеи, выставки и тогда у вас появятся новые интересные темы для обсуждения, возможность эмоционально насыщенного общения.

    Попробуйте привлекать своего малыша к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте такие ситуации, в которых ребенку пришлось бы вступить в контакт с незнакомыми людьми, при этом мягко побуждайте отвечать на вопросы, стимулируйте его так, чтобы ему захотелось высказаться, рассказать что-либо о себе. Старайтесь сами чаще быть примером уверенного, гибкого и контактного поведения. Опекайте ребёнка ненавязчиво, так, чтобы он не чувствовал вашей излишней опеки. Дайте ему определённую меру свободы и возможности самостоятельных открытых действий. Не повторяйте распространённую ошибку родителей, которые на каждом шагу говорят: «Какой ты у меня застенчивый!» при посторонних, не здоровайтесь вместо ребёнка и не говорите вместо него.

    Итак, родителям необходимо постоянно подкреплять в ребёнке уверенность в себе и в своих силах; привлекать к выполнению различных поручений, связанных с общением, расширять круг знакомств, безусловно позитивно относиться к ребёнку — принимать со всеми достоинствами и недостатками, проявлять такт и терпение, не давая воли чувству неудовлетворённости и желанию сию же минуту ребёнка изменить.

    Как взаимодействовать с застенчивыми детьми. Рекомендации педагогам:

    Взаимодействие педагогов с детьми, их общение происходит постоянно, с того момента, как ребёнок переступает порог детского сада. Воспитатель в группе — самый главный человек для маленького ребёнка, это второй значимый взрослый в жизни ребёнка после родителей. Ребёнок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым авторитетом и всеми достоинствами: красотой, умом, добротой, а опытный и чуткий педагог всегда внимателен к чувствам и переживаниям ребёнка.

    Ребёнок с застенчивостью фиксирован на своей личности: всё, что он делает, пропускает через себя, но именно он может стать хорошим другом, так как очень чувствителен, способен уловить тонкие нюансы настроения других людей, совершенно неагрессивен и ненавязчив. В большинстве своём такие дети очень наблюдательны, ответственны и щепетильны.

    Совершенно ясно, что первым и самым необходимым в работе воспитателя будет развитие навыков социального взаимодействия . Для этого нужно создать мотивацию на общение и приобретение коммуникативных умений (коллективные игры, создание и проигрывание различных ситуаций). Маленьким детям сложно встать на позицию другого человека, но они способны к сопереживанию, поэтому в детском саду (да и дома) нужно начать с создания условий для сопереживания радости , умения справляться с собственными огорчениями, научиться радоваться успехам других и сопереживать неудачам. при этом ребёнка с застенчивостью постараться включать в любую новую игру постепенно: пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в неё играют другие дети и лишь потом, когда он сам захочет, станет её участником. Педагогу необходимо добиться, чтобы ребёнок в игре со взрослым и другими детьми сначала сопереживал вместе с педагогом, а потом и сам активно делился своими переживаниями от ярких впечатлений, то есть преодолел робость.

    Далее эффективно использовать игры, включающие телесный контакт, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения (с использованием элементов музыкотерапии).

    Следующим этапом будут игры на формирование чувства уверенности и доверия к окружающим. Игры, способствующие повышению самооценки ребёнка с застенчивостью, можно использовать на любом этапе работы. И наконец, закрепляя полученные коммуникативные умения, использовать различные творческие игры и задания, предполагающие более свободное и открытое общение со сверстниками .

    Коррекционная работа педагога с детьми в группе может строиться с помощью педагога-психолога дошкольного учреждения, который проведёт наблюдение и диагностическое обследование психологических особенностей по запросу воспитателя, даст необходимые рекомендации. Результатом совместной работы воспитателя и педагога-психолога может стать реализация коррекционно-развивающих занятий с детьми, индивидуальная помощь родителям и детям в преодолении этой проблемы.

    На занятиях (индивидуальных и групповых) необходимо создать очень тёплую доверительную обстановку, благодарить детей за их дружбу, помощь, поддержку, поощрять проявлять свои чувства и говорить о них.

    Ребенок 9-10 лет: застенчивость и низкая самооценка. Что делать?

    Как повысить самооценку ребенка. Как побороть застенчивость

    Лариса Суркова кандидат психологических наук, семейный и детский психолог, мама пяти детей

    Ребенок 10 лет еще не подросток, но уже и не малыш. Считается, что предподростковый возраст — один из самых легких для родителей: ребенок уже адаптировался в школе, у него есть увлечения, постепенно ему предоставляется все больше самостоятельности. Но есть дети, которым и в этом благополучном возрасте непросто — застенчивые и с низкой самооценкой.

    Самая низкая самооценка — в 9-10 лет

    Что такое самооценка в психологии? Это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

    Дети с рождения имеют завышенную самооценку. Это, конечно, явление, подогреваемое родителями, — малыш для них центр Вселенной, их мир. Им постоянно восхищаются, ему всегда демонстрируют свою любовь. По мере взросления самооценка начинает падать: родители все чаще ругаются на ребенка, он встречается с социумом, который разбивает его представления о себе.

    И вот к 9-10 годам это падение достигает самой низшей точки. Исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки детей этого возраста, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности — в старшем подростковом возрасте.

    Конечно, есть факторы, которые могут как благоприятно, так и разрушающе действовать на ребенка:

    • особенности характера;
    • взаимоотношения с родителями и другими членами семьи;
    • занимаемое положение (авторитет) среди сверстников и друзей;
    • успехи в обучении и отношение учителей;
    • физиологические данные (внешность) и успехи, а также личные достижения.

    Тест на самооценку

    Наблюдаете ли вы у своего ребенка:

    • нежелание контактировать со сверстниками, отказ от посещения массовых мероприятий и прогулок;
    • возникновение повышенной тревожности, паники;
    • уверенность в том, что ничего не получится, а если вышло, то это случайность;
    • отказ от публичных выступлений в школе или на семейных мероприятиях;
    • зависимость от мнения окружающих;
    • подражание одноклассникам или экранным образам;
    • замкнутость, нежелание делиться своими мыслями, предположениями, проблемами и происходящими событиями (в школе или на улице).

    Если вы ответили «да» более 5 раз, то имеет смысл подумать о помощи ребенку.

    Как повысить самооценку: 9 правил

    Как же могут помочь ребенку родители или близкие люди в такой ситуации?

    1. Не отзывайтесь негативно о внешности своего ребенка, лучше помогите ему: подберите специальные средства для борьбы с возникшими проблемами (прыщами, лишним весом, неприятным запахом).
    2. Делая замечание, не критикуйте самого ребенка, а высказывайтесь только по поводу его поведения или поступков.
    3. Регулярно хвалите, но только конструктивно, то есть за то, что не является его обязанностями или обычным делом.
    4. Не сравнивайте успехи собственного ребенка с достижениями других детей.
    5. Уважайте подростка: спрашивайте и прислушивайтесь к его мнению, считайте равным и ни в коем случае не унижайте его достоинство.
    6. Следите за его внешним видом, чтобы он не ходил в грязном и рваном, а также помогите найти собственный стиль в одежде и научите правильно сочетать вещи.
    7. Помогите достичь чего-то самостоятельно, развить свои способности, но главное — их определите.
    8. Научите ребенка отказывать: тогда его не смогут использовать в своих целях другие люди и будут больше уважать, что приведет к повышению самооценки.

    Застенчивость

    Застенчивость — один из частых симптомов младшего подросткового возраста. Но ее предвестники можно увидеть гораздо раньше: в возрасте 5-6 лет родители отмечают, что ребенок замыкается в себе. Он стесняется, когда в дом приходят гости, не участвует в детских спектаклях и, как правило, с трудом ходит в детский сад или многолюдные места. Некоторые дети даже заболевают перед приходом гостей или из-за необходимости идти в гости!

    А когда ребенок достигает школьного возраста, эта проблема становится особо острой. Ведь сюда добавляются все те особенности развития, в том числе и физиологического, о которых мы уже говорили.

    Что же такое застенчивость? Застенчивость (стеснительность, робость) — состояние психики и обусловленное им поведение человека, характерными чертами которого являются нерешительность, боязливость, напряженность, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе или отсутствия социальных навыков. В переводе на русский язык это определение из словаря означает, что человек боится, постоянно находится в ожидании удара, потрясения от окружающего мира.

    Конечно, застенчивость — это определенный стресс для организма и психики. Как же нам помочь ребенку?

    1. На помощь придет позитивное мышление. Приучайте ребенка находить плюсы в общении, в людях. Пусть он самостоятельно выделяет эти плюсы, а еще лучше — записывает.
    2. Не пугайте его сами. Часто именно от взрослых идет настрой, что весь мир опасен и кругом враги. Думайте над тем, что вы говорите, как вы отзываетесь об учителях, детях и родственниках.
    3. Учите ребенка дышать! Странный совет? Ведь все умеют дышать? Нет, это как раз один из сильных способов управления психикой. Вдох, выдох — лучше отойти в сторону, если нет возможности делать эти вдохи тихо, про себя. При этом отслеживать это время по часам. Цикл: 45 секунд дыхания — по плану и 45 секунд — в обычном режиме. Мозг отвлекается на выполнение этого задания и забывает о своей панике по поводу стресса от общения.
    4. Учите стихи. Тоже смешно? Нет! Учите с ребенком длинные стихи — вместе. А потом вставайте с ним вдвоем или вместе с другими членами семьи перед зеркалом и начинайте декламировать. Это начало тренировки для публичных выступлений. Это шаг к избавлению от излишней застенчивости. Ребенок должен оценить, как выступил он и как — вы, поставить оценку по 10-балльной шкале вам и себе тоже.
    5. Приглашайте людей в дом. На своей территории проще справляться со страхами и застенчивостью.
    6. Устраивайте спектакли, концерты — пока для своих родственников, на праздники.
    7. Введите традицию ежегодных фотосессий. На красивых снимках всем нравится смотреть на себя.
    8. Покупайте ребенку яркую одежду. Помогая ему быть «серой» мышкой, вы делаете только хуже.

    Путь к исцелению и спокойствию вы сможете пройти только вместе!

    Добавить комментарий