Как отсутствие отца в семье влияет на детей

Что происходит с ребенком, который растет без отца? Отвечают психологи

Развод – это часто не только стресс для мужчины и женщины, но и рана для ребенка. Что происходит с детьми, которые воспитываются без отца? Как отсутствие папы отражается на их жизни в будущем? «Отцовский клуб» попросил нескольких психологов ответить на эти вопросы

Психолог Алина Котенко

М ногое зависит от ситуации в жизни матери и ее отношения к этой ситуации. Худшее, что мама может сделать – это полностью раствориться в ребенке, посвятив ему себя без остатка. Позже она обязательно потребует «расплаты». В результате ребенок будет нагружен не своей жизнью, а жизнью мамы. И ему нужно будет оправдывать этот смысл, соответствовать ее ожиданиям. В результате это вызовет сложности в построении отношений с противоположным полом. Ведь в жизни ребенка, у которого нет отца, отсутствует реальная модель поведения в семье и между полами. Он может черпать знания и ценности из мультиков, видеоигр и т.д. Но это не реальный мир, а вымышленный. И именно так он может воспринимать отношения – как ненастоящие. И в нужный для себя момент исчезать из них.

Детский психолог Екатерина Гольцберг

Роль отца для мальчика – показать пример мужского поведения, отношения к жизни, к женщинам, к работе и досугу. Вторая задача связана с первой – это социализация, то есть введение в мир других людей, обозначение рамок и границ поведения, приличия. Отец как бы личным примером дает понять мальчику, как нужно себя вести, каким быть. Устраняя такой пример, мать, как правило, еще и нивелирует, обесценивает отца, и ребенок теряет ориентиры. Ему сложно сформировать свою мужскую позицию, и он черпает примеры из рассказов матери, что часто совсем не соответствует нормальному взаимодействию мужчин.

Такой мальчик, выйдя в мир других мужчин, не может понять, как себя вести, «нарывается» на сопротивление и может замкнуться и избегать мужского общества, прослыв «маменькиным сынком».

В лучшем случае он покинет такую мать при первой возможности – уйдет в армию, женится, и тем самым получит в награду «чувство вины» за несостоявшуюся материнскую жизнь. Обычно такой сценарии приправляется приличной долей упреков, что делает жизнь мужчины просто невыносимой. Или зависимой. Часто женщины еще и проговаривают мальчику, что растят его как мужчину «для себя», подобными изречениями «ты мой герой», «ты самый лучший мой мужчина», «вырастешь – защитишь маму». И данный сценарий очень трудно поправим.

У дочки – свой «букет» проблем, связанный с отсутствием отца. Ведь его роль в жизни девочки – создать образ мужчины, который будет ею восхищаться. Девочка, воспитанная без отца, став взрослой женщиной, часто страдает от того, что не знает, нравится ли она мужчинам, сможет ли она им нравиться. У нее страдает самооценка, обычно она занижена до такой степени, что такие женщины просто боятся и избегают проявлений внимания со стороны мужчин. Часто родительский сценарий кажется настолько опасным, что девушка не выходит замуж, так как боится, что и ее муж в дальнейшем уйдет из семьи.

Психотерапевт Елена Платова

Основные признаки отсутствия отца в семье — неуверенность в себе, тревожность, сниженный уровень амбиций, социальная некомпетентность, спутанность в поло-ролевой идентичности. Потребность ребенка в отцовской любви возникает, когда ребенок начинает нуждаться в авторитете и руководстве со стороны отца. Ведь отец учит ребенка решать задачи, которые в будущем поставит перед ним общество. Благодаря отцу ребенок приобретает опыт отношений с другим человеком, не такой как с матерью. Именно в отношениях с отцом ребенок обретает свою половую идентичность и соответствующие ей модели поведения. Мальчики, восхищаясь и соперничая, идентифицируют себя с отцом и подражают ему. Девочки, завоевывая любовь отца в соперничестве с матерью, получают свой первый опыт женственности.

Послесловие:

Психологи сходятся во мнении, что идеальный выход для мамы — не зацикливаться на детях и не срывать на них зло за неудавшуюся личную жизнь, а пытаться стоить партнерские отношения с мужчиной. Если же не получается, нужно найти достойного наставника мужского пола, который станет примером для подражания для сына и дочери. Это может быть дедушка, дядя, тренер, учитель в школе.

Как отсутствие отца в семье влияет на детей

Введение

Рост числа разводов и неполных семей, современные методы искусственного оплодотворения, развивающаяся практика воспитания детей в лесбийских парах [1] все чаще приводят к исчезновению отцовской фигуры из социальной ситуации развития ребенка, что ставит перед психологической наукой вопрос о последствиях таких сдвигов в воспитании для психического развития детей, их сексуальной идентичности, эмоционального благополучия [1]. Падает влияние отца в случае развода. Современная тенденция к воспитанию детей одним родителем, в подавляющем большинстве случаев – матерью, приводит, как было отмечено еще в начале XX века П.П. Блонским, к обеднению самого процесса воспитания, разрушению связей между поколениями, прерыванию идентичности, проблемам личностного становления молодого поколения, росту социальных проблем. По словам разведенных отцов, только треть из них видит своих детей часто и может заниматься их воспитанием. Жены оценивают положение пессимистичнее, говоря об отсутствии отношений между отцом и ребенком вдвое чаще. Причина этого – не в нежелании отцов, а в настрое разведенных женщин. Лишь 17% опрошенных женщин сказали, что хотели бы более частых контактов отца с детьми, а 41% предпочли бы, чтобы таких контактов не было вовсе [9].

В рассмотренной литературе существуют различные концепции отсутствия отца в семейной структуре как детерминанты представления об отцовстве, однако научная новизна данной работы состоит в систематизации проанализированных знаний с целью комплексного их рассмотрения.

Цель работы: проанализировать основные теоретические подходы к проблеме отсутствия отца в семейной структуре как детерминанты представления об отцовстве.

Задачи работы:

1) рассмотреть основные особенности отсутствия отца в семейной структуре;

2) раскрыть сущность представления об отце у ребенка;

3) систематизировать концепции различных авторов по поставленной проблеме.

Для написания данной статьи автором использовался системный метод психологии, в частности его целостный тип, с целью более детального и целостного рассмотрения проблемы.

Говоря об отсутствии отца в семейной структуре, следует отметить, что этому могут быть несколько причин. Объективная причина – изначальное отсутствие отца в семейной структуре или же его смерть. В последнем случае, возможно, ребенок имел какой-либо опыт взаимодействия с этим родителем, в зависимости от возраста ребенка, в котором отец ушел из жизни.

Однако всё чаще отсутствующим отцом называют мужчин, которые не в силах принимать должного участия в воспитании по социальным причинам: развод супругов в большинстве случаев создает дистанцию близким взаимоотношениям отца и ребенка. Другая причина коренится в необходимости много работать, и тогда ребенок практически не видит своего отца, количество их контактов минимально. Есть также влияние субъективного отношения мужчины к воспитательским обязанностям, когда физически он находится в семье, располагает свободным временем, но добровольно отстраняется от контактов, и в данном случае степень его вовлеченности достаточно низкая.

Следует отметить, что для маленького ребенка в возрасте 1-2 лет лучше всего вообще оборвать контакты с родителем, покинувшим семью по различным причинам, пока еще нет прочных связей. Здесь имеются следующие аргументы: отношения создаются с первых дней жизни ребенка, если родители заботятся о нем и удовлетворяют его физические и психические потребности. Отсутствие одного из родителей ребенок воспринимает как потерю, даже если он пока не может это выразить.

Если дети ко времени развода уже достаточно взрослые, родному отцу особенно трудно перестать считаться отцом. Дети по-прежнему называют его папой, он становится «старым» отцом, и многие дети даже гордятся тем, что у них два отца. Но характер отношений с ребенком должен измениться, чтобы не причинять вреда ребенку и его новой семье. Необходимо иметь в виду, что новый воспитатель не может просто перенять методы, тон и стиль ушедшего из семьи родителя.

В серии исследований мальчиков в возрасте от 6 до 11 лет, которых растили отцы, и мальчиков, живущих с матерями, сравнивали с детьми из полных семей. Те из них, которые жилн с отцами, лучше адаптировались в различных жизненных ситуациях по сравнению с мальчиками, воспитывающимися только матерями [8]. Психологические исследования также показывают: дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, повышенный уровень тревожности, у них чаще встречаются невротические симптомы. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебе и самоуважении. Дети «холодных», эмоционально отстраненных отцов чаще застенчивы, тревожны, их поведение более антисоциально. Напротив, эмоциональная близость с отцом положительно отражается на ребенке [6].

В семейном воспитании детей без отца могут быть выделены три типа отношений. Первый определяется тенденцией матери никогда не упоминать об отце, строить воспитание, будто его и не было. Второй тип поведения характеризуется попытками матери обесценить отца, изжить положительные впечатления о нем у ребенка. Она всеми силами стремиться убедить ребенка, что отец был плохим человеком, что семья неполная только из-за него. Третий тип воспитания без отца требует от женщины выдержки, самоконтроля, связан с созданием у ребенка представления об отце как об обычном человеке, с достоинствами и недостатками [7].

У воспитанных без отцов мальчиков труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением, они менее зрелы и целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, менее инициативны и уравновешены, робки [4]. B.C. Мухина утверждает, что отсутствие отца способно повлиять на характер мальчика, формируя у него покорность, беспечность, изнеженность [6]. Важно общение мальчика со взрослыми мужчинами – дедушкой, дядей, друзьями. Таким образом, социальная ситуация развития ребенка в неполной семье в большинстве случаев рассматривается как депривирующая.

Молодые люди, выросшие в семье без отца (в силу разных причин), в основном отрицательно относятся к матери и отсутствующему отцу. Это влияет на их взгляды, и будущее отцовство для них представлено такими качествами, как недоверие к людям, повышенная тревожность, стремление к самоутверждению. В отношениях это эгоистичный человек, ставящий свои интересы превыше всего; он стремится к самореализации в профессии и сфере образования. При этом придает большое значение семье как основе жизни.

Молодые люди из полной семьи положительно относятся и к матери, и к отцу. Отношения в семьях благополучны, они представляют отца как личность, для которой имеют большое значение все аспекты человеческих взаимоотношений. Он стремится реализовать себя во всех жизненных сферах. Для него главное – это благополучие семьи, решению её проблем отдается много сил и времени. Как следствие – заинтересованность в профессиональной деятельности, которая гарантирует материальное благополучие. Это авторитетный лидер, упорный и настойчивый, настроенный к окружающим положительным образом [2].

Представления о собственном отцовстве у молодых мужчин содержат в себе и образ идеального отца, тот образец и эталон, на который можно ориентироваться при формировании реальной отцовской позиции.

О.Г. Калина и А.Б. Холмогорова, экспериментально исследовав влияние образа отца у подростков на их эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность, представили следующие результаты. Амбивалентный отцовский образ младших подростков-мальчиков влияет на увеличение симптомов депрессии, уменьшение уровня маскулинности. Для старших подростков-юношей отсутствие отца в семье не будет существенно отражаться на их маскулинности, если при этом образ отца у юноши позитивен или амбивалентен. Однако если образ отца негативен или недифференцирован, и отец не живет с сыном, его маскулинность будет существенно ниже, чем если бы отец жил с ребенком, даже в случае его негативного образа. На фемининности девочек младшего подросткового возраста отсутствие отца сказывается только в том случае, когда его образ амбивалентен, а особенно – негативен (это приведет к уменьшению фемининности). Подростки, имеющие в представлениях негативный отцовский образ, также имеют высокий уровень выраженности тревожной и депрессивной симптоматики [3].

Восприятие отца, проявляющего эмоциональную теплоту в отношениях с детьми, связано с меньшим уровнем депрессивности для групп младших и старших подростков обоих полов. Наоборот, эмоционально негативный отцовский образ значимо связан с большим уровнем депрессивности для тех же групп. Восприятие отца как сверхконтролирующего положительно связано с уровнем депрессивности мальчиков обеих возрастных групп, а с уровнем тревожности – только в старшей возрастной группе. У девочек такое восприятие отца оказывается положительно связанным с уровнем тревожности только в младшей возрастной категории. Образ отца, способствующего автономии и независимости подростка, значимо связан с эмоциональным благополучием только у детей младшей возрастной группы, причем для мальчиков – с уровнем депрессивности и тревожности, а для девочек – только с уровнем депрессивности.

Воспринимаемый как позитивный эмоциональный образ отца положительно связан с маскулинностью и фемининностыо мальчиков обеих возрастных групп и фемининностью младших и старших девочек. Восприятие отца как сверхконтролирующего негативно связано с маскулинностью и фемининностью только у младших подростков-мальчиков. Восприятие отца как способствующего росту автономии и независимости положительно связано с маскулинностью младших подростков-мальчиков и фемининностью младших подростков-девочек.

Эмоционально позитивный отцовский образ положительно связан как с маскулинностью, так и с фемининностью мальчиков обеих возрастных групп, а для девочек – только с фемининностью. Возможно, это объясняется особенностями идентификации мальчиков с отцом, которая предположительно имеет место независимо от степени его маскулинности. Если отец андрогинен (отмечается общая тенденция к андрогинизации мужчин) и его образ эмоционально позитивен, то мальчик идентифицируется с андрогинностью отца, т.е. его маскулинностью и фемининностыо. Для девочек же отцовский образ важен для поддержания и развития чувства женственности, поэтому его позитивность способствует усилению фемининности девочек [4].

Читайте также:  Как стать хорошим отцом для сына и дочери

Обобщая сказанное, можно заключить, что отсутствие в семье отца и типа его образа у подростка могут быть независимыми причинами определенных проблем психического развития, а иногда и действовать совместно.

Уникальность отца состоит в том, что он способствует отделению ребенка от матери, вводит его в качественно новое пространство отношений, открывая ему мир за пределами замкнутой диады «мать-ребенок», олицетворяет собой закон, порядок, устойчивость семейной структуры. В ситуации, когда отцовский образ эмоционально негативен и холоден, неокрепшее «Я» ребенка может не справиться с внутренней критикой со стороны отцовского образа, отсутствием поддержки и одобрения. Отделение от матери, развитие чувства автономности будут затруднены, отцовский образ не будет олицетворять собой адекватный закон и систему правил. Возможными последствиями этого являются проблемы с агрессией (по механизму идентификации с агрессором, чтобы справиться с чувством вины, стыда, разочарования, злости) либо депрессивная симптоматика ребенка [6].

Фактическое отсутствие отца в семье, безусловно, связано с определенными трудностями для ребенка. В то же время и в неполной семье развитие ребенка может быть вполне нормальным, т.к. связь между полоролевой идентичностью и наличием в семье отца не является однозначной: многие мальчики, растущие без отца, все же развивают адекватную полоролевую идентичность. Другими словами, отцовское отсутствие не является пагубным само по себе. Важнее то, как репрезентируется образ «внутреннего отца», представленного в психике ребенка.

Представления об отцовстве у детей из полных и неполных семей имеют существенные различия, кроме того, значение имеет то, каким именно воспринимался образ отца – негативным, отстраненным, амбивалентным. Однозначной общепринятой теоретической модели, прогнозирующей последствия воспитания в неполной семье для детей, на сегодняшний день не разработано. Можно лишь говорить о том, что представления об отцовстве формируются не только на основе реального опыта взаимодействия с родителем мужского пола, преломленного через призму собственного восприятия (субъективное отношение), но и с учетом эталона идеального отца, тех качеств, которыми, по мнению ребенка, должен обладать самый лучший отец. Комбинация нескольких компонентов, имеющихся в сознании человека, обусловливает уникальность его представлений об отцовстве.

Таким образом, в соответствии с поставленными целью и задачами, можно сделать следующие выводы.

В рассмотренных теоретических подходах приведены основные причины отсутствия отца в семейной структуре. В частности, к таковым следует отнести: объективные причины (смерть отца) и причины социального характера (развод, загруженность отца работой, отсутствие внимания к ребенку в семье со стороны отца). Также указанными авторами приведена возрастная градация восприятия ребенком отсутствия отца в семейной структуре, согласно которой в раннем детском возрасте уход отца из семьи переживается значительно легче, нежели в более поздний возрастной период, в силу несформированной эмоциональной привязанности.

Также следует отметить, что, согласно рассмотренным концепциям, личностные особенности детей из неполных семей отличаются от таковых у детей из полных семей в сторону большего стремления к самоутверждению и самореализации.

В целом отсутствие отца в семье является важным компонентом формирования представления об отцовстве, поскольку у юношей из неполных семей формируются особые паттерны поведения в плане собственного отцовства, которые могут включать в себя как безответственность, так и гиперответственное отношение к собственной роли отца.

Проведенная систематизация взглядов авторов приведенных концепций позволяет рассматривать более подробно и целостно проблему отсутствия отца в семейной структуре с точки зрения определяющего характера в формировании представления у юношей из неполных семей об отцовстве.

Результаты данной работы могут быть использованы в качестве теоретического подспорья при разработке тренингов по формированию моделей отцовского воспитания, а также в консультативной в работе семейных психологов.

Рецензенты:

Максименко Сергей Дмитриевич, доктор психологических наук, профессор, директор Института психологи им. Г.С. Костюка, г. Донецк.

Стяжкина Елена Викторовна, доктор исторических наук, профессор кафедры истории славян Донецкого национального университета, г. Донецк.

Скажи мне, мама, где мой папа?

Written by Anna Tsipris. Posted in Отношения

Published on Март 26, 2013 with 2 Comments

«Скажи мне, мама, где мой папа,
Куда писать, куда звонить?
Скажи мне, мама, что вы оба виноваты,
Настало время вам друг друга извинить».
(Из песни Вилли Токарева).

Исследования психологов разных стран показывают, какое отрицательное влияние оказывает на детей отсутствие в семье отца. Подростковые суициды совершаются, в основном, детьми, которые растут без отцов; побеги из дома регулярно совершают дети из семей, где нет пап; детей, бросающих школу, воспитывают только мамы; ребята попадают в спецприёмники тоже от отсутствия семье отца.

В Германии, даже если у детей есть папа и мама, каждый второй папа – не родной. Лишь 40 % разведенных пап общаются с детьми, и только 25 % – видятся с сыновьями и дочерьми регулярно. Но и эти цифры ещё не до конца отражают кризис безотцовщины.

Воскресный папа

«Поскольку я мужчина разведённый, то не спешу снова окунаться в омут семейной жизни. Моя ситуация – подходящий сюжет для мыльной оперы: отец-страдалец, которому жена-стерва не даёт видеть ребёнка, – рассказывает Алексей (34).

– Конечно, в Германии есть законы, защищающие интересы ребёнка, и я знаю, что имею право видеться с ним. Но мы с женой плохо говорим по-немецки, не хотим таскаться по судам и вызывать разные комиссии, потому сначала решили вопрос полюбовно: я мог встречаться с сыном. Но моя бывшая супруга вскоре вышла замуж и установила, что я могу брать сына только по воскресеньям, на три часа, и за опоздание установила штраф – 25 евро.

Сначала я согласился на ее условия, а теперь не хочу ей платить и выглядеть в глазах сына провинившимся подростком. А сын начинает от меня отвыкать, потому что я фактически лишён возможности встречаться с ним. По воскресеньям моя бывшая жена со своим новым мужем постоянно куда-то уезжают и берут с собой сына. Как найти управу на таких бездушных женщин, которые лишают отцов права видеться со своими детьми, а детей оставляют без отцов?» – спрашивает Алексей.

В жизни – как в кино. Такой же сюжет, только без штрафов за опоздание, положен в основу трогательного фильма ленинградского режиссёра Н.Бирмана «Воскресный папа». В 1979 г., после выхода этого фильма на экраны, в Ленинградском доме кино был даже создан клуб, который так и назывался – «Воскресный папа». Обиженные отцы собирались вместе и обсуждали, как избавиться от коварства прежних жён, как получить возможность видеться с детьми. Клуб просуществовал года три, и меня, психолога, иногда приглашали принять участие в его работе, дать консультации по психологическим проблемам отцов.

«Папуля! Это я! Мама не разрешает мне звонить тебе днем, а сейчас все спят, и я решила поговорить с тобой. Скорей бы воскресенье! Мама очень сердится, когда я спрашиваю о тебе. Она хочет, чтобы я называла папой дядю, который у нас живёт. А я люблю тебя!» – сказала восьмилетняя девочка по телефону своему отцу и быстро повесила трубку: видимо кто-то вошёл в комнату.

Несколько лет отец девочки вёл упорную борьбу с бывшей женой за право видеться с дочерью, но вынужден был признать свое поражение: «Моя бывшая жена добилась, чего хотела, дочь привыкла к моему отсутствию, больше не настаивает на встречах со мной. Она старается не упоминать при матери мое имя».

От встреч с папой – одни неприятности.

Все беды в семье Владимира начались в Казахстане. Он развелся с женой, они поделили имущество. Накопилось много взаимных обид, но документы на выезд уже были в консульстве, всё «закрутилось» быстро, и они выехали в Германию как переселенцы. Стали жить отдельно. Владимир, не имея специальности, начал учиться на каменщика, поэтому материально не мог помогать Наде, которая не работала из-за пятилетней дочки.
Впрочем, бывшая супруга довольно скоро нашла соотечественника, предварительно выяснив, что может он ей предложить в материальном плане. Оказалось, гораздо больше, чем бывший супруг. Надя получила всё, что хотела: обеспеченный муж, дочка при ней. Но ей этого было мало. Она потребовала, чтобы бывший муж прекратил общаться с ребенком. Такого Владимир уже не смог вытерпеть. Пошёл к адвокату, искал защиты у социальных работников. На словах бывшая жена соглашалась на его свидания с дочерью по воскресеньям, но в этот день постоянно куда-нибудь уезжала с ребёнком. Потом объявила: «Можешь видеться с дочерью раз в месяц, я никуда не буду её увозить». Но для Владимира этого было недостаточно. Чего только он не делал, чтобы почаще увидеть её! А жену злило, что дочка продолжала любить папу.

Владимир стал приезжать к дочке в детский сад. Тогда Надя с мужем переехала в другой город и увезла ребёнка с собой, не оставив отцу ни телефона, ни нового адреса. Прошло несколько месяцев, пока Владимир нашёл свою дочь. Он позвонил и попросил бабушку, которая была дома, позвать ребёнка к телефону. Дочка очень обрадовалась и попросила его приехать. Его отсутствие отобразилось на поведении дочери, она стала капризной, начала грубить матери. Надя милостиво разрешила ему навестить дочку. «Но закончился этот визит слезами, – вспоминает Владимир. – За пару часов, которые дочка провела со мной, жена звонила ей несколько раз по телефону, интересовалась, не голодна ли она, не скучает ли без неё.

В следующем месяце повторилось то же самое. Стоило нам с дочкой опоздать из «увольнительной», как на ребенка и на меня обрушивался град упреков и угроз, смысл которых сводился к одному: следующего раза не будет!» Владимир всё реже и реже видел дочку, она уже не просила его приехать, вероятно, понимая: встречи с папой – это боль и неприятности.

Папа по найму

Нередко встречаются и противоположные ситуации, когда матери упрашивают бывших мужей хотя бы на часок приехать к сыну или дочке, сами покупают детям подарки – якобы от папы, в то время как отцы и не думают о встречах с собственным чадом, скрываются от алиментов.

Между тем, каждому ребенку, даже если он в этом не признается, хочется, чтобы у него были и папа, и мама. Причем дети, открыто не выражающие своих чувств, страдают гораздо больше от отсутствия в семье отца, потому что вынуждены справляться с переживаниями в одиночку. А понять то, что происходит в душе такого ребенка, подчас может только психолог.

Шестилетний Лёня, показывая в детском кукольном театре сценку про свою непослушную собаку, рассказал, что заплатил за нее штраф деньгами, которые папа дал на велосипед. А в другой сценке мальчик изобразил, как они поехали с отцом за город собирать грибы. В этом нет ничего особенного, если не знать, что этот самый папа после развода, который произошел четыре года назад, ни разу не навестил Лёню и никаких денег на его содержание не давал. Глядя на счастливое выражение лица ребенка после спектакля, мама расплакалась.

А вот ещё одна история. Женщина не имела никаких иллюзий по поводу бывшего супруга, знала, что он не питает отцовских чувств к их маленькому сыну. Догадываясь, что мальчик тяжело переживает отсутствие отца, она стала тайком . платить «любящему» папаше деньги за воскресное свидание с сыном (15 евро в час). Можно себе представить, как ей было горько видеть, что малыш радуется приходу папы, но душевный комфорт ребенка был для нее дороже.

С недавнего времени в московских агентствах по трудоустройству появилась интересная должность – «воскресный папа».

На работу приглашают мужчин с педагогическим образованием (хорошо, если он воспитывает своих детей), который в выходные может проводить время с ребенком в семье, где отсутствует отец, и где из родителей есть только мама. Вакансии конкурсные, отплата высокая, заказов от женщин хватает. В Германии таких фирм пока нет, но следовало бы их организовать. Думается, что сотрудники таких фирм не скучали бы без работы.

Трудное детство никогда не кончается

Каждая женщина, воспитывающая ребёнка без мужа, должна понимать, что препятствия, чинимые отцу во время встреч с ребёнком, наносят последнему опасную душевную травму. Все взрослые комплексы, из за отсутствия в семье отца, родом из несчастливого детства.

«Скажите мне, что было в вашем детстве, и я скажу вам, кто вы», – говорил известный австрийский врач и психоаналитик Зигмунд Фрейд.

Безмерная любовь и опека матери при полном отсутствии контактов с отцом, отсутствие в семье «мужской руки» может сформировать из ребенка подростка, а затем и мужчину типа «маменькина сынка», неприспособленного к жизненным невзгодам, несамостоятельного, инфантильного.
Результаты опросов подростков, проведённые в Германии, показали, что для них дружба и хорошие, доверительные отношения с отцом представляют большую ценность, а отсутствие и нелюбовь отца они очень тяжело переживают.

Кстати, подростки, получившие «женское воспитание» (матери, бабушки, тети, сестры) нередко вовлекаются в преступную деятельность, так как они привыкли подчиняться.

Отсутствие отца отрицательно влияет на психологическое состояние подростков, может способствовать проявлению отклоняющегося поведения, в том числе криминального. Неблагополучные подростки с криминальными наклонностями зачастую выходят именно из неполных семей (каждый третий несовершеннолетний нарушитель рос без отца). Эти данные подтверждают исследования, которые проводились в тюрьме Хильдесхайма, где содержится много несовершеннолетних правонарушителей – переселенцев из стран бывшего СССР.

С детства лишённые возможности общаться с отцом, такие дети вырастают неуверенными в себе, инфантильными, с заниженной самооценкой.

И вообще, если ребёнка в детстве недолюбливали родители, если он был лишён ласки, если вокруг него была ложь, и он слышал только брань, то всё это, став взрослым, он может перенести в собственную семью. Безусловно, ни одна мать не хочет такого будущего для своего ребёнка. А это значит, что ей не следует разжигать в себе гнев и ненависть к бывшему мужу и отцу ребенка, тем более, поддерживать эти чувства в ребёнке. Напротив, мать, любящая своё чадо, должна задуматься, стоит ли портить жизнь ребенку, лишая его радостных встреч с отцом. Лучше забыть прежние обиды, простить бывшего мужа и приложить все усилия к тому, чтобы создать ребёнку благоприятную обстановку для этих встреч, и не обрекать его на безотцовщину!

Читайте также:  Влияние родителей на детей и их воспитание

Влияние эмоциональной близости с отцом на личностные особенности девушек и юношей. Результаты исследования

Я проводил исследование в рамках написания магистерской диссертации на тему, которая, как мне кажется, является крайне актуальной и при этом очень слабо изучена — какое влияние оказывает недостаточная вовлеченность отца в воспитание детей на особенности их личности? Были получены любопытные результаты, которыми я бы хотел поделиться.

В настоящее время исследования, посвящённые изучению влияния отца на особенности личности детей, крайне немногочисленны. Не секрет, что в силу самых разных причин многие отцы уделяют крайне мало времени общению со своими детьми. В результате, многие дети переживают опыт недополучения, неудовлетворения потребностей в эмоциональной близости, принятии, знаниях, опыте, безопасности, доверительности в отношениях с отцом. При этом в работах большинства психологов утверждается, что на ранних этапах жизни ребёнка до 3–5 лет основную роль играет материнское влияние. Роль отца в этот период чаще всего понимается, как внешняя, основная задача которой — создание безопасного пространства для матери и ребёнка. Но это мнение всё сильнее подвергается сомнению по мере получения новых данных исследований роли отца. Есть даже предположения о том, что отцовское влияние начинается буквально с первых дней жизни ребёнка и имеет такое же большое значение, как и материнское…

В то же время очевидно, что в современных условиях, когда происходит изменение традиционных взглядов на отношения в семье, роль отца становится всё более неопределённой. Можно отметить множество причин, которые способствовали тому, что мужчины в обществе и семье постепенно утрачивают свои традиционные функции, например, такие как последствия войн, общемировой процесс сглаживания различий между мужскими и женскими ролями в обществе. При этом Россия прочно удерживает одно из первых мест в мире по разводам и мужской смертности. Всё это не может не сказываться на особенностях личности детей, выросших в условиях недостаточного общения с отцом, но исследований, направленных на выявление взаимосвязи личностных особенностей ребёнка и характера взаимодействия с отцом, сравнительно немного. При этом многие современные учёные связывают проблемы в области формирования личности детей, их эмоционального благополучия, асоциального и агрессивного поведения с фактом негативного взаимодействия с отцом. В то же время ряд исследований показал, что далеко не всегда сам факт наличия или отсутствия отца в семье оказывает существенное влияние на особенности личности ребёнка. Во многих случаях неполных семей наблюдается адекватное развитие ребёнка. При этом оказался важным не только характер непосредственного общения с отцом, но и тот бессознательный образ отца, который имеется у человека, поскольку зачастую существует большая разница между тем, как люди реально общаются друг с другом, и тем, как где-то в глубине души они к этому общению относятся. Кроме того, и в силу экономического положения в стране, и в силу устоявшихся стереотипов во многих семьях мужчины продолжают считать правильным исполнение лишь одной главной роли — кормильца, посвящая большую часть своего времени на трудовую деятельность и заработки, не уделяя особого внимания воспитательным функциям, полностью возлагая их на женщину. И часто при фактическом наличии отца в семье эмоционально он оказывается отстранённым от своих детей. И таких семей великое множество! Возможно, полученные данные не отражают полной картины в стране, но оказалось, что практически половина опрошенных в процессе исследования девушек и юношей считают своё взаимодействие с отцом недостаточно близким! Но абсолютное большинство имеющихся исследований роли отца сравнивают только две группы лиц — это либо лица из полных, либо из неполных семей. При этом последствия отцовского влияния в семьях, где отец играет по большей части лишь внешнюю роль, практически не изучены. В рамках данного исследования была предпринята именно эта попытка — понять, к чему ведёт недостаточная вовлеченность отца в эмоциональные контакты со своими детьми. При этом оказывается не столь важным сам факт наличия отца в семье, ведь общение с отцом может продолжаться и, например, после развода, но его может быть явно недостаточно даже и в полной семье. Поэтому я исследовал не столько оценку реального взаимодействия с отцом, сколько образ отца, т.е. то, как человек частично осознанно, а частично бессознательно оценивает роль отца, насколько отец является значимой и близкой внутренней фигурой. И, как показали результаты, недостаточная вовлеченность отца в воспитание детей, его эмоциональная недоступность ведёт к большому количеству негативных последствий, как для юношей, так и для девушек, но эти последствия несколько отличаются в зависимости от пола ребёнка.

Девушки

Сначала немного теории. Многие психологи говорят о том, что одной из основных проблем для девушек в плане обретения ими самостоятельности можно считать необходимость разрушения чрезмерной связи “мать-ребёнок”, т.к. мать, имеющая свой женский опыт, значительно сильнее проецирует его на дочь, нежели на сына. Для преодоления этого слияния с материнской фигурой и обретения самостоятельности девушке нужен кто-то “третий”, и эту роль берёт на себя отец. Если же отца нет или его отношение к дочери носит отстранённый характер, то девушке становится крайне трудно обрести автономию и независимость. При этом девушка создаёт вместо реального отца фантазийный образ, лишённый слабостей и недостатков, а потому — нереалистичный. Именно это закладывает основу для возникновения сложностей во взаимоотношениях женщины с мужчинами в дальнейшем, ведь свой первый урок по общению с противоположным полом девушка получает именно от отца. А если его нет или он не интересуется переживаниями дочери, то какой это будет урок.

В случаях неполных семей возможна ситуация, когда на девочку будут возложены функции, которые должен выполнять отец. Мать может ожидать восхищения, требовать поддержки и утешения, что ведёт к крайним формам зависимости и лишает дочь возможности строить собственную жизнь. Подобные требования со стороны матери вынуждают дочь использовать мужские формы поведения, что приводит к отказу от женственности. Если же мать проявляет заботу, то её поведение всё равно не способно компенсировать отсутствие отцовского мужского влияния, что ведёт к нарушениям полового поведения. Девушки, выросшие без отца, демонстрируют психологическую незрелость и инфантильность, их отношения с мужчинами носят расщеплённый характер, мужчины воспринимаются, как “плохие” в реальности и “идеальные” в фантазиях, что ведёт к неспособности принять реального человека. Любовь таких женщин носит невротический характер, который выражается, как постоянная потребность в эмоциональной привязанности при позитивной оценке окружающих людей, их поддержке и советах. В мужчинах такая женщина ищет не сексуального партнёра равного себе, а отца, от которого ждёт заботы и тепла. При этом многие девушки, выросшие без отца или общавшиеся с эмоционально-отстранённым отцом, оказываются социально неприспособленными, и в этом случае частым решением для девушки становится отказ от женственности и искусственное использование мужских стратегий поведения. Сочетание внутренней мягкости и женственности, робости, нерешительности с демонстрацией решительного “мужского” поведения приводит к внутреннему конфликту, который может проявляться также в нарушениях жирового обмена (кстати, подобное явление встречается и у юношей). Даже если такие девушки достигают определённых успехов в социальном плане, то в общении с противоположным полом они сталкиваются с большими сложностями. Многие мужчины весьма болезненно реагируют на то, что женщины активны, а зачастую может быть даже более социально успешны, чем они и опасаются строить с такими женщинами личные взаимоотношения. К тому же весьма велика вероятность возникновения проблем в области сексуальных взаимоотношений. Впрочем, если сам мужчина крайне слабый, зависимый и женственный, то, возможно, такая пара найдёт друг друга, хотя подмена ролей в семье, когда мужчина ведёт себя по-женски, а женщина взваливает на себя весь груз мужских забот, вряд ли способствует гармонии в семье. Но, ситуации бывают разные. Возможно, кому-то такая подмена и не мешает строить полноценную семью. Хотя жизненные наблюдения показывают, что обстановка в таких семьях чаще всего весьма сложная и нервозная. К тому, как уже доказано рядом исследований, стиль отношений в родительской семье обязательно станет тем образцом, на основе которого будут строить свои отношения и свою семью в дальнейшем и дети. Даже если они пытаются не повторять родительских шибок. Это неизбежно, потому что никакого иного образца в их психике нет, и все ошибки родителей будут в итоге в точности повторены. Либо слом этой “матрицы” потребует титанических болезненных усилий…

Что же показывают полученные в исследовании результаты?

Было проведено сравнение двух групп девушек, одна из которых — девушки с благополучным опытом общения с отцом, а другая — девушки, чьё общение с отцом было недостаточно близким, и были получены следующие результаты:

  1. Для девушек, чьё общение с отцом было недостаточно близким, отец имеет меньшую значимость, он менее авторитетен, чем для девушек, не имеющих подобного опыта. Также у этих девушек выше уровень нейротизма, т.е. они психически неустойчивы, тревожны, мнительны, им свойственны частые перепады эмоционального состояния.
  2. У девушек, с которыми отцы общались недостаточно, ниже уровень социальной активности, им сложно устанавливать контакты, трудно раскрыть себя, гораздо труднее построить карьеру, чем девушкам, имеющим благополучный опыт общения с отцом.
  3. Самое неприятное. Девушки, с которыми отцы были эмоционально холодны, с высокой вероятностью отказываются от природной женственности в процессе устройства собственной жизни и реализации своей карьеры. Такие девушки считают, что быть женственной плохо, потому что проявления женственности мешают достижению социальных целей. Девушки же из благополучных семей, чьё общение с отцом было гармоничным и близким, высоко оценивают представителей женского пола и свойственные им проявления женственности, что не мешает им развивать достаточную социальную активность.

Юноши

Сравнивались две группы юношей. Тех, чьё общение с отцом воспринимается как достаточное и близкое, и тех, у кого либо вообще не было отца, либо общения с ним явно не хватало. И с юношами ситуация оказалась ещё сложнее и драматичнее. Многие психологи, ещё начиная с Фрейда, говорили и писали о важной роли отца для мальчика, как основного объекта для подражания. Причём, в отличие от девушек, положение юноши осложняется тем, что при наличии эмоционально отстранённого от воспитания и общения отца юноша не может так просто переключиться на фигуру матери в поиске душевной близости, ведь это угрожает ему искажением его природных мужских качеств! Если юноша остаётся слишком привязанным к фигуре матери, то он может вырасти чрезмерно женственным, неспособным на здоровое проявление агрессии и отстаивание своих интересов в дальнейшем. Кроме того, у него вполне могут возникнуть нарушения половой идентичности, т.е. конфликтное отношение к самому факту того, что он — мужчина. Есть, кстати, исследования (правда недостаточно доказанные), которые говорят о том, что существует определённая взаимосвязь между гомосексуальностью и отсутствием отца (или его невовлеченностью в общение с сыном). Юноши, выросшие без отца или без эмоциональной близости с ним, могут остаться крайне слабыми, зависимыми, не способными к самостоятельности и ответственности… Что же показали результаты исследования?

  1. Юноши, чьё общение с отцом было эмоционально недостаточным, имеют высокий уровень вероятности искажений в области половой идентичности, т.е. чаще имеет место вероятность конфликтного восприятия своего пола и свойственных ему стилей поведения.
  2. В условиях общения с эмоционально отстранённым отцом вырастают юноши с низкой социальной активностью и уровнем рефлексии. Т.е. таким юношам трудно добиваться поставленных целей, отстаивать свои интересы и они плохо осознают свои чувства, эмоции и мотивы своих поступков и часто не способны их контролировать.
  3. У юношей из неполных семей или из семей, где отец не принимает участия в воспитании, оказалась статистически более высокой вероятность психосоматических реакций на стресс, чем у девушек из подобных семей. Говоря простым языком, такие юноши чаще болеют, когда сталкиваются со стрессовыми ситуациями. Объяснить это явление достаточно сложно, но я предлагаю такой вариант — для того, чтобы юноше стать мужчиной, влияния матери недостаточно, юноше нужен другой мужчина, поэтому именно отец является главной фигурой для сына, именно подражая ему, мальчик усваивает стили мужского поведения. Поэтому в том случае, когда отец недоступен, то в душе мальчика могут бороться два прямо противоположных влечения — к отцу (стремление к близости) и от отца (вызванное недоступностью отца и вызывающие раздражение и глубоко подавленную обиду). Долгое переживание такого состояния, которое психологи обозначают словом “амбивалентность”, т.е. неустойчивость, неопределённость, двойственность вполне может вызывать болезненные реакции, ведь, в конечном счёте, любой мальчик в глубине души выбирает стремление к близости с отцом, хотя бы в виде надежды и фантазии о такой возможности, подавляя при этом гнев и обиду на отца. А именно долгое подавление негативных переживаний и является частой причиной болезней, которые могут быть спровоцированы стрессом. Впрочем, у мальчика есть и ещё один “выход” из ситуации — вместо того, чтобы подавлять обиду и раздражение (т.е. вести себя агрессивно по отношению к самому себе) мальчик может выплёскивать своё раздражение на отца где-то за пределами семьи, вести себя агрессивно, например, в школе, что часто и происходит в семьях, где отцовское влияние на сына негативно. Впрочем, как отмечают некоторые психологи, и с чем, похоже, придётся согласиться и мне на основании полученных результатов, наверное, в некоторых случаях для психологического здоровья мальчика будет даже предпочтительнее полное отсутствие общения с отвергающим отцом, чем продолжение подобного общения… Если мать сможет воспитать у сына уважительное отношение к представителям мужского пола, то такой мальчик, наверное, сможет найти себе иной образец для подражания среди, например, тренеров, учителей или каких-то иных значимых мужских фигур, если родной отец не смог справиться со своей родительской ролью. Впрочем, это всё очень индивидуально. В то же время для девушек ситуация несколько проще. Даже если она не находит эмоционального отклика у отца, у неё всегда есть возможность обратиться с каким-то своими проблемами к матери, и женским качествам девушки при этом ничто не угрожает, так как основной фигурой для подражания остаётся мать. А к кому обратиться сыну.
Читайте также:  Почему муж следит за женой?

Резюме

Проведённое исследование показало, что отношения с отцом оказывают огромное влияние на психологическое здоровье и девушек, и юношей, и на их дальнейшую успешность в процессе реализации социальных задач, построения карьеры и личных взаимоотношений. Но есть существенное отличие. Если для девушек оказался важным сам факт наличия отца в семье, то для юношей гораздо большее значение имеет не столько сам факт наличия отца, сколько характер взаимоотношений с отцом, степень близости этих взаимоотношений. Кстати, существуют исследования, которые показали, что даже если отец обладает полным набором мужских качеств, но между отцом и сыном нет близости, то юноша эти качества не перенимает. С другой стороны, в случае, когда отец может быть далёким от мужского “идеала”, но между отцом и сыном есть эмоциональная близость, то юноша вполне успешно осваивает мужскую роль, возможно используя при этом какие-то иные образцы для подражания, чтобы перенять мужские качества, которыми отец не обладает в полной мере.

Какие выводы можно сделать? Традиционное мнение, к сожалению, продолжающее иметь место и в психологической литературе, о вторичности роли отца следует, на мой взгляд, подвергнуть глубокому сомнению. Полученные результаты, которые вполне согласуются и с иными исследованиями роли отца, показывают, какую огромную роль играет эмоциональная близость с отцом на психологическое благополучие девушки, сохранение ею естественной женственности и её успешной социализации, а для мальчика — с самой возможностью стать полноценным мужчиной, активно реализовывать своё мужское предназначение, осваивать социальное поле, строить карьеру, сохраняя при этом психологическое здоровье. Как совмещать роль кормильца и воспитателя мужчине-отцу в условиях непрекращающегося кризиса в России? На этот вопрос однозначного ответа нет, но мне кажется, что тот урон, который может нанести невовлеченность отца в общение со своими детьми, невозможно возместить никакими материальными благами, а в некоторых случаях отсутствие полноценного отцовского влияния на ребёнка потребует в дальнейшем долгой и непростой психологической помощи.

Роль папы в воспитании дочери

Задача отцов в воспитании дочери

Как влияет отцовское воспитание на девочек?

  • подростковый период;
  • личная жизнь;
  • тип взаимоотношений с противоположным полом;
  • выбор спутника жизни;
  • самооценка;
  • развитие женственности.

Почему важна личность отца в жизни девочки?

  1. Крепкая эмоциональная близость дочерей и отцов, сформированная в раннем детстве, обеспечивает благоприятное прохождение подросткового периода.
  2. Девушки, с которыми отцы прошли путь от самого младенчества, легче знакомятся с законами непростой жизни и быстро находят общий язык с другими мужчинами.
  3. Дети многому учатся в процессе наблюдения и подражают родителям. Следя за отношениями мамы и папы и общаясь с отцом, девочки приобретают первый опыт общения с мужчиной.
  4. Папам надлежит вести себя достойно как с дочерьми, так и с женами, чтобы девочки видели в них покровителя и опору. Так как спутниками жизни девушек становятся чаще мужчины, имеющие черты их отца.

Уход за дочерьми с младенчества

С раннего детства дочек отцы должны проявлять к ним особую заботу и внимательность. Становясь старшими, девочки замечают свою большую схожесть с мамами, а не папами. Около трех лет у них зарождается интерес к отличиям между полами. Мужчинам нужно быть более любезными в этот период к своим крошкам, дарить подарки, хвалить, обнимать. Девочки должны понимать, что они представительницы прекрасного пола.

Папа – защитник и эталон мужчин

Важно, чтобы в этом периоде развития девочек, в отношениях родителей царила теплота и гармония. Отцы для подраставших девочек, должны играть роль защитника.

Папа – товарищ

Необходимо, чтобы папы нашли общие интересы со своими малышками. Отцы должны принимать активное участие в обучении девочек, став их товарищами детских игр. На этом этапе у дочек зарождается доверие и привязанность к отцу. Мужчинам важно заработать и удержать авторитет в глазах ребёнка. Любители воспитывать детей наказанием никогда не будут для них друзьями. Авторитарный режим порождает боязнь девочек перед отцом, что является залогом их нерешительности в будущем. Роль мамы в этом периоде заключается в том, чтобы не заставить дочь бояться папы, угрожая ей за непослушание отцовским наказанием. Это сложное время, где в воспитании нельзя делать ошибок, потому что оно проходит по острию ножа. Отцам нужно найти золотую середину, чтобы воспитать правильно девочек и не вырастить из них трусих или бунтовщиц, стабильно нарушающих запреты.

Папа-друг

На этапе взросления, когда игры у девочек уходят на второй план, и они начинают интересоваться мальчиками, папы должны постараться стать для дочек настоящим другом. Мужчинам нужно больше общаться с дочерьми, прогуливаясь в парке, посещая с ними кино или выбираясь на природу. Отца, ставшим другом, девочки уважают и открывают ему свои секреты.

Как влияет на девочку отсутствие отца в семье

Снижение роли отца в воспитании дочек

  1. Отсутствие отца.
  2. Доминирование мамы в семье, не подпускающей мужа к воспитанию ребёнка.
  3. Не желание папы заниматься воспитанием детей.
  • низкий уровень интеллектуального развития;
  • слабая социальная активность;
  • деформация личности ребёнка;
  • сбой процесса полоролевой идентификации.

Как себя вести папам, когда в семье родилась дочь?

  1. Заботиться и общаться с крошкой с пеленок, не отставая от мамы.
  2. Нужно восхвалять, а не только критиковать. Делая замечания, важно акцентировать внимание на ошибках в поведении, а не оскорблять малышку, как личность, используя бранные выражения. 3. Мужчинам не стоит спорить с женами на счёт воспитательных позиций в присутствии дочери.
  3. Нужно относиться ко всем женщинам уважительно, показывая дочери пример мужских поступков.

«Праздничный папа»: пагубная модель неполной семьи

  • Какой образ формируется вокруг “приходящего” отца;
  • Как формат неполной семьи отражается в будущем детей;
  • Что стоит учитывать при создании семьи.

Традиционно славянская семья была патриархальной. Мужчина – глава, а женщина – шея. Сейчас женщины стали активнее и в производственной, и в общественной жизни. Нередко и зарабатывают больше мужчин. Но домашние дела при этом в основном остались на женских плечах. Мужчина, переставший быть главным добытчиком, теряет решающий голос в семье.

Такое положение не может устраивать никого. Женщины несут двойной-тройной груз дел и ответственности. А мужчины не хотят терять главенства. Жить по-старому невозможно, а по-новому пока еще не научились.

Становится понятным напряжение в семейных отношениях. Думаю, никто не станет спорить с тем, что институт семьи в наше время переживает кризис. Многие женщины так и не решаются или не могут создать семью. Очень много неполных семей, где дети растут без отца. А ведь усвоив родительскую модель семьи, какой бы она ни была, мы к ней стремимся. И даже если на сознательном уровне критикуем, подсознательно все же действуем по ее правилам. Пытаемся подогнать жизнь в своей собственной семье под образец родительской. Но условия жизни изменились.

Более 30-ти лет работаю с детьми дошкольного возраста. Нередко бывшие воспитанники приводят уже своих деток в детский сад. Поэтому имею возможность проследить, как отношения родителей влияют на их детей и какое оказывают влияние на семьи уже нового поколения.

Модель семьи всегда отражается

Отсутствие отца в семье оказывает неизгладимое влияние на детей. Например, отец изредка ненадолго появляется или общается с ребенком вне семьи. Это вариант праздничного папы. Малыш воспринимает его исключительно как источник благ и развлечений. Отец разрешает делать то, что в повседневной жизни ребенку не дозволено. Как часто после таких уик-эндов ребенок с трудом возвращается в обычный режим жизни. Нервничает, плачет, злится на мать, у которой функции намного прозаичнее и менее приятны. Она должна растить, а не только развлекать.

Дочь и сын «праздничного папы»

Как такой сценарий семьи может повлиять на формирование личных отношений выросших в ней детей? Дочь усвоит, что мужчина в семье лишь для удовольствия, праздников и подарков. Именно этого она будет ожидать от своего избранника. В обычной жизни она, скорее всего, рассчитывает исключительно на себя, как делала это ее мать.

Если замуж она выйдет за человека, всецело занятого карьерой и не утруждающего себя домашними делами, вполне возможно, что им удастся построить гармоничную семью. Потому что муж будет логично вписываться в привычный для нее уклад жизни: в будни он практически отсутствует, в семейные дела не вмешивается, все проблемы она решает единолично. Муж лишь иногда обеспечивает праздники.

А если ее избранником окажется мальчик, выросший в семье, где последнее слово было всегда за отцом, а матери отводилось место лишь возле плиты и колыбели? Или если в их семье вообще не принято было дарить подарки, устраивать праздники, ездить в отпуск? Молодой женщине будет непросто смириться с новым укладом. И она попытается воссоздать усвоенную ею с детства модель отношений.

А каким может вырасти мальчик у отца-праздника? Скорее всего, живущим своей жизнью, эгоцентриком, не привыкшим координировать желания и планы с потребностями других людей. Возможно, он будет глубоко убежден, что его единственная обязанность – обеспечить семью, а все остальное будет считать обязанностью жены.

Конфликт модели семьи

Другой вариант – среднестатистическая семья, в которой мать и отец работают, воспитывают детей и примерно одинаково принимают участие в делах семьи. На формирование их детей будут влиять способы взаимодействия родителей между собой и пути решения ими проблемных ситуаций.

Если мама – лидер, а папа ей доверяет или просто пассивный, их сыну во взрослой жизни, возможно, будет сложно брать на себя ответственность и принимать решения. А если жена у него окажется из семьи, где все решал отец?

Если же сын сам склонен к лидерству, он усвоит мамин способ самореализации и может стать жестким диктатором.

Дочка у властной мамы вырастет или слишком самостоятельной женщиной, которой будет трудно согласовывать свои решения с другими людьми, или же, наоборот, пассивной и инфантильной.

Если родители решали вопросы путем конфликтов и противостояния, их дети тоже будут склонны к борьбе. Для них настоять на своей точке зрения в споре – лучший способ его решения. Детям таких родителей обычно трудно идти на компромиссы в отношениях.

Зеркала и проекции

Вариантов отношений в семье столько, сколько самих семей. При типичности различных моделей их сочетание в реальной жизни будет уникальным. Родительская семья, безусловно, является фундаментом личных отношений человека. Но не единственным фактором, влияющим на убеждения.

Сейчас многие люди, в особенности молодые, много внимания уделяют самосовершенствованию, стали более грамотными в психологическом плане. Отношения пытаются строить, исходя из партнерских позиций.

Думаю, для достижения гармонии в личной жизни стоит помнить о трех вещах:

  • В нашей собственной семье всегда, как в зеркале, отражается семья родительская. Поэтому перед вступлением в брак хорошо бы как можно больше узнать о семье избранника. Чтобы понять, с чем придется встретиться, и чего партнер ждет от вас;
  • Учитывая багаж, вынесенный из детства, надо учиться договариваться с любимыми. Не пытаться корректировать их поведение, а понимать, что если двое встретились в этой жизни, значит, это нужно для совершенствования и развития их личностей;
  • Наши личные взаимоотношения в будущем отразятся на наших детях. Попробуйте спрогнозировать, как сложатся отношения в их семьях.

Добавить комментарий