Влияние компьютерных игр на развитие ребенка

Как компьютерные игры оказывают влияние на развитие детей?

Компьютерные игры развиваются со стремительной скоростью. Ежегодно в мире создание компьютерных игр увеличивается на 1%. Сотни тысяч пользователей ежедневно проводят за экранами своих мониторов большую часть времени, проходя сложные уровни, убивая противников, освобождая пленных, покупая экипировки для своих героев, разрабатывая планы сражений и прочее.

Разнообразие компьютерных игр просто огромно, — это экшн, аркады, квесты, симуляторы, стратегии, ролевые игры и прочее.

Иногда разработчики намерено не определяют жанр той или иной созданной игры для того, чтобы реализовать свой продукт широкому кругу потребителей. Большинство созданных компьютерных игр одновременно относятся к нескольким жанрам, например, как многопользовательская игра Псы войны mmorpg нового масштаба, которая рассчитана на различные категории пользователей.

Психологи отмечают, что большинство компьютерных игр вызывают психологическую зависимость, которая выражается в потребности испытывать определенного рода эмоции, которые дает игра.

Не секрет, что увлечение игровым компьютерным миром начинается еще в детстве, когда дети и подростки вместо участия в активных спортивных играх на свежем воздухе все больше времени проводят в компьютерном игровом пространстве.

Как и какое влияние оказывают современные компьютерные игры на подрастающее поколение?

Современные компьютерные игры становятся настолько реалистичными, чтобы умело вовлекать ребенка в игровой процесс. Зачастую, в основе большинства компьютерных игр лежит насилие и убийство для достижения основной цели игры. Конечно же, в некоторых странах устанавливается запрет на распространение той или иной игры, но это никоем образом не влияет на развитие игровой компьютерной индустрии.

Психологическое влияние

Психологическое влияние компьютерных игр на ребенка является чрезмерным в том случае, если в реальной жизни ребенок имеет множество проблем. Таким образом, игры помогают абстрагироваться от реальной жизни и скрыться в виртуальной жизни. Происходит своеобразное замещение ценностей. Как правило, подобному влиянию подвержены дети с тонкой и ранимой психикой, которые имеют проблемы со сверстниками, часто переживают непонимание родителей и прочее. Увлечение играми могут вытеснить даже такие детские занятия, как чтение книг, просмотр мультфильмов, игры на свежем воздухе со сверстниками.

В конечном счете, компьютерные игры все больше развивают в детях техническое мышление. Чрезмерное увлечение компьютерными играми может приводить к тому, что ребенок становится более циничным и эгоистичным.

Радует то, что не все компьютерные игры оказывают негативное влияние на развитие детей. Многие игровые жанры позволяют развивать в ребенке координацию, смекалку, логику и творчество. Зачастую психологи советуют родителям приобретать именно развивающие компьютерные игры. Однако прежде чем приобщать ребенка к компьютерным играм родителям стоит четко регламентировать время, которое стоит выделять ребенку ежедневно на компьютерные игры.

Физиологическое воздействие

Прежде всего, здесь нужно помнить о том, что длительное присутствие ребенка перед экраном монитора негативно сказывается на зрении, вызывая напряжение глазных мышц, покраснение и сухость глаз. Это происходит вследствие того, что ребенок реже моргает, боясь пропустить важные моменты в игре. Для того чтобы избежать подобных проблем со зрением, объясните ребенку, что важно делать короткие перерывы на отдых. Не позволяйте ребенку несколько часов подряд находиться перед монитором в напряженном состоянии.

Проводя длительное время за компьютерными играми, ребенок не замечает, что его руки привыкают к однообразным механическим движениям, что впоследствии может привести к повреждению и деформации кистевых суставов. При не своевременном обнаружении проблемы, данные изменения приобретут хронический характер. А это значит, что в будущем ребенок будет обеспокоен быстрой утомляемостью и периодическими болями в кистях рук.

Чрезмерное увлечение ребенка компьютерными играми может негативно сказаться на органах пищеварения. Быстрые и не своевременные перекусы приведут к тому, что ребенок рискует получить проблемы с желудочно-кишечным трактом.

Ну, о том, что длительное сидение приводит к искривлению позвоночника у детей, знает большинство родителей. Кроме того ребенок, который ведет мало подвижный образ жизни может приобрести сутулость, которая с возрастом будет только усугубляться.

Участие в компьютерных играх требует от ребенка умственной концентрации и внимания, что в чрезмерных количествах может провоцировать возникновение головных болей напряжения. Если напряжение переходит в хроническую стадию, ребенок имеет все шансы приобрести хронические головные боли.

Родителям стоит помнить, что полностью запретить и оградить ребенка от участия в компьютерных играх им вряд ли получится, но вот грамотно составить график этого участия они смогут. Для получения положительного влияния на развитие ребенка, родителям стоит отдать предпочтение развивающим играм, таким как: квесты, логические, музыкальные и экономические игры. Подобные игры будут развивать в ребенке логику и смекалку. Дополнительно стоит найти ребенку полезное увлечение или хобби, которое позволит ребенку развиваться всесторонне.

Ответственность за развитие ребенка полностью лежит на родителях, поэтому им стоит быть бдительными в отношении того, как их ребенок проводит свое свободное время.

Влияние компьютерных игр на детей: опаснее, чем вы думаете

Сегодня практически в любой семье, где есть ребенок, есть и компьютер (планшет, ноутбук), а на нем – коллекция «игрушек». Для многих родителей компьютерные игры – «палочка-выручалочка»: включил – и ребенок тихо сидит за ними часами, не пристает, не скачет по квартире, не пропадает на улице неизвестно где и с кем.

К сожалению, влияние компьютерных игр на детей гораздо сильнее и негативнее, чем мы можем подумать, и расплачиваться за эти часы тишины и родительского спокойствия приходится по очень высокой цене.

Наверняка вы слышали и читали, что компьютерные игры — не слишком полезное занятие для детей, но поскольку негативные эффекты обычно отсрочены во времени, многие родители рассуждают так: «Ну посидит часика два вечером, ничего страшного… Ему же нравится! Да и лучше пусть тут на глазах будет, чем неизвестно с кем во дворе тусоваться!»

Дорогие родители, чтобы минимизировать отрицательное влияние компьютерных «игрушек» на наших с вами детей, надо четко представлять себе, по какому «больному месту» они могут ударить. Как говорится, предупрежден – значит вооружен.

Влияние компьютерных игр на детей: здоровье физическое

Разные стрелялки, симуляторы, сюжетные игры – обычный вид досуга детей в возрасте от 6 лет и старше (если родители регулярно занимают компьютерными играми ребенка еще меньшего возраста, то все проблемы, о которых пойдет речь далее, возрастают в геометрической прогрессии).

Понаблюдайте, как ваш ребенок играет за компьютером: наверняка подолгу сидит в одной позе, с перекошенной спиной, уставившись в экран и не моргая… Вот то-то и оно.

Педиатры и офтальмологи в унисон твердят о пагубном влиянии компьютерных игр на здоровье детей. Длительное сидение в неправильной позе дает нагрузку на позвоночник и неокрепший еще мышечный корсет, ускоряет развитие сколиоза.

Постоянное использование мышки может привести к тому, что у ребенка могут начать неметь и болеть пальцы правой руки (или левой, если он левша и держит мышку левой рукой). Это так называемый туннельный синдром – однообразная нагрузка на кисть приводит к сдавливанию нервов.

Детские глазки, неотрывно, не моргая, следящие за происходящем на экране, получают колоссальную нагрузку. Вспомните – ведь даже у вас после целого дня сидения за монитором в глаза будто песку насыпали.

Что же говорить про ребенка? Утомляемость глаз, их покраснение, «сухой глаз» — все эти признаки компьютерного зрительного синдрома окулисты наблюдают сегодня у многих детей.

В результате — прогрессирующая близорукость, головные боли…

А прибавьте к этому дополнительную нагрузку в течение учебного года, когда дети еще больше времени проводят сидя и напрягая глаза.

Влияние компьютерных игр на детей: здоровье психическое

Если с влиянием компьютерных игр на неокрепший детский организм все более-менее понятно, потому что появляются жалобы на самочувствие, то психика – материя тонкая. Тут все может быть не настолько очевидно, но и последствия для нервно-психического здоровья ребенка могут быть гораздо тяжелее.

Однозначно стоит обратить внимание на такие признаки: ваш сын или дочка, регулярно играющие в компьютерные игры, стали раздражительными, нервными, плохо управляемыми, появились истерики, которых раньше не было, приступы агрессии по пустяковым поводам, энурез…

Так психика ребенка может компенсировать нагрузку, которую она получает во время компьютерных игр. Напряжение и волнение, в котором находится ребенок, играющий, например, в «стрелялку», неожиданные повороты сюжета, сильное возбуждение не могут исчезнуть бесследно и проявляются потом вот в таких неожиданных для родителей изменениях поведения.

Искаженное мировосприятие – беда современных детей

Отдельно хочется сказать про влияние компьютерных игр, связанных с насилием, на психику детей, особенно мальчиков 8-15 лет, так как они традиционно являются целевой аудиторией игр, связанных с военными кампаниями, спецоперациями, битвами с монстрами и т.д.

СМИ, медики и учителя бьют в набат по поводу обострившейся проблемы детской жестокости. Случаи, когда дети и подростки убивают своих сверстников, уже настолько часты, что даже перестали шокировать. А истоки этой «звериной» жестокости во многом оттуда, из компьютерных «игрушек», культивирующих силу.

У детей, много и часто играющих в «стрелялки», искажается мировосприятие:

  • ребенок ассоциирует себя с бессмертным компьютерным героем и привыкает к тому, что если его «убили», можно начать игру заново – чувство самосохранения притупляется, и вот уже на улице ему кажется, что он способен с легкостью и без риска для жизни совершить какой-нибудь головокружительный трюк;
  • ребенок начинает считать, что решение любых конфликтов с использованием силы и оружия – это норма, и даже не пытается уладить ссоры в реальной жизни мирным путем, просто не умеет этого делать;
  • за самые жестокие поступки и убийства герои компьютерных игр не несут ответственности – эта модель поведения переносится ребенком и на реальный мир: можно ударить, до крови избить соперника – и тебе ничего за это не будет!

Просто задайте себе вопрос: хотите ли вы, чтобы ваш ребенок жил в социуме по законам «стрелялки»?

Вместо навыков общения, умения находить компромиссы и слышать других, решал все проблемы, как мускулистые мужики в играх, обвешанные оружием?

При этом не стоит думать, что уж ваша-то дочка, не играющая в кровопролитные игры, а увлеченная, скажем, «Веселой фермой» или «Салоном красоты», в полной психологической безопасности. Еще один аспект негативного влияния компьютерных игр на детей – игры убивают способность трудиться, прилагать усилия для достижения результата. Дети привыкают, что пара кликов мышкой решает любую проблему – и вот ты писаная красавица, твой компьютерный питомец накормлен и счастлив, ферма процветает.

Эту неправильную модель поведения они переносят потом и на реальную жизнь – отсюда депрессии, стрессы и истерики, когда что-то не получается с первого раза, когда нужно постараться, чтобы получилось.

Что же можем сделать мы, родители, чтобы свести к минимуму отрицательное влияние компьютерных игр на своего ребенка?

Ничего нового тут не придумать – интересуйтесь своим ребенком больше, проводите с ним время, показывайте ему, что есть другие формы досуга – спорт, книги, настольные игры, хобби.

Не дайте компьютерным персонажам воспитать вашего ребенка вместо вас!

Нейропластичность, мозг ребенка и компьютерные игры

Мне часто задают вопрос о том, как сетевые развлечения, длительный просмотр телевизора и компьютерные игры влияют на мозг ребенка. Тема очень актуальная и сложная, поэтому я постаралась дать развернутый ответ. Что вам нужно знать про мозг своего ребенка и компьютерные игры?

Видео игры были впервые предложены рынку потребителей в 1972 году. На сегодняшний день индустрия компьютерных и видеоигр только в США превышает 19 млрд. долларов в год.

Современный ребенок до 21 года в среднем за свою жизнь накапливает 10,000 игровых часов.

Это примерно столько же времени, сколько дети проводят в средней и старшей школе при условии идеальной посещаемости. Это равноценно работе на полную занятость более 40 часов в неделю.

Согласно концепции нейропластичности, подтвержденной учеными-нейрофизиологами в середине XX века, мозг формируется под воздействием любого опыта и часто повторяемых видов деятельности.

По мнению Дениела Сигела, профессора психиатрии медицинской школы Univesity of California, всемирно известного специалиста в области детской, подростковой и взрослой психоневрологии, (автора бестселлера «Воспитание с умом: 12 революционных стратегий развития мозга вашего ребенка»),

все, что происходит с ребенком, воздействует на то, как развивается его мозг.

Существует обширное поле научных данных о нейропластичности, поддерживающие ту точку зрения, что родители могут напрямую формировать мозг своего ребенка в процессе его роста и развития, предлагая соответствующий опыт переживаний. Например,

время, проведенное за экраном — компьютерными играми, телевизором и в социальных сетях — заставит мозг «монтироваться» определенным образом.

Развивающие занятия, спорт и музыка обеспечат другую схему «монтирования». Время, проведенное в кругу семьи, с друзьями, в изучении человеческих отношений в процессе личного (а не виртуального) общения, также будет формировать мозг особым образом.

Читайте также:  Какие вопросы нельзя задавать девушке?

Все, что происходит с нами, воздействует на наш мозг. Этот процесс «монтажа и перемонтажа» и является сутью «гармоничного развития» ребенка:

необходимо обеспечить детям тот опыт переживаний, который позволит создать связи между различными отделами мозга.

Когда эти отделы работают согласованно, они создают и укрепляют соединительное волокно, связывающее различные отделы мозга. В результате между ними возникают более прочные связи, и они могут еще более гармонично работать вместе.

Суть «воспитания с умом» заключается в том, чтобы помочь мозгу ребенка гармонично развиваться в соответствии с его возрастными потребностями

и стать более интегрированным, чтобы дети могли использовать свои умственные и психологические ресурсы на полную мощность.

Предлагаю посмотреть на влияние видеоигр сквозь призму нейропластичности, то есть тех навыков, умений и качеств, которые мы можем развить в ребенке при помощи технологий.

Существует 7 типов компьютерных игр:

1. Игры-стрелялки

Цель игры — убить или покалечить как можно больше живых существ. Тренируется быстрота реакции, но на смысловом уровне нивелируется ценность жизни. Примеры влияния такого рода игр на психику ребенка — массовое убийство в школе «Колумбайн» в 1999 году в Колорадо.

2. Игры-стратегии

Из положительных эффектов — такие игры воздействуют на зоны мозга, связанные с логическим мышлением и планированием событий. Из отрицательных — часто построены на принципах войны, захвата и рабства.

3. Спортивные игры, гонки

В принципе бесполезны, поскольку развиваемые в процессе этих игр навыки никак не применимы в реальности. Может казаться, что эти видеоигры могут улучшать навык быстрой переработки информации, которая поступает из окружающей среды.

Например, если вы играете в игру «бой самолетов», то вам нужно быстро оценить количество противников, чтобы вас не убили. Этот навык может быть ценным для конкретной видеоигры, но он совершенно бесполезен в учебной деятельности и на работе (исследования Christakis 2004; Landhuis 2007) .

Если говорить о координации и моторных навыках, которые важны для летчиков и профессиональных гонщиков, то важно помнить, что только высококачественные симуляторы могут обеспечить приобретение хороших моторных навыков. Обычные спортивные компьютерные игры в сочетании монитор — мышка, могут лишь научить ребенка быстро нажимать на кнопки и познакомить с общими правилами игры.

4. Игры-развлекалки

Это, к примеру, всем известный кот, который копирует голос, или Angry Birds. Простые убийцы времени, не развивающие ровным счетом никаких навыков, но формирующие зависимость ребенка от гаджета с помощью регулярного «вброса» в мозг нейромедиатора дофамина. Подробнее об этом нижe.

5. Игры-бродилки

Это виртуальная реальность, которая уводит ребенка далеко от его собственной жизни и развития. Ребенок потратит огромное количество времени, чтобы пройти игру и получит сомнительные навыки и познания.

Эти игры занимают мозг ребенка и не приносят никакого полезного опыта для реальной жизни.

Отдельно хочу добавить несколько слов о супер-популярной среди современных детей игре-бродилке Mine Craft, Mine Craft Creative и тд.

Когда мой 9-летний сын год назад радостно сообщил мне, что они на школьной площадке во время обязательной прогулки играют в «Mine Craft в реальности», я чуть не потеряла дар речи. Воистину детская находчивость и креативность не знает границ!

Игра Mine Craft настолько увлекательна, что способна надолго засосать даже взрослых. Видя ее красочность и фантастические возможности для «строительного творчества»

Создается ощущение, что игра развивает креативность и растит целое поколение юных мега-архитекторов. Это заблуждение.

Ребенок не способен стать архитектором без развития пространственных представлений на совершенно другом уровне, связанном с ощущением своего места в пространстве (языком нейропсихологии — соматогнозиса).

Многие сегодняшние 8-летние игроки в Mine Craft нередко не могут выполнить простую инструкцию: «Дотронься указательным пальцем на левой руке к своей правой брови», не умеют скакать на одной ноге и прыгать на скакалке.

Проблема в том, что чтение, счет и письмо, которым учат в школе, напрямую связаны с соматогнозисом.

По мере того, как наше поколение во время каникул и после школы безвылазно играло во дворе в мяч, резинку, жмурки, лазило по деревьям и шаловливо воровало яблоки во фруктовых садах, в нашей префронтальной коре развивалась основа эмоционально-волевой зрелости, саморегуляции и успешного усвоения школьного материала. Чего не скажешь про «юных архитекторов MineCraft».

Родителям важно знать, что в раннем детстве мозг развивается через координацию движений тела.

По законам нейропсихологии, слишком раннее овладение навыками более высокого порядка, такими как чтение, письмо и счет, может тормозить развитие мышления и эмоционально-волевой регуляции, в результате нивелируя сомнительные плоды «раннего развития». У каждого возраста и стадии развития свои биологические и психологические потребности, всему свое время!

6. Обучающие игры

Одним из последних трендов, связанных с играми, является геймификация образования и создание образовательных игр. Существует большое многообразие обучающих компьютерных игр для разных возрастов. Есть действительно интересные и полезные игры, c помощью которых можно научить детей многим полезным навыкам, включая чтение, письмо, логику, азы иностранного языка.

Но реальная польза от таких игр возможна только в случае системного, методологически правильного подхода. То есть

при регулярной тренировке на протяжении определенного количества времени с учетом постановки целей и контролем за их достижением со стороны подготовленного взрослого.

Иначе под видом развивающих игр можно встретить и обычных убийц свободного времени, которые только расходуют ценные ресурсы времени и не приносят ребенку ровным счетом никакой пользы.

7. Развивающие игры, основанные на принципе биологической обратной связи и нейробиоуправлении

Это истинная новация в мире медицины и образования. Через использование технологии биологической обратной связи человек может значительно развить свой потенциал. Принцип работы этой технологии сродни «физиологическому зеркалу».

Вначале определяется проблема или навык, который необходимо натренировать. Например, развить навык диафрагмального дыхания (полезно для детей с различными нарушениями дыхательной системы, частыми ОРВИ), способность к лучшей концентрации внимания (полезно для деток с синдромом дефицита внимания и гиперактивности) или быстрому расслаблению (полезно для быстро утомляемых и тревожных детей).

С помощью датчиков измерения различных физиологических параметров (электрическая активность мозга (ЭЭГ), рекурсия дыхания, кожная проводимость, частота сердечных сокращений, температура и тд, взрослый или ребенок подключается к небольшому блоку, соединенному с компьютером, на который установлено специальное программное обеспечение.

Программа диагностирует текущий статус навыка и автоматически задает цель немного улучшить его в течение 20-30 минутного тренинга.

В процессе тренинга ребенок получает инструкцию и видит игру или мультфильм, которым может управлять с помощью «правильного» дыхания, хорошей концентрации или глубокого расслабления.

Например, если ребенок дышит «правильно», то есть диафрагмой и в заданном темпе, то изображения и звуковое сопровождение мультика чистое, его приятно смотреть, а если нет, то ребенок видит аудиальные и визуальные помехи и инстинктивно пытается адаптировать свое дыхание под «нужный» режим. С помощью серии таких тренингов у ребенка новый навык доводится до автоматизма, который он потом в любое время может при необходимости «включить».

С помощью температурных датчиков, которые устанавливаются на кончики пальцев, можно даже обучить человека, страдающего вегетососудистой дистонией, силой мысли поднимать температуру в конечностях и самостоятельно греться.

Метод эффективен, безопасен, практически не имеет противопоказаний, может применяться начиная с 7 лет (единственное условие — способность понять и выполнить инструкцию). Как и в случае обучающих игр, необходимо сопровождение подготовленного специалиста — врача или психолога.

Через установление с мозгом биологической обратной связи с помощью современного медицинского диагностического оборудования можно быстро и эффективно обучиться многому из того, чему учит йога и восточные созерцательные практики. Звучит как чудо, но эта современная технология подтверждена тысячами научных исследований и широко используется в Германии, США, Канаде и в России в медицинских, профилактических и образовательных целях.

Несколько слов о нейрофизиологической природе игр и почему они так нравятся детям и взрослым.

Разработчики компьютерных игр активно эксплуатируют два принципа, хорошо известных в научной психологии: принцип дофаминовой зависимости и принцип лучшего запоминания незавершенных действий (эффект «Зейгарник»), связанный с незавершенным гештальтом.

1. Дофамин

Дофамин — это нейромедиатор, который вырабатывается в человеческом организме естественным образом и служит важной частью «системы вознаграждения» мозга, поскольку вызывает чувство удовольствия, чем влияет на процессы мотивации и обучения.

Именно благодаря дофамину для незрелого мозга ребенка нет ничего слаще, чем компьютерная игра.

Это происходит потому, что в видеоиграх есть система вознаграждения — получение нового уровня, бейджей или трофеев. Это очень радует детей.

Прилив дофамина сам по себе не вызывает счастья — скорее просто возбуждает. Мы резвы, бодры и увлечены. Мы чуем возможность удовольствия и готовы усердно трудиться, чтобы его достичь.

С притоком дофамина этот новый объект желания кажется критически необходимым, чтобы выжить.

Когда дофамин завладевает нашим вниманием, мозг приказывает нам достать объект или повторять то, что нас привлекло.

Таким образом, дофамин, заставляя нас чувствовать себя хорошо, может спровоцировать зависимость.

Чем больше мы играем, тем лучше мы себя чувствуем.

В одном исследовании обнаружилось, что видеоигра вызывает всплеск дофамина, сопоставимый с использованием амфетамина: дофаминовая лихорадка сопутствует как игровой, так и наркотической зависимостям. Ребенок не может предсказать, когда получит баллы или перейдет на другой уровень, поэтому его дофаминергические нейроны продолжают выстреливать, а он прилипаете к стулу. В случае детей, даже при строгом дозировании, мы все равно получаем зависимость. Даже если ребенок слишком много не играет, но он все равно «мысленно» остается в игре, во сне они видит игровые образы, в таком состоянии ему в целом сложно сфокусироваться на учебе.

2. Эффект Зейгарник

Психологический «Эффект Зейгарник» получил имя основательницы отечественной патопсихологии Блюмы Вульфовны Зейграрник. Благодаря исследованиям Зейгарник и Курта Левина в середине XX века было доказано, что

незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные.

В их экспериментах творческую деятельность детей прерывали и предлагали им другое занятие. В случае нереализованности остатка потенциала дети при первой возможности стремились завершить неоконченное дело. В среднем незавершённые действия у здоровых детей вспоминались на 90 % лучше, чем завершённые.

Можно легко провести параллели с прохождением бесчисленных уровней — во всех видеоиграх происходит манипуляция с принципом незавершенности.

Похожим образом влечение к видеоиграм можно объяснить »законом незавершенного гештальта». Гештальт-терапия — направление психотерапии, оформившееся в середине прошлого века. Если не вдаваться в дебри теоретической психологии, можно сказать, что гештальт — целостный образ какой-либо ситуации.

Близкое к академическому определение гештальта в переводе с научного на русский звучит примерно так: «Гештальт — это целостная структура на поле взаимодействия среды и человека, охватывающая промежуток между возникновением потребности и ее удовлетворением». У человека есть природная внутренняя потребность «завершить гештальт», то есть охватить целостный образ.

Никогда не завершающийся гештальт в виде нереализуемой эфемерной цели стать эльфом 80-го уровня крайне разрушительно влияет на психику ребенка, его способность ставить перед собой цели и достигать их в реальной жизни.

Катерина Ясько, психолог, эдуколог

Исследования влияния компьютерных игр на развитие детей

Компьютерные игры появились в 1970-х гг. и в течение десяти лет стали популярны среди детей сначала на Западе, а потом, с распространением компьютерной техники, и в нашей стране. Резкий скачок в распространении видеоигр связан с появлением на рынке игровых приставок типа «Денди» и «Нинтендо», не требующих покупки дорогостоящего компьютера, а работающих при подключении к телевизору. В 1980-х — начале 1990-х гг. в западной психологии было проведено множество исследований на тему возможного влияния видеоигр на ребенка. В последнее время исследователи вновь обращаются к этой теме в связи с резким скачком в развитии технологий, которые качественно изменили компьютерную игру.

Выделяют два основных направления исследований в этой области: с одной стороны, влияние компьютерных игр на особенности развития личности и социальную адаптацию ребенка, с другой — на его познавательное развитие. К эффектам компьютерной игры в сфере социального и личностного развития ребенка относят привыкание, усвоение стереотипов агрессивного и враждебного поведения, полоролевых стереотипов и воздействие на особенности характера играющих. Остановимся на данных аспектах подробнее.

Читайте также:  9 способов как быть красивой женщиной

Изучение проблемы предпочтения компьютерных игр связано с широкой распространенностью игр и превращением их в основную форму досуга детей. В исследовании Гриффитса было выделено два типа мотивов, заставляющих детей и подростков вновь и вновь обращаться к компьютерной игре. Игроки с первым типом играют ради удовлетворения мотива достижения, возможного соперничества с другими игроками. При этом типе мотивации игра сочетается с другими видами деятельности, ребенок нормально общается с окружающими, а к компьютерной игре обращается во время отдыха, досуга. Для игроков со вторым типом мотивации игра становится формой ухода от реальности. Именно этот тип привыкания к игре привлекает внимание не только психологов, но и психиатров. Причиной такого увлечения компьютерными играми может стать неспособность ребенка справляться с проблемами повседневной жизни, сложными отношениями с родителями, сверстниками, в таких случаях игра является формой ухода от действительности, выражением ощущения беспомощности. Компьютерная игра для такого ребенка становится основным времяпрепровождением, он теряет интерес к другим занятиям. Такой ребенок требует внимания взрослого, возможно, помощи психолога.

Наиболее широко исследуемым аспектом влияния компьютерных игр на ребенка является выраженная агрессивность содержания многих из них. Эта проблема вызывает обеспокоенность и у родителей. В подходах ученых к данной проблеме можно выделить две противоречивых точки зрения. Теория социального научения утверждает, что игры, содержащие модели агрессивного поведения, влияют на враждебность ребенка, что подобные модели будут воспроизводиться им в реальности. Согласно же психоаналитическим теориям, компьютерные игры, наоборот, дают возможность отреагировать на вытесняемые ребенком агрессивные импульсы, выразить чувства гнева, злости, проявление которых не одобряется окружающими. В этом случае игра может иметь эффект катарсиса, быть для ребенка средством самотерапии. Характерно, что игры, содержащие сцены насилия, проявления агрессии и жестокости, как правило, занимают первые строчки в списках наиболее популярных игр. Исследования J. В. Funk [1] показали, что 47% 10—12-летних американцев, играющих в компьютерные игры, предпочитают те, которые содержат сцены агрессии в отношении к героям,

29% предпочли игры спортивной тематики, 20% — развлекательные нейтральные игры и только 2% — игры развивающие, направленные на обучение. В США и Японии были разработаны системы оценки агрессивности и жестокости, демонстрируемых в компьютерной игре сцен, а также критерии соответствующих возрастных ограничений игры (по аналогии с оценкой телепрограмм и видеофильмов). Однако контролировать использования установленных нормативов их применения довольно сложно, особенно когда основным пользователем компьютера является сам ребенок.

Результаты конкретных экспериментальных исследований связи демонстрируемой в игре жестокости и реальной агрессивности ребенка также противоречивы. Часть исследователей говорит о кратковременном эффекте или об отсутствии влияния содержания игры на последующее поведение и состояние ребенка. Некоторые результаты свидетельствуют о разрядке агрессивных импульсов и снижении враждебности, релаксации после игр с агрессивным содержанием. Но большинство исследователей подтверждает наличие связи между содержанием компьютерной игры и уровнем агрессии ребенка в последующем, с его враждебностью и тревожностью, которые диагностировались по опросникам и тестам. Причем это влияние увеличивается с ростом интерактивности (т.е. возможности игрока управлять действиями героя) и реалистичности игры. Было показано, что младшие дети более склонны прямо воспроизводить модель поведения героя игры. В то же время остается открытым вопрос, насколько долговременны эти эффекты и переносятся ли они в реальную жизнь (наблюдения за игрой и измерения проводились в лабораторных условиях). Рассматривая проблему «игра и агрессивность», необходимо отметить, что конфликт является частью любой игры, условием возникновения самой необходимости действия.

Влияние компьютерных игр на другие стороны развития личности ребенка и его социализацию также широко изучены зарубежными исследователями. Однако и здесь получены противоречивые данные о связи самооценки, социальных навыков, успешности детей и временем, которое они проводят за компьютерными играми. С одной стороны, игра является поддерживающей средой, где можно достигать результатов и утверждаться, но с другой — увлечение компьютером усугубляет проблемы в сфере социальных контактов, изолируя ребенка, давая ему возможность ухода от проблемы. В то же время сами игры становятся поводом для общения, темой обсуждений и соперничества в достижении игрового результата, а значит, могут служить и орудием социализации. Подчеркивается необходимость классификации игр, невозможность рассматривать компьютерные игры, как впрочем и людей ими увлеченных, как единые, однородные группы.

В исследовании Ю. В. Фомичевой и других [2] были выделены некоторые черты личности, по которым получены значимые отличия у групп испытуемых, играющих и не играющих в компьютерные игры. Студенты, у которых был большой игровой опыт, показали более высокие результаты при оценке активности, эгоцентризма, демонстративности, доминантности, дерзкости, у них более высокая самооценка, высокая независимость от группы. При этом в ряде случаев были обнаружены проблемы в общении и особенности нравственного развития (отрицательная оценка испытуемыми таких качеств, как эмпатийность, принципиальность). В группе с большим игровым опытом было отмечено преобладание внутреннего локуса контроля, более дифференцированный и более противоречивый образ «Я» и высокая вовлеченность и значимость игры. Эти исследования были проведены на студентах 17—19 лет и прямой перенос их результатов на детей был бы некорректен. Но полученные данные имеют значение как один из вариантов прогнозирования развития детей, что очень важно, поскольку количество детей, играющих в компьютерные игры, стремительно возрастает.

Одним из подробно изученных в американской психологии аспектов взаимодействия ребенка с компьютером являются полоролевые стереотипы. Большинство компьютерных игр явно ориентированы на мужские стереотипы поведения. Девочки исходно проявляют меньше интереса к компьютерным играм и предпочитают менее агрессивные и менее динамичные игры, чем мальчики, они показывают значимые отличия в стиле игры. «Женский стиль» игры отличается меньшим стремлением к выигрышу и оценке достижений, предпочтением несложных и гибких правил, реалистичных сюжетов и доброжелательного тона обратной связи; «мужскому стилю», наоборот, отвечает стремление к победе в игре, игры-пое- динки, жесткость и сложность правил, фантастичность сюжетов и вызывающий, агрессивный тон обратной связи. Эти различия были выявлены при анализе предпочтения игр детьми разных полов, в наблюдении за игрой и при самостоятельном создании компьютерных игр детьми. В зависимости от этих различий в стилях исследователи предлагают различать игры, адресованные разным полам и нейтральные игры, не несущие полоролевых стереотипов, которые считаются желательными, так как они предоставляют равные возможности всем детям.

Возможности влияния компьютерных игр на познавательное развитие связаны не только с обучающими программами, но и с развитием отдельных способностей, имеющих отношение к успешности обучения. В группу исследований, изучающих связь компьютерных игр и когнитивного развития ребенка, входят не только исследования по интеллектуальному развитию, но и по развитию восприятия, памяти, скорости реакции, тренировки конкретных навыков с помощью компьютера, включению компьютерных технологий в обучение детей разного возраста.

В некоторых исследованиях были получены результаты, свидетельствующие о возможности с помощью компьютерных игр развития памяти, моторной координации, способности восприятия пространства, внимания. В этих экспериментах использовались простые игры на реакцию и головоломки, эффекты же современных развлекательных игр определить значительно сложнее из-за большого их разброса как по содержанию, так и по действиям играющего. Многие развлекательные игры содержат большое количество информации за счет насыщенного содержания, и в силу этого ребенок получает знания в области истории, географии, экономики, особенно это касается стратегических игр. Вместе с тем некоторые исследования показали обратную зависимость между увлечением компьютерными играми и академическими успехами подростков, но это связано, скорее, с количеством времени, которое те уделяют учебе, чем с уровнем их умственного развития. Анализируя влияние и развивающий потенциал компьютерных игр на материале своих эмпирических исследований, А. Г. Шмелев указывает и на опасность, связанную с ранним приобщением к компьютерной игре: «. условность мира игр (как, впрочем, и мира “мультиков”) требует чрезвычайного ограничения в доступе к ним дошкольника, вплоть до полного исключения в отдельных случаях. Пока не сформировался Образ Реального Мира как интегративная основа элементарного здравого смысла, воздействие условных игр может оказаться в случае впечатлительного ребенка до определенной степени “шизофренизирую- щим”. » Также А. Г. Шмелев отмечает возможность аутизации ребенка, вызванной увлечением компьютерной игрой.

Тем не менее компьютерные технологии все чаще входят в жизнь дошкольника. Игровые и обучающие программы, так называемое edutainment, предлагаются для детей, начиная с раннего возраста. С помощью компьютера ребенок может овладеть начальными представлениями о цвете и форме, развить память, мышление и даже речь. Интерфейс в таких играх специально упрощен, введение сюжета и анимационные инструкции не требуют участия взрослого. Такие игры должны быть рассмотрены отдельно, и не только с точки зрения их влияния на интеллектуальное развитие ребенка, но и относительно их влияния на социальное развитие, на отношения с родителями у детей, которые с младшего возраста общаются с компьютером.

Влияние компьютерных игр на здоровье детей

Игра – неотъемлемые часть детской природы. В игре ребенок развивается и, в какой-то степени, познает себя. Современные технологии уже давно поделили нашу жизнь на реальную и виртуальную. Вот и дети все реже бегают по улице, играя в «Казаки разбойники», и все чаще соперничают с виртуальными героями на просторах компьютерных игр. Поэтому родители должны знать, как компьютерные игры влияют на человека.

Что привлекает ребенка в виртуальном мире?

Нельзя не согласиться с безусловными достоинствами интернета — возможностью получать информацию, необходимую для обучения, или находить друзей и единомышленников в любой точке мира. Многие подростки занимаются также на дистанционных курсах иностранных языков и готовятся к экзаменам.

Современный ребенок получает доступ в интернет с самого раннего возраста. Можно наблюдать не только школьников, но и дошкольников со смартфонами и планшетами. Это происходит там, где родители также увлечены коммуникацией в социальных сетях или предпочитают таким образом отвлекать детей на время важной беседы.

Если примерно 15-20 лет назад немногие могли себе позволить подключиться к интернету, поскольку это требовало дополнительных финансовых расходов, то сегодня он стал намного доступнее для людей всех возрастов. Даже пожилые люди заводят аккаунты в социальных сетях, обмениваются фотографиями и общаются с одноклассниками в разных городах и странах ближнего и дальнего зарубежья.

Подростки получают в интернете прежде всего возможность поделиться своими мыслями и чувствами. Коммуникация в сетях анонимна и безопасна — если что-то не устраивает в собеседнике, то ее всегда можно прервать и не отвечать на сообщения.

Благодаря анонимности подросток может придумать себе виртуальный имидж, который придаст ему больше привлекательности в глазах собеседника. В интернете любой человек может стать «единым в двух лицах», например, завести 2 аккаунта — мужской и женский, и общаться с интересными ему собеседниками.

Доступность интернета может привести к развитию зависимости от социальных сетей. Среди основных ее проявлений можно отметить следующие:

  • постоянные мысли о доступе в интернет и раздражение по причине его недоступности;
  • резкое сокращение сна, физической активности, приемов пищи;
  • пренебрежение учебой и дополнительными занятиями ради виртуального общения.

Как правило, за зависимостью от интернета и социальных сетей скрываются более серьезные проблемы, побуждающие подростка убегать в виртуальную реальность. Поэтому задача семьи и друзей — сделать его реальную жизнь более привлекательной и помочь в их решении.

Как компьютерные игры влияют на психику ребенка?

Игромания у детей – это заболевание. Взрослые должны помнить о том, как компьютерные игры влияют на психику ребенка. Опасность виртуального мира подстерегает малышей и подростков. Нужно помнить о воздействии девайсов на психику ребенка. Чтобы полноценно развиваться, ребенку нужно постоянно контактировать с окружающим миром. Такой контакт включает в себя общение со сверстниками и родителями, развивающие игры, исследование дома и природы, поиск новых звуков. Благодаря этим действиям ребенок получает эмоциональные впечатления, потому что каждое движение он пропускает через себя. Он обдумывает каждую полученную информацию и сохраняет её в своем сознании.

А вот различные девайсы предоставляют детям лишь изображение, которое не может «поговорить» с ними. Конечно, развивающие мультфильмы и детские передачи дают малышу полезную информацию, но они не реагируют на конкретного ребенка, не вызывают у него какого-то действия, а просто гипнотизируют разноцветными образами.

Читайте также:  Что делать, если любишь женатого мужчину

Кроме того, до определенного возраста детей привлекают лишь яркие изображения, которые быстро сменяют друг друга. Малыши не способны усваивать сюжет, воспринимать характеры героев и оценивать их поступки. С таким же успехом можно посадить ребенка перед стиральной машиной, и он с упоением будет рассматривать крутящийся барабан.

К тому же зависимость от гаджетов возникает очень быстро. Попытки родителей отвлечь от экрана малыша заканчиваются плачем и скандалами, ведь отказаться от того, что приносит удовольствие, очень сложно. Поэтому нужно помнить о влиянии компьютерных игр на психику детей.

Что представляет собой геймплей?

Компьютерные игры – это прежде всего развлечение, которое предназначено для проведения досуга и познания нового. Каждая забава принадлежит определенному жанру, по которому можно определить влияние компьютерных игр на психику детей.

Они разрабатываются известными студиями, которые вкладывают в них все самое достойное и интересное. Игры могут отличаться между собой еще и графически, представляя свою индивидуальность и уникальность.

Популярные жанры компьютерных игр

Прежде чем определить влияние компьютерных игр на психику подростков, нужно понять, что они из себя представляют. В целом влияние компьютерных игр на психику детей зависит от жанра. Многие родители впадают в истерику или даже ярость, когда видят, что их ребенок играет в «стрелялку», считая геймплей подобного рода агрессивными.

Жанр шутер

Самым распространенным среди подростков жанром является шутер. То есть игрок стреляет во все, что движется, зарабатывая при этом очки бонуса. Такие забавы могут быть весьма красочными и богатыми спецэффектами, поэтому родителей смущает такой выбор их чада.

Дело в том, что всем нормальным людям необходима разрядка, и если ребенок не желает посещать секции, то единственным для него способом выплеснуть негативную энергию считается игра. Таким образом, его разум будет отдыхать и набираться сил, а не учиться чему-то плохому. Другое дело, если подросток замкнутый и переживает школьные проблемы по-своему. В таком случае, если выбор пал на агрессивные забавы, стоит обратиться за помощью к специалисту, так как в этом варианте компьютерные игры действительно влияют на психику подростка.

Жанр рпг

Как компьютерные игры влияют на психику, если это РПГ? Ответ – никак. Забавы этого жанра погружают игрока в полноценную вселенную, где есть возможность самостоятельно создать своего персонажа, выполнять интересные задания и исследовать игровой мир, полный возможностей.

Некоторые игры в жанре РПГ способны даже чему-то научить. Например, студия Ubisoft выпустила серию под названием Assassin’s Creed, в основу которых легли исторические личности и местность. Благодаря подобным продуктам можно узнавать много полезного из истории.

Возможность создавать собственного персонажа по своему усмотрению – идеальный способ воплотить свои фантазии, так как в мире РПГ можно стать магом, эльфом и другими представителями сказочного мира. То же самое касается и способностей – с магической силой можно обрушить всю мощь на врагов, а будучи лучником можно использовать скрытный режим боя.

С другой стороны, такие игры способны затянуть человека на долгие часы, так как зачастую сюжетная сторона является очень интересной и познавательной.

Симулятор жизни

Действительно ли компьютерные игры влияют на психику детей, если это симулятор жизни? Скорее всего, даже наоборот. Как показывает практика, дети способны воплощать жизненные проблемы через геймплей. Одна из таких ситуаций была приведена в пример психологами.

Ребенок, тяжело переживающий развод родителей, решает создать в симуляторе жизни семью, аналогичную своей, но без развода. То есть семья все еще вместе и живет счастливо. Такие ситуации могут как помочь подростку, так и спровоцировать замкнутое состояние.

С другой стороны, симулятор жизни учит ответственности и демонстрирует реакцию персонажей на действия игрока, а также социальную жизнь.

Стратегия

Стратегия, или «песочница» показывает игрокам, как заниматься строительством одного дома или целого города. Есть стратегии, которые тесно связаны с течением истории, такие как «Цивилизация».

Начинается она в примитивном доисторическом времени, а по ходу дела игроку предстоит самостоятельно развивать свою цивилизацию, налаживая отношения между государствами и занимаясь развитием. В этом случае влияние на психику ребенка абсолютно исключено, так как ему предоставляется возможность не разрушать, а создавать, проявляя при этом фантазию.

Нередко и взрослого человека может заинтересовать такого жанра игра, поэтому не стоит категорично относиться к выбору ребенка.

Отрицательные стороны компьютерных игр

С одной стороны, родителям удобно: сидит дитя на одном месте – не шумит, на улице не пропадает неизвестно с кем. С другой – врачи довольно часто стали упоминать о вреде компьютерных игр на детское здоровье, что расплачиваться за комфортную тишину приходится довольно дорого. Поэтому любая мама должна знать, как влияют компьютерные игры на детей.

Во-первых, от сидения в одной позе начинает прогрессировать сколиоз – болезнь позвоночника. От длительной концентрации внимания ребенок реже моргает, от чего развивается «сухость» глаз.

Во-вторых, компьютерные игры негативно сказываются на психике растущего организма. Во время виртуальной игры дети, как актеры театра, вживаются в образ своего персонажа. Они представляют себя бесстрашным, привыкают иметь «несколько жизней». Выходя на улицу, у такого ребенка притупляется чувство самосохранения. В конфликтной ситуации он даже не пытается разрешить ситуацию мирным путем, в его голове укореняется мысль, что побеждает сила. Детская психика – тонкая материя. Родителям следует обращать внимание, если ребенок стал раздражительным, вспыльчивым, появились приступы агрессии, которых раньше не было. Это говорит о том, что нервная система перевозбуждается в момент «игры-стрелялки», а затем компенсируется неадекватными реакциями в бытовых ситуациях.

Не думайте, что ваша дочка, выращивающая овощи на виртуальном огороде, в полной психологической безопасности. Подобные игры убивают способность трудиться для достижения какого-либо результата. Ребенок привыкает: мышкой кликнул – цель достигнута – виртуальный питомец накормлен, огород полит. И когда в реальной жизни начинаются трудности: не все получается с первого раза, необходимо прикладывать физические и умственные усилия, ребенок впадает в депрессию, начинаются истерики. Не стоит уповать на характер – дело в воспитании.

Что же можно сделать, чтобы минимизировать отрицательное влияние компьютерных игр на развитие школьника. Ничего нового психологи предложить не могут, кроме как больше времени проводить с ребенком, прививать любовь к чтению книг, подвижным играм, собственным примером демонстрировать увлеченность искусством. Организуйте семейные игры в мафию или монополию, делайте акцент на живом общении. Не дайте компьютерным персонажам воспитать вашего ребенка.

Влияние компьютерных игр на здоровье детей и подростков. Часть 1

Вы являетесь свидетелями трёх, казалось бы, не связанных между собой явлений:

  1. распространение синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) среди детей и подростков;
  2. эпидемия детского ожирения (и диабета 2 типа);
  3. все чаще дети получают информацию и проводят время за экранами электронных устройств вместо свежего воздуха.

Задумайтесь и посмотрите на этот список еще раз. Действительно ли эти вещи не связаны между собой?

Навигация по статье:

Увеличение времени, которое дети и подростки проводят в сидячем положении, играя в компьютерные игры и просматривая видео в интернете, привело к последствиям:

Первое. Все большее количество детей и подростков набирают лишний вес. Наша молодежь стала самой полной за всю историю. Диабет 2 типа, который является следствием неправильного питания, пришлось переименовать. Раньше диабет считался болезнью взрослых…

Второе. Мозг детей, которые бесконтрольно играют в видеоигры, подвергся значительным изменениям. По мере того, как тело адаптировалось для видеоигр, их поведение все больше начинает имитировать признаки СДВГ.

Какое влияние оказывают видеоигры на здоровье и функционирование головного мозга ребенка?

Выводы, изложенные в статье, справедливы для случаев избыточного времяпрепровождения за видеоиграми (на компьютере, игровой приставке или смартфоне).

Приведенные рекомендации помогут понять границы, в пределах которых следует держать ребенка, чтобы он мог нормально функционировать и развиваться.

Лишний вес и ожирение.

Любой контакт человека с виртуальной реальностью имеет последствия. Вопрос в том, посчитаете ли вы допустимыми их для своего ребенка и в какой мере. Материалы статьи основаны на современных исследованиях, которые собирают все больше и больше доказательств наличия этого влияния.

Согласно данным ВОЗ, мы впервые столкнулись с ситуацией, когда предполагаемая продолжительность жизни наших детей в среднем будет меньше, чем у их родителей. Основная причина — неправильное питание и недостаточная физическая активность. Очевидно, выбрать в качестве способа времяпрепровождения видеоигры или другую деятельность, связанную с мерцающим экраном — одна из вещей, которая подкрепляет эту статистику.

Лишний вес и ожирение приводят к ряду проблем со здоровьем:

  • диабет 2 типа,
  • высокий уровень холестерина,
  • плохое сердечно-сосудистое развитие,
  • повышенный износ суставов,
  • ослабление костной ткани;
  • низкая самооценка,
  • депрессия,
  • социальная тревога.

Малая подвижность вредна в любом возрасте. Страдает сон, энергичность, ухудшается координация. Эти аспекты имеют важное значение для правильного и своевременного развития мозга ребенка. Они находят отражение в способности обучаться, анализировать, планировать и удерживать внимание (концентрироваться).

Виновником, почему-то, признано считать телевидение. Роль компьютеров, консолей и смартфонов подозрительно занижена. Много ли среди вас, уважаемые родители, тех, чьи дети дома заняты просмотром телевизора? Современные гаджеты доставляют гораздо больше проблем, чем просмотр телевизора. Причина — глубокое погружение и искусственное удержание внимания на себе.

Высокий уровень дофамина, которые вырабатывает организм ребенка в процессе игровой сессии, виртуального общения в социальной сети или голосовом чате, приковывает к экрану. Эта “прилипчивая особенность” эксплуатируется современной игровой индустрией: на ее основе составляют рейтинги, делают выводы об успешности продукта.

Телевизионные шоу, даже многосерийные сериалы не вызывают столь высокой активности дофамина в мозге, потому что имеют начало и конец. Родители без труда могут ограничить время просмотра телевизора или приказать немедленно выключить видео, чтобы ребенок вовремя пошел спать. Это не работает с онлайн-играми или социальными сетями. Чтобы покинуть виртуальное пространство, необходимо волевое усилие (самодисциплина) или вмешательство со стороны родителей.

Зрение

Лишний вес и ожирение — не единственная проблема, которая сопровождает многих излишне увлеченных видеоиграми детей и подростков. Офтальмологи давно отмечают тенденцию к повышению напряжения глаз и проблем со зрением в результате увеличения времени, проводимого перед экранами компьютеров и смартфонов. Нужно учитывать: расстояние до экрана, угол просмотра, количество времени, которое мы непрерывно проводим у экрана, наличие/отсутствие перерывов и прочие. Основная причина нагрузки глаз кроется в мерцании экрана (частоте его обновления).

Световые пульсации частотой до 300 Гц негативно влияют на организм человека. Мерцания воспринимаются зрительными рецепторами и воздействуют на гипоталамус и шишковидную железу, вследствие чего может изменяться баланс гормонального фона. Наибольший вред мерцающие экраны наносят детям и подросткам, а также людям с заболеваниями ЦНС и психики.

Все больше офтальмологов признали, что дети, которые проводят слишком много времени перед мониторами и слишком мало двигаются, не интегрируют свои зрительные системы с движением тела, что притупляет перцептивно-моторную координацию (сочетание движения глаз и конечностей), а также плохо сказывается на других умственных процессах.

В медицине даже есть понятие синдром компьютерного зрения — комплекс проблем, вызванный частой работой за экраном компьютера. Симптомы: частое напряжение глаз, головные боли, близорукость или дальнозоркость, сухость глаз или их покраснение, раздвоение картинки, боли в шее и спине, повышенная чувствительность к свету.

Есть исследования, которые говорят об улучшениях некоторых показателей в связи с развитием “компьютерного зрения”: улучшение остроты зрения, чувствительности к обнаружению объектов в движении, ускорение движения глаз, улучшение координации рук, уменьшение зрительного отклика и расширение области периферийного восприятия.

Решите самостоятельно, стоят ли данные преимущества вышеуказанных рисков.

Мышечная и костная ткань

Запястья, пальцы рук, мышцы спины — также испытывают повышенную нагрузку. Неправильная осанка, сформированная за играми из-за отсутствия физических упражнений, часто приводит к проблемам в подростковом и взрослом возрасте.

Смещение позвоночных дисков, сдавленные и защемленные нервы не сделают жизнь счастливой, а риск развития указанных проблем увеличивается вместе с ухудшением осанки. Туннельный синдром (боль в кисти и онемение пальцев рук) — почти профессиональная болезнь даже для непрофессиональных геймеров.

Чтобы избежать указанных проблем, следует четко регламентировать время, которое ребенок может проводить в сидячем положении, работать с его осанкой, поддерживать и стимулировать физическую активность, использовать качественную или ортопедическую мебель.

Продолжение в следующей части.

Добавить комментарий