Как социальная поддержка способствует психологическому здоровью

Социальная поддержка как фактор психического здоровья студентов

В исследованиях стратегий преодоления стрессовых ситуаций, т.е. копинг-стратегий, выделяется несколько основных форм. К ним относятся:

– конфронтативный копинг;
– дистанцирование по отношению к проблемной ситуации;
– самоконтроль;
– поиск социальной поддержки;
– принятие на себя ответственности за решение проблемы;
– избегание решения трудных проблемных ситуаций;
– планирование собственных действий;
– переоценка значения проблемной ситуации.

Среди перечисленных стратегий поиск социальной поддержки занимает особое место, так как переводит анализ стрессовой ситуаций от индивидуального уровня к контексту всей ситуации в целом, включающей в себя широкое поле взаимодействия индивида с другими людьми. Это полностью соответствует когнитивному подходу к проблемам стресса.

Социальную поддержку в обобщенном виде можно определить как всяческую помощь, оказываемую индивиду средой в трудных ситуациях. Сюда относятся прежде всего проблемные ситуации, ситуации стресса, критические жизненные события и т.д.

Социальная поддержка состоит из трех основных элементов:

1. Эмоциональная поддержка: взаимопонимание, эмпатия, положительное подкрепление.
2. Помощь в решении проблем:
– непосредственная: выполнение работы за кого-либо;
– опосредованная: помощь при решении проблем, совместный анализ проблемы, предоставление советов и информации в случае потребности и выраженного желания с другой стороны.
3. Социальная поддержка со стороны конкретных лиц, гарантирующая чувство безопасности, стимулирующая активность индивида, дающая возможность отвлечься от переживания трудной ситуации.

Социальная поддержка со стороны близкого окружения может принимать различные формы: совета, необходимой информации, эмоционального сопереживания, беседы, совместных действий. Исходя из самого определения понятия, поддержка означает взаимную помощь, т.е. включает в себя совместное действие. Можно говорить о различных видах поддержки: формальной и неформальной. Первая предполагает ряд мер, направленных на обеспечение студенческой деятельности: библиотека, стипендии, кураторы и т.д. В большинстве западных университетов функционируют специально созданные консультационные пункты для студентов, помогающие им разрешить проблемы, связанные с организацией студенческой жизни.

В рамках проблематики стресса и психического здоровья на первый план выступает второй вид поддержки – неформальная социальная поддержка. Сюда относится, прежде всего, поддержка со стороны самих студентов, а также преподавателей. Исследования факторов стресса в профессиональной деятельности убедительно показывают, что социальная поддержка – одно из условий редукции стрессовых состояний. Под этим понимается помощь и содействие со стороны коллег по работе и руководства в решении профессиональных проблем. В критических ситуациях она становится важным защитным психологическим фактором, способствующим психическому здоровью человека – glavsovet.ru. Недостаточная социальная поддержка может приводить к таким нежелательным последствиям, как отчуждение и неудовлетворенность результатами своей деятельности, становиться источником фрустрации и разочарования. Типичным примером отчуждения и фрустрации, возникающих в результате недостаточной социальной поддержки со стороны окружающих, является деперсонализация как симптом профессионального выгорания. Несоответствие между собственным вкладом в выполняемую деятельность и положительной обратной информацией приводит к «кризису гратификации», который, в свою очередь, становится причиной резкого снижения мотивации.

Социальная поддержка со стороны профессиональной среды, и в первую очередь коллег по работе, становится источником положительных эмоциональных переживаний, помогает при разрешении конфликтных ситуаций, предохраняет от негативных последствий острой конкуренции. Ожидание положительного подкрепления со стороны окружающих, подтверждение полезности и эффективности собственных действий противостоит отчуждению и эмоциональному истощению в субъект-субъектных отношениях. Особое значение это приобретает в педагогических профессиях, отмеченных необходимостью поддерживания постоянных и тесных интерперсональных контактов. Качество партнерских взаимоотношений определяет степень поддержки и снижает риск раннего появления симптомов профессионального выгорания.

Исследования, проведенные среди учителей различных типов школ, показали, что в группе педагогов, проявляющих признаки профессионального выгорания, отмечается низкий уровень показателя социальной поддержки. Сегодня педагоги – та профессиональная группа, в которой отчетливо прослеживается риск профессионального выгорания, а один из способов его профилактики заключается в создании благоприятного психологического климата.

Недостаточная социальная поддержка ведет к развитию чувства отчужденности от результатов деятельности, к неудовлетворенности собой. Согласно положениям теории отчуждения, последствиями низкой социальной поддержки становятся разочарование и фрустрация. В случае, если в течение длительного времени человек не в состоянии преодолеть чувство отчужденности, развиваются такие симптомы выгорания, как чувство собственной неполноценности, резкое снижение самооценки, чувство вины, агрессия, направленная на себя и окружающих.

Классический «образ» синдрома профессионального выгорания складывается из чувства низких личных достижений, собственного бессилия и деперсонализации межличностных отношений. «Выгоревший» человек не только не ожидает поддержки со стороны окружения, но и сам сознательно от нее отказывается, воспринимая ближайшую среду как безразличную или даже враждебную по отношению к его проблемам. Внешняя оценка и поддержка как фактор эффективной деятельности – важная предпосылка психического здоровья индивида. Ожидание успеха и положительного подкрепления со стороны окружающих ведет к повышению мотивации достижений, формированию эффективных стратегий преодоления стресса, т.е. способствует сохранению психического здоровья индивида.

Специалисты связывают развитие синдрома выгорания с факторами среды. К ним относятся: социальное окружение индивида, коллеги по работе, которые способны предоставить необходимую эмоциональную защиту, а также помощь в поиске эффективных стратегий решений проблем. Смыслом социальной поддержки является прежде всего эмоциональное сопереживание и поддержка в трудных ситуациях – glavsovet.ru. В категориях чувства когерентности эмпатию можно представить как своего рода настроенность на одну и ту же волну, глубокое взаимопонимание, действие в унисон друг с другом. Противоположностью эмоциональной защиты со стороны профессиональной среды и окружения становится острая конкуренция, недоброжелательность и зависть, порождающие многочисленные интерперсональные конфликты в среде. Качество партнерских взаимоотношений – важный стабилизирующий фактор психического здоровья.

Проблематика социальной поддержки в течение многих лет находится в центре внимания исследований психической нагрузки, стратегий преодоления стресса. Многочисленные исследования показывают взаимозависимость между степенью психической нагрузки, подверженностью психосоматическим заболеваниям и мерой социальной поддержки.


Соотношение между социальной поддержкой, степенью психической нагрузки и психосоматических нарушений

Как следует из представленной зависимости, эффект редукции стресса в случае высокой социальной поддержки становится очевидным. «Амортизирующее» действие поддержки показывает, что эмоциональное сопереживание и подкрепление со стороны других людей становится важным источником психического здоровья. При этом значительно снижается «цена», какую платит человек на пути разрешения проблемных ситуаций, из которых в значительной степени складывается путь профессиональной самореализации личности.

Как социальная поддержка способствует психологическому здоровью – Теории – 2020

Социальная поддержка часто определяется как ключевой компонент крепких отношений и крепкого психологического здоровья, но что именно это означает? По сути, социальная поддержка предполагает наличие семьи и друзей, к которым вы можете обратиться в случае необходимости. Если вы сталкиваетесь с личным кризисом и нуждаетесь в немедленной помощи или просто хотите провести время с людьми, которые заботятся о вас, эти отношения играют важную роль в вашей повседневной жизни.

Это социальная поддержка, которая создает людей во время стресса и часто дает им силы продолжать и даже процветать. Но социальная поддержка, конечно, не улица с односторонним движением. Помимо того, что вы полагаетесь на других, вы также служите формой поддержки многих людей в вашей жизни.

Важность сильной сети социальной поддержки

Психологи и другие специалисты в области психического здоровья часто говорят о важности наличия сильной сети социальной поддержки. Пытаясь достичь наших целей или справиться с кризисом, эксперты часто умоляют людей опираться на своих друзей и семью для поддержки. Исследования также продемонстрировали связь между социальными отношениями и многими различными аспектами здоровья и благополучия.

Плохая социальная поддержка была связана с депрессией, и было показано, что одиночество повышает риск депрессии, самоубийств, употребления алкоголя, сердечно-сосудистых заболеваний и изменения функции мозга. В одном исследовании мужчин среднего возраста за семилетний период те, кто имел сильную социальную и эмоциональную поддержку, реже умирали, чем те, у кого таких отношений не было.

Итак, какие аспекты нашей социальной среды так важны для здоровья? И как именно наша социальная среда влияет на наше общее благосостояние? Исследователь Шелдон Коэн из Университета Карнеги-Меллона предполагает, что существуют два важных аспекта нашего социального мира, которые способствуют здоровью: социальная поддержка и социальная интеграция.

Социальная поддержка

Социальная поддержка относится к психологическим и материальным ресурсам, предоставляемым социальной сетью, чтобы помочь человеку справиться со стрессом. Такая социальная поддержка может прийти в разных формах. Иногда это может включать помощь человеку в выполнении различных повседневных задач, когда он болен, или предоставление финансовой помощи, когда он в этом нуждается. В других ситуациях это может включать совет другу, когда он сталкивается с трудной ситуацией. А иногда это просто включает в себя заботу, сочувствие и заботу о близких нуждающихся.

Социальная интеграция

Социальная интеграция – это фактическое участие в различных социальных отношениях, начиная от романтических отношений и заканчивая дружбой. Эта интеграция включает в себя эмоции, близость и чувство принадлежности к различным социальным группам, таким как принадлежность к семье, партнерству, социальной деятельности или религиозному сообществу. Эксперты предполагают, что интеграция в такие социальные отношения дает защитную выгоду от неадаптивного поведения и вредных последствий для здоровья.

Пристальный взгляд на виды социальной поддержки

Поддерживающие социальные сети могут принимать разные формы и играть разные роли в вашей жизни.

Иногда люди в вашей жизни оказывают эмоциональную поддержку . Они поддерживают вас, когда вам это нужно, и там с плечом, чтобы плакать, когда дела идут не так, как вам нужно. Этот тип поддержки может быть особенно важен во время стресса или когда люди чувствуют себя одинокими.

В других случаях люди в вашей социальной сети могут оказать инструментальную поддержку . Они позаботятся о ваших физических потребностях и предложат руку помощи, когда вам это нужно. Это может включать в себя горячую еду, когда вы больны, или поездку, когда ваша машина находится в магазине. Такая поддержка важна, когда у людей есть насущные потребности, которые необходимо удовлетворить.

Люди могут также предоставить то, что известно как информационная поддержка . Это может включать предоставление руководства, совета, информации и наставничества. Такая поддержка может быть важна при принятии решений или больших переменах в жизни. Имея такую ​​форму поддержки, люди могут меньше беспокоиться и испытывать стресс от проблем, которые пытаются решить, благодаря совету надежного друга, наставника или любимого человека.

Как вы можете себе представить, люди в ваших социальных сетях могут играть разные роли. Учитель может предоставить информационную поддержку, в то время как родитель может предоставить все три типа. Имея надежную сеть социальной поддержки, вы с большей вероятностью получите тот вид поддержки, который вам необходим, когда он вам действительно нужен.

Как социальная поддержка приносит пользу нашему здоровью

Итак, теперь, когда мы понимаем, что наши системы социальной поддержки включают в себя как разные виды социальной поддержки, так и интеграцию в разные социальные группы, пришло время более внимательно посмотреть, как именно эти социальные отношения влияют как на физическое, так и на психическое здоровье.

Только некоторые из возможных преимуществ социальной связанности включают.

Социальные группы могут поощрять здоровый выбор и поведение. Участие в социальных группах оказывает нормативное влияние на поведение, часто влияя на то, едят ли люди здоровую диету, занимаются ли они спортом, курят, пьют или употребляют запрещенные вещества. Очевидно, что социальные группы могут иногда оказывать негативное влияние в этом отношении, когда давление и влияние сверстников приводят к плохому или даже опасному выбору здоровья. Тем не менее, групповое давление и поддержка могут также побудить людей вести здоровый образ жизни.

Если вы когда-либо пытались отказаться от вредной привычки, такой как курение, вы, вероятно, понимаете, насколько важной может быть эта социальная поддержка. Если ваши социальные связи не поддерживают вас в достижении вашей цели, это может усложнить ситуацию. Однако, если ваши друзья и семья предложат свою поддержку и поддержку, вы, возможно, обнаружите, что достижение вашей цели отказа от привычки и улучшения вашего здоровья гораздо более возможно.

Социальная поддержка помогает людям лучше справляться со стрессом. Социальная поддержка также помогает людям справляться со стрессом. Было показано, что стресс имеет серьезные последствия для здоровья, начиная от снижения иммунитета и заканчивая повышенным риском сердечных заболеваний. Окружение заботливыми и поддерживающими людьми помогает людям увидеть себя лучше способными справляться со стрессами, которые приносит жизнь. Исследования также показали, что сильная социальная поддержка во время кризиса может помочь уменьшить последствия травматических расстройств, включая ПТСР.

Социальная поддержка может улучшить мотивацию. Социальные отношения также могут помочь людям оставаться мотивированными, пытаясь достичь своих целей. Люди, которые пытаются похудеть или бросить курить, часто обнаруживают, что это помогает общаться с людьми, которые активно пытаются достичь тех же целей. Общение с людьми, которые проходят через тот же опыт, часто может быть источником поддержки, сочувствия и мотивации.

Очевидно, что наши социальные отношения играют важную роль в нашем общем здоровье и благополучии, но что вы можете сделать, чтобы улучшить свою социальную сеть? Обязательно ознакомьтесь с этими замечательными советами о том, как познакомиться с новыми людьми и завести новые дружеские отношения, о некоторых основных преимуществах дружеских отношений, а также о различных способах борьбы с одиночеством.

Читайте также:  Проблемы в общении между мужчиной и женщиной

Как социальная поддержка способствует психологическому здоровью женщин

Социальная поддержка часто определяется как ключевой компонент прочных отношений и крепкого психологического здоровья, но что именно она означает? По сути, социальная поддержка включает в себя наличие сети семьи и друзей, к которым вы можете обратиться в случае необходимости. Если вы столкнулись с личным кризисом и нуждаетесь в немедленной помощи или просто хотите провести время с людьми, которые заботятся о вас, эти отношения играют решающую роль в том, как вы функционируете в повседневной жизни.

Почему нужна психологическая помощь женщинам?

Женщины – существа гораздо более беззащитные,чем может показаться на первый взгляд. Несмотря на то, что современные женщины хотят (и могут) занимать руководящие должности, работать на мужских работах, быть финансово независимыми – даётся это им отнюдь не так легко, как хотелось бы — подробнее на http://psychogenes.ru/pochemu-nuzhna-psikhologicheskaya-pomoshch-zhenshchinam

Это социальная поддержка, которая создает людей во время стресса и часто дает им силы продолжать и даже процветать. Но социальная поддержка-это, конечно, не улица с односторонним движением. Помимо того, что вы полагаетесь на других, вы также служите формой поддержки для многих людей в вашей жизни.

Важность наличия сильной сети социальной поддержки
Психологи и другие специалисты в области психического здоровья часто говорят о важности наличия сильной сети социальной поддержки. Пытаясь достичь наших целей или справиться с кризисом, эксперты часто просят людей опираться на своих друзей и семью для поддержки. Исследование также продемонстрировало соединение между социальными отношениями и много различных аспектов здоровья и wellness.

Было показано, что плохая социальная поддержка связана с депрессией, а одиночество увеличивает риск депрессии, самоубийства, употребления алкоголя, сердечно-сосудистых заболеваний и изменения функции мозга. В одном исследовании, посвященном мужчинам среднего возраста в течение семилетнего периода, те, у кого была сильная социальная и эмоциональная поддержка, реже умирали, чем те, у кого не было таких отношений.

Итак, какие аспекты нашей социальной среды так важны для здоровья? И как именно наша социальная среда влияет на наше общее благосостояние? Исследователь Шелдон Коэн из Университета Карнеги-Меллона предполагает, что есть два существенных аспекта наших социальных миров, которые способствуют здоровью: социальная поддержка и социальная интеграция.

социальная поддержка
Социальная поддержка относится к психологическим и материальным ресурсам, предоставляемым социальной сетью, чтобы помочь человеку справиться со стрессом. Такая социальная поддержка может осуществляться в различных формах. Иногда это может включать в себя помощь человеку с различными ежедневными задачами, когда они больны или предлагают финансовую помощь, когда они в ней нуждаются. В других ситуациях, это может включать в себя давать советы другу, когда они сталкиваются с трудной ситуацией. И иногда это просто включает в себя заботу, сочувствие и заботу о нуждающихся близких.

общественная интеграция
Социальная интеграция-это фактическое участие в различных социальных отношениях, начиная от романтического партнерства и заканчивая дружбой. Эта интеграция включает в себя эмоции , близость и чувство принадлежности к различным социальным группам, таким как членство в семье, партнерство, социальная активность или религиозная община. Эксперты предполагают, что интеграция в такие социальные отношения дает защитную выгоду от неадаптивного поведения и разрушительных последствий для здоровья.

Более пристальный взгляд на виды социальной поддержки
Поддерживающие социальные сети могут прийти в разных формах и играть разные роли в вашей жизни.

Иногда люди в вашей жизни оказывают эмоциональную поддержку . Они поддерживают вас, когда вам это нужно, и есть плечо, чтобы плакать, когда все не идет по вашему пути. Этот тип поддержки может быть особенно важен во время стресса или когда люди чувствуют себя одинокими.

В других случаях люди в вашей социальной сети могут оказать инструментальную поддержку . Они заботятся о ваших физических потребностях и предлагают руку помощи, когда вам это нужно. Это может включать в себя принести вам горячую еду, когда вы больны или дать вам ездить, когда ваш автомобиль находится в магазине. Такая поддержка важна, когда у людей есть неотложные потребности, которые необходимо удовлетворить.

Люди могут также обеспечить так называемую информационную поддержку . Это может включать предоставление рекомендаций, консультаций, информации и наставничества. Такая поддержка может быть важна при принятии решений или больших изменениях в жизни. Имея такую форму поддержки, люди могут чувствовать меньше беспокойства и стресса по поводу проблем, которые они пытаются решить, благодаря совету надежного друга, наставника или любимого человека.

Как вы можете себе представить, люди в ваших социальных сетях могут играть разные роли. Учитель может предоставлять информационную поддержку, а родитель-все три типа. Имея прочную сеть социальной поддержки, вы, скорее всего, получите поддержку, которая вам нужна, когда вам это действительно нужно.

Как Социальная Поддержка Приносит Пользу Нашему Здоровью
Итак, теперь, когда мы понимаем, что наши системы социальной поддержки включают в себя как различные виды социальной поддержки, так и интеграцию в различные социальные группы, пришло время более подробно рассмотреть, как именно эти социальные отношения влияют на физическое и психическое здоровье.

Только некоторые из возможных преимуществ социальной связанности включают в себя.

Социальные группы могут поощрять здоровый выбор и поведение. Участие в социальных группах оказывает нормативное влияние на поведение, часто влияя на то, питаются ли люди здоровой пищей, занимаются спортом, курят, пьют или употребляют запрещенные вещества. Очевидно, что социальные группы могут иногда оказывать негативное влияние в этом отношении, когда давление со стороны сверстников и влияние приводят к плохому или даже опасному выбору здоровья . Тем не менее, групповое давление и поддержка также могут привести людей к здоровому поведению.

Если вы когда-либо пытались отказаться от вредной привычки, такой как курение, вы, вероятно, понимаете, насколько важна эта социальная поддержка. Если ваши социальные связи не поддерживают вас в достижении вашей цели, это может сделать вещи намного сложнее. Если, однако, ваши друзья и семья предлагают свою поддержку и поддержку, вы можете обнаружить, что достижение вашей цели отказа от привычки и улучшения вашего здоровья гораздо более возможно.

Социальная поддержка помогает людям лучше справляться со стрессом. Социальная поддержка также помогает людям справиться со стрессом. Было показано, что стресс имеет серьезные последствия для здоровья, начиная от снижения иммунитета и заканчивая повышенным риском сердечно-сосудистых заболеваний. Быть окруженным людьми, которые заботятся и поддерживают, помогает людям видеть себя лучше способными справляться со стрессами, которые приносит жизнь. Исследования также показали, что наличие сильной социальной поддержки во время кризиса может помочь уменьшить последствия травматических расстройств, включая ПТСР.

Социальная поддержка может улучшить мотивацию. Социальные отношения могут также помочь людям оставаться мотивированными, пытаясь достичь своих целей. Люди, которые пытаются похудеть или бросить курить часто считают, что это помогает связаться с людьми, которые активно пытаются достичь тех же целей. Общение с людьми, которые проходят через тот же опыт, часто может быть источником поддержки, сочувствия и мотивации.

Очевидно, что наши социальные отношения играют решающую роль в нашем общем здоровье и благополучии, но что вы можете сделать, чтобы улучшить свою собственную социальную сеть? Обязательно ознакомьтесь с этими замечательными советами о том , как познакомиться с новыми людьми и сформировать новые дружеские отношения, некоторые из основных преимуществ дружбы, а также различные способы борьбы с одиночеством .

Психическое здоровье

Основные факты

  • Психическое здоровье — это не только отсутствие психических расстройств.
  • Психическое здоровье является неотъемлемой частью здоровья; действительно, без психического здоровья нет здоровья.
  • Психическое здоровье определяется рядом социально-экономических, биологических и относящихся к окружающей среде факторов.
  • Для укрепления психического здоровья существуют эффективные по стоимости межсекторальные стратегии и мероприятия общественного здравоохранения.

Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. В Уставе ВОЗ говорится: “Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов”. Важным следствием этого определения является то, что психическое здоровье — это не только отсутствие психических расстройств и форм инвалидности.

Психическое здоровье — это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества.

Психическое здоровье имеет важнейшее значение для нашей коллективной и индивидуальной способности в качестве разумных существ мыслить, проявлять эмоции, общаться друг с другом, зарабатывать себе на пропитание и получать удовольствие от жизни. Учитывая этот факт, укрепление, защита и восстановление психического здоровья могут восприниматься индивидуумами, сообществами и содружествами во всем мире как действия, имеющие жизненно важное значение.

Детерминанты психического здоровья

Уровень психического здоровья человека в каждый данный момент времени определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами. Так, например, насилие и устойчивое социально-экономическое давление признается фактором риска для психического здоровья. Очевидные фактические данные связаны с сексуальным насилием.

Плохое психическое здоровье связано также с быстрыми социальными изменениями, стрессовыми условиями на работе, гендерной дискриминацией, социальным отчуждением, нездоровым образом жизни, физическим нездоровьем, а также с нарушениями прав человека.

Существуют также особые психологические и личностные факторы, из-за которых люди становятся уязвимыми перед проблемами с психическим здоровьем. Биологические риски включают генетические факторы.

Укрепление и защита психического здоровья

Укрепление психического здоровья включает действия, которые укрепляют психологическое здоровье. Они могут включать создание окружающей среды, поддерживающией психическое здоровье.

Атмосфера, в которой обеспечены уважение и защита основных гражданских, политических, социально-экономических и культурных прав, является основой психического здоровья. При отсутствии безопасности и свободы, обеспечиваемых этими правами, поддерживать высокий уровень психического здоровья сложно.

Национальная политика в области охраны психического здоровья должна быть ориентирована на психические расстройства и на более широкие аспекты, способствующие укреплению психического здоровья. Укрепление психического здоровья необходимо учитывать в стратегиях и программах. Помимо сектора здравоохранения к решению этих вопросов необходимо привлекать такие сектора, как образование, трудоустройство, правосудие, транспорт, окружающая среда, жилищное строительство и социальное обеспечение.

Конкретные пути укрепления психического здоровья включают следующие:

  • мероприятия в раннем детстве (например, создание стабильной обстановки, отвечающей потребностям детей в плане здоровья и питания, обеспечивающей защиту от опасных факторов и возможности для раннего обучения и общения с другими на принципах отзывчивости, эмоциональной поддержки и стимулирующего воздействия на развитие);
  • поддержка детей (например, программы по приобретению навыков, программы по развитию детей и молодых людей);
  • предоставление социально-экономических возможностей женщинам (например, улучшение доступа к образованию и схемы микрокредитования);
  • социальная поддержка пожилых людей (например, инициатива по организации знакомств, местные дневные центры для престарелых людей);
  • программы, нацеленные на уязвимых людей, включая меньшинства, коренные народы, мигрантов и людей, пострадавших от конфликтов и стихийных бедствий (например, психосоциальные мероприятия после стихийных бедствий);
  • мероприятия по укреплению психического здоровья в школах (например, программы, поддерживающие экологические изменения в школах);
  • мероприятия по укреплению психического здоровья на рабочих местах (например, программы по профилактике стресса);
  • стратегии в области жилищных условий (например, улучшение жилищных условий);
  • программы по предотвращению насилия (например, ограничение доступа к алкоголю и оружию);
  • программы развития отдельных сообществ (например, инициативы “Сообщества, которые заботятся”, комплексное сельское развитие);
  • уменьшение масштабов нищеты и социальная защита неимущих;
  • антидискриминационные законы и кампании;
  • укрепление прав и возможностей лиц с психическими расстройствами и заботы о них.

Уход и лечение в области психического здоровья

В контексте национальных усилий по разработке и осуществлению политики в области психического здоровья крайне важно не только защищать и укреплять психическое благополучие граждан, но также решать проблемы, связанные с потребностями лиц с определенными психическими расстройствами.

В течение минувшего десятилетия значительно улучшилось понимание того, что необходимо делать в отношении растущего бремени психических расстройств. Растет объем информации, свидетельствующей о результативности и эффективности с экономической точки зрения важнейших мероприятий по приоритетным психическим расстройствам в странах с различными уровнями экономического развития. К примерам таких действий, которые являются эффективными с экономической точки зрения, выполнимыми и доступными по стоимости, относятся:

  • лечение депрессии с помощью психотерапии и в случае депрессии средней или тяжелой степени антидепрессантами;
  • лечение психозов антипсихотическими средствами в сочетании с психосоциальной поддержкой;
  • налогообложение алкогольных напитков и ограничение их продажи и рекламы.

Кроме того, существует ряд эффективных мер для предотвращения самоубийств, предотвращения и лечения психических расстройств у детей, предотвращения и лечения деменции, а также лечения расстройств, вызванных употреблением психоактивных веществ. В рамках Программы действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области психического здоровья (mhGAP) разработаны основанные на фактических данных руководящие принципы для неспециалистов, с помощью которых они смогут выявлять и вести ряд приоритетных расстройств психического здоровья.

Деятельность ВОЗ

ВОЗ поддерживает правительства в их стремлениях укрепить психическое здоровье. ВОЗ анализирует фактические данные по укреплению психического здоровья и работает с правительствами с целью распространения этой информации и включения эффективных стратегий в политику и планы.

Читайте также:  Основные ошибки при общении с людьми

В 2013 году Всемирная ассамблея здравоохранения утвердила Комплексный план действий в области психического здоровья на период 2013-2020 годов. План отражает решимость всех государств-членов ВОЗ принять конкретные меры, направленные на укрепление психического здоровья, и содействовать достижению глобальных целей.

Важнейшая цель Плана действий состоит в том, чтобы укреплять психическое благополучие, предотвращать психические расстройства, обеспечивать медицинскую помощь, ускорять выздоровление, укреплять права человека и снижать смертность, заболеваемость и инвалидность лиц с психическими расстройствами. Этот план направлен на достижение 4 задач:

  • укреплять эффективное лидерство и руководство в области охраны психического здоровья;
  • обеспечивать на первичном уровне комплексную интегрированную и четко реагирующую на изменения медико-санитарную и социальную помощь;
  • осуществлять стратегии укрепления психического здоровья и профилактики в области психического здоровья; и
  • укреплять информационные системы, фактические данные и исследования в области психического здоровья.

Особое внимание в этом плане действий уделяется защите и укреплению прав человека, укреплению гражданского общества и наделению его полномочиями, а также центральному месту медицинской помощи на первичном уровне.

Для выполнения поставленных в плане задач План действий предлагает и требует неоднозначных действий со стороны правительств, международных партнеров и ВОЗ. Министерствам здравоохранения необходимо будет принять на себя руководящую роль, а ВОЗ будет проводить работу с ними и с международными и национальными партнерами, включая гражданское общество, по осуществлению плана. Поскольку нет таких действий, которые устраивали бы все страны, правительству каждой страны придется адаптировать План действий к своим конкретным национальным обстоятельствам.

Психологическая поддержка, ее направления, цели и методы

Психологическая поддержка – система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентации и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированность к условиям реализации собственной профессиональной карьеры. Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов жизни отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединений людей.

Основными направлениями психологической поддержки являются:

психологическая профилактика – содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом формирующихся социально-экономических отношений;

психологическое консультирование – оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая консультации руководителей по вопросам работы с персоналом и семейные консультации;

психологическая коррекция – активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

Психологическая поддержка осуществляется в целях:

  • o психологического обеспечения свободного и гармоничного развития личности в современном обществе на всех этапах ее становления и самореализации;
  • o предупреждения развития негативных тенденций в психологии людей, преодолении трудностей личностного роста, коррекции отклоняющегося поведения, устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях.

Основные методы психологической поддержки:

  • o психологическое просвещение;
  • o психологическое и психотерапевтическое консультирование;
  • o психологическая диагностика;
  • o психологический тренинг;
  • o психологическая коррекция;
  • o другие индивидуальные и групповые методы психологической работы.

Управление профессиональной ориентацией и психологической поддержкой населения

Профессиональная ориентация и психологическая поддержка населения в России регулируются соответствующими международными правовыми актами, Законом РФ “Об образовании”, Законом РФ “О занятости населения в Российской Федерации”, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Основными направлениями развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации, другими нормативно-правовыми актами.

Государственная система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в РФ представляет собой совокупность государственных органов, организаций и учреждений, деятельность которых направлена на развитие образования, воспитания, профессиональной ориентации, занятости, здравоохранения и социально-психологической защиты граждан.

Для достижения психолого-профориентационных целей субъекты государственной системы тесно взаимодействуют друг с другом и в пределах своих компетенций исполняют функции в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.

Деятельность государственной системы подчинена целям государственной политики в данной области и направлена на организацию психолого-профориентационного обслуживания населения с учетом профессиональных интересов, потребностей, возможностей и состояния здоровья человека, исходя из требований рынка труда и складывающихся социально-экономических условий.

В целях осуществления действенной координации деятельности в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, содействия развитию территориальных служб психолого-профориентационной направленности по решению соответствующего органа исполнительной власти субъекты РФ на своей территории могут создавать комиссии по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.

Всероссийский научно-практический центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения осуществляет работу в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, координирует и обеспечивает научно-методическую, организационно-практическую деятельность всех территориальных центров профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.

Территориальные центры профессиональной ориентации и психологической поддержки населения:

  • o оказывают услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке молодежи, другим категориям населения в условиях рынка труда, обеспечивают гарантированный минимум бесплатных психолого-профориентационных услуг;
  • o внедряют эффективные методы и средства профессионального информирования, профконсультирования, психофизиологического отбора (подбора), психологической поддержки;
  • o осуществляют психологическую поддержку молодежи, высвобождаемых и безработных граждан, других категорий населения по проблемам личностной адаптации в новых условиях труда и межличностных отношений;
  • o осуществляют методическое руководство и координацию деятельности в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения на соответствующей территории;
  • o организуют профессиональную ориентацию и психологическую поддержку населения на своей территории, содействуют развитию районных (городских) служб профессиональной ориентации и психологической поддержки населения независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.

По заказам администрации, организаций всех организационно-правовых форм, по заявкам работодателей могут проводить профессиональное консультирование и психологическую поддержку учащихся, занятого и незанятого населения, а также граждан, подлежащих высвобождению с производства, вести профессиональный отбор и подбор лиц, принимаемых на профессиональное обучение и на вакантные рабочие места, осуществлять другую профориентационную деятельность па основе договоров.

Центры занятости населения, региональные центры профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения предоставляют обязательные бесплатные профориентационные услуги:

  • o информируют и консультируют граждан, обращающихся в службу занятости в целях выбора (перемены) сферы деятельности, вида профессиональной подготовки, переподготовки и трудоустройства;
  • o осуществляют профессиональное консультирование безработных граждан в целях содействия выбору оптимального вида занятости с учетом их интересов, потребностей и возможностей человека, а также социально-экономической ситуации, сложившейся на рынке труда (при необходимости с использованием различных методов диагностики);
  • o обеспечивают психологическую поддержку безработных граждан с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к существующим условиям реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния, полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих их профессиональной и социальной самореализации;
  • o могут проводить профессиональное консультирование и психологическую поддержку учащихся, занятого населения, а также граждан, подлежащих высвобождению с производства, вести профессиональный отбор лиц, принимаемых на профессиональное обучение и, по заказу работодателей, – на вакантные рабочие места, на основе договоров.

Профессиональная ориентация и психологическая поддержка в органах службы занятости призваны способствовать эффективной занятости населения, формированию правовых, социально-психологических, экономических, организационных условий и гарантий профессионального самоопределения граждан.

Образовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) и специальные (коррекционные) учреждения для учащихся с отклонениями в развитии совместно с организациями здравоохранения, учитывая местные условия и интересы обучающихся, на основе государственных стандартов и нормативов:

  • o обеспечивают профориентационную направленность учебных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом, участие в этой работе педагогических коллективов, родительской общественности, специалистов соответствующих организаций и учреждений;
  • o проводят системную, квалифицированную и комплексную профориентационную работу;
  • o формируют у учащихся общеобразовательных учреждений сознательный подход к выбору профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностями каждого учащегося с учетом потребности региона в кадрах;
  • o привлекают учащихся во внеучебное время к техническому и художественному творчеству, повышают его роль в выборе профессии;
  • o организуют профессиональное просвещение и консультирование учащихся, формируют у них профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах;
  • o организуют дифференцированное обучение учащихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей;
  • o обеспечивают органическое единство психолого-педагогической и медицинской консультации, профессионального отбора (подбора) молодежи, поступающей в образовательные учреждения профессионального образования;
  • o используют возможности психологических служб, организуемых в образовательных учреждениях, для организации и проведения профориентационной работы.

Профессиональная ориентация в соединении с подготовкой молодежи к труду в условиях рыночной экономики, формированием у подрастающего поколения соответствующих мотиваций к труду, осознанному планированию и выбору рода будущей профессиональной деятельности и формы занятости с учетом личных интересов, состояния здоровья, индивидуальных особенностей и склонностей каждого, а также требований профессий и рынка труда, является одной из основных задач образовательных учреждений всех типов, входит в круг обязанностей их педагогических коллективов, психологических служб, органов управления образованием, а также соответствующих организаций здравоохранения и органов управления здравоохранением.

Психологические службы в образовательных учреждениях в соответствии с нормативными документами:

  • o активно содействуют формированию личностного и интеллектуального потенциала учащихся;
  • o создают психологические условия для наиболее полного развития творческих способностей, познавательной и нравственно-мотивационной сфер личности;
  • o оказывают психологическую помощь педагогическим коллективам и родителям в преодолении отклонений в интеллектуальном и личностном развитии учащихся, в разрешении конфликтных ситуаций;
  • o внедряют достижения психологии в практику образовательно-воспитательного процесса.

Образовательные учреждения профессионального образования проводят профессиональный отбор (подбор) поступающих на обучение с учетом показателей профессиональной пригодности и прогнозируемой успешности освоения профессии, специальности, усиления мотивации к выбранному профилю и адаптации к будущей профессии.

Дошкольные учреждения в процессе реализации программ воспитания:

  • o осуществляют психолого-социальную ориентацию детей;
  • o проводят бесплатные учебные занятия но изучению мира труда; развивают у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки;
  • o формируют мотивации и интересы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья.

Организации здравоохранения в пределах своей компетенции:

  • o выявляют в ходе регулярно проводимых профилактических осмотров детей и подростков (учащихся образовательных учреждений), имеющих отклонения в состоянии здоровья, их профессиональную пригодность;
  • o проводят оздоровительные мероприятия, врачебно-профессиональное консультирование с учетом медицинских противопоказаний к занятию тем или иным видом деятельности, дают соответствующие рекомендации;
  • o осуществляют врачебный контроль за трудовым воспитанием и обучением детей и подростков, их профессиональной подготовкой и трудовым использованием;
  • o обеспечивают организацию мер профилактического характера, прежде всего по отношению к лицам из групп повышенного риска, контроль за их выполнением;
  • o создают совместно с территориальными центрами профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, службами занятости, психологическими службами постоянно действующие или временные пункты медицинского консультирования.

Организации оказывают содействие работникам в свободном выборе или перемене профессии, места работы, повышении квалификации и переподготовке кадров с учетом профессиональных интересов работающих и потребностей производства, работодателей.

Общественным объединением психолого-профориентационной направленности ориентации и психологической поддержки населения является Всероссийский научно-практический центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.

К работе в области профессионального консультирования, профессионального отбора (подбора), психодиагностики и коррекции допускаются только лица, имеющие соответствующее образование и прошедшие аттестацию в установленном порядке.

Гарантированный минимум бесплатных психолого-профориентационных услуг включает в себя:

  • o предоставление профессиональной информации всем обратившимся за таковой независимо от места проживания, работы или учебы;
  • o проведение для учащихся общеобразовательных учреждений групповых профконсультаций и занятий по психологическому консультированию и сопровождению профессионального выбора;
  • o оказание индивидуальной психолого-профориентационной помощи учащимся общеобразовательных учреждений, воспитанникам школ-интернатов и детских домов, инвалидам, учащимся образовательных учреждений профессионального образования, работающей молодежи в первые три года трудовой деятельности, лицам с ограниченной трудоспособностью, гражданам, имеющим статус безработного, вынужденного переселенца или беженца.

Дополнительный перечень психолого-профориентационных услуг, предоставляемых бесплатно или на льготных условиях, может устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ с учетом местных условий и возможностей.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, пользуются психолого-профориентационными услугами в полном объеме.

Основные направления психологической поддержки социальных работников с синдромом «Эмоционального сгорания» Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фроликова О. А.

В рамках статьи рассматриваются причины, особенности проявления синдрома «эмоционального сгорания» у социальных работников . Важное место в статье занимают вопросы психологической поддержки социальных работников с «синдромом эмоционального сгорания».

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фроликова О. А.

Текст научной работы на тему «Основные направления психологической поддержки социальных работников с синдромом «Эмоционального сгорания»»

доцент кафедры социальной работы и педагогики профессиональной деятельности Орловского филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, кандидат психологических наук, доцент (Россия)

психологической поддержки социальных работников

В рамках статьи рассматриваются причины, особенности, проявления синдрома «эмоционального сгорания» у социальных работников. Важное место в статье занимают, вопросы, психологической поддержки социальных работников с «синдромом эмоционального сгорания».

Читайте также:  Как утешить своего мужчину

Ключевые слова: социальный, работник, синдром, «эмоционального сгорания», психологическая. поддержка.

Профессиональная деятельность социального работника независимо от разновидности исполняемой работы относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника.

Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойствен, как и другим специалистам системы «человек — человек», так называемый синдром «эмоционального сгорания». Данный синдром проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивными межличностными взаимодействиями при

работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Это связано также с тем, что в своей деятельности социальный работник помимо профессиональных знаний, умений и навыков в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональным донором». Также характерными признаками синдрома «эмоционального сгорания» у специалистов, занятых в социальной сфере, являются: постоянное переживание чувства усталости, сниженный фон настроения, чувство тревожности, снижение личностной и профессиональной самооценки, появление сомнений по поводу своей профессии, нарушение режима сна и бодрствования, потеря аппетита или постоянное переедание и другие проявления психосоматического характера.

История изучения синдрома «эмоционального сгорания» довольно коротка. Термин введён американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 году. Он определил его как некое расстройство неизвестной природы, возникающее у профессионалов, работающих в кризисных центрах и психиатрических клиниках. Его работа послужила началом настоящего «бума» по изучению синдрома «эмоционального сгорания», и к 1982 году появилось уже более 1000 статей на эту тему1.

Э. Пайнс определяет широкий круг профессионалов, испытывающих синдром «эмоционального сгорания». Она относит к ним прежде всего социальных работников и психологов, а также консультантов, психиатров, полицейских, тюремный персонал, учителей, медицинских работников, юристов и политиков2.

На появление синдрома «сгорания» оказывают влияние такие особенности личности, как низкий уровень самоуважения, регрессивный тип совладания, низкий уровень социальной поддержки.

В нашей стране синдром «эмоционального сгорания» изучался очень мало. Можно назвать работы Аминова Н.А., Форманюк Т.В., Барабановой М.В. Также недостаточно разработан инструментарий, позволяющий изучать актуальные направления психологической поддерж-

ки социальных работников с синдромом «сгорания».

Главным проявлением эмоционального сгорания является такое негативное проявление профессиональной деятельности, как стандартизация общения, применение в работе стереотипных навыков, одинаковых заготовок, подмена творческой продуктивной деятельности формальным исполнением своих обязанностей.

Кроме этого выделяют следующие признаки и симптомы «эмоционального сгорания» социальных работников.

Изменения в поведении — социальный работник часто смотрит на часы; усиливается его сопротивление выходу на работу; откладывает встречи с клиентами; часто опаздывает. Также он утрачивает творческие подходы к решению проблем; работает усерднее и дольше, а достижения становятся меньше; уединяется и избегает коллег; присваивает собственность учреждения.

Изменения в чувствах — утрата чувства юмора; появляется постоянное чувство неудачи, вины и самообвинения; часто испытывает гнев, чувство обиды и горечи; появляется повышенная раздражительность, проявляемая на работе и дома; ощущение, как будто к нему придираются; чувство обескураженности и равнодушия.

Изменения в мышлении — все более упорные мысли о том, чтобы оставить работу; не способен концентрировать внимание; ригидное мышление, сопротивляющееся изменениям; усиление подозрительности и недоверчивости.

Изменения в здоровье — нарушенный сон; частые, длительно текущие незначительные недуги; повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям; утомляемость — усталость и истощение на протяжении целого дня; ускорение нарушений психического и соматического здоровья3.

Роберт Л. Венинг и Джеймс П. Спратли определили пять стадий «эмоционального сгорания». Первая стадия называется «медовым месяцем». Это период значительной энергии, высокого энтузиазма и удовлетворения. Название исходит из понимания того, что даже стресс наслаждения требует

энергии, и эта стадия рассматривается началом процесса сгорания.

Вторая стадия — «нехватка горючего». В нее попадают те, кто не восстанавливает свою энергию. Именно на этой стадии люди обычно осознают, что существует недостаток энергии. Возникает неуловимое чувство потери, спад энтузиазма, и чувство разочарованности часто концентрируется на карьере и рабочих ситуациях. Пять ранних сигналов предупреждения обычно возникают на второй стадии сгорания: 1) неудовлетворенность работой, 2) неэффективность в работе, 3) усталость, 4) расстройство сна, 5) попытки уйти от стресса с помощью курения, потребления алкоголя, наркотиков или кутежей.

Третья стадия — когда «хронические симптомы» обычно проявляются с чувством: «что-то происходит со мной». Ранее имевшиеся симптомы становятся привычными, и появляются новые — симптомы хронического истощения, физической болезненности, страха и депрессии.

На четвертой стадии, или «кризисе», симптомы становятся критическими. Появляются глубокий пессимизм и самомнение, наваждение проблем, повышенная возбудимость. Ввиду дискомфорта возникают физические болезни. Именно на этой стадии сгорание обычно доминирует в жизни своей жертвы.

Некоторые индивидуумы вступают даже на пятую стадию сгорания, называемую «битье о стену», когда жертвы стресса не могут дальше функционировать. Карьера и даже сама жизнь подвергается опасности. Когда это случается, это означает, что сгорание становится так связанным с другими проблемами, такими как алкоголизм, наркомания, сердечные и психические болезни, что они не могут быть разделены4.

Проанализировав теоретико-эмпирические исследования феномена «синдрома сгорания» у социальных работников, можно сделать вывод, что проблема «эмоционального сгорания» актуальна именно для специалистов, занятых в социальной сфере. Проведя анализ взглядов различных авторов по данной проблеме, можно констатировать следующие факты:

— практически у всех социальных работников в состоянии тревожности по-

мимо негативных переживаний и мыслей наблюдается ухудшение физического состояния;

— у подавляющего большинства социальных работников в состоянии депрессии в большей степени преобладают негативные мысли, переживания, ухудшения физического состояния, чем в состояниях умеренного уровня стресса и тревожности.

Психологическая поддержка социальных работников с «синдромом эмоционального сгорания» должна быть направлена на снятие тревожности, депрессивных состояний, на работу с «эмоциональными», «когнитивными», «физиологическими» проявлениями «синдрома сгорания».

В качестве психологической поддержки социальных работников с синдромом «сгорания», по мнению ряда авторов, могут выступать следующие направления:

— группы различной терапевтической направленности и коммуникативные тренинги;

— активный отдых, хобби, релаксация;

— телесно ориентированная терапия;

— поддержка коллег, тренинги в кругу коллег5.

Профессиональная помощь психологов при «эмоциональном сгорании» может осуществляться с помощью двух видов терапии: работы с лицами, подверженными «сгоранию», и смягчения действия организационного фактора. Важнейшим принципом предотвращения синдрома «сгорания» является соблюдение требований психогигиены самим социальным работником.

Роль социального работника как профессионала более сложна, чем, например, роль врача или психолога, поскольку она еще не имеет такого же профессионального статуса. Социальному работнику в своей деятельности часто приходится сталкиваться с негативным «обратным трансфертом», то есть с переносом эмоционального отношения клиента к значимым для него ценностям, людям, явлениям. Так, социальному работнику часто приходится испытывать чувство вины в случае, например, суицида клиента. Ещё одним типом «обратного трансферта» является агрессивность, ко-

торая может возникнуть в ходе работы. Ярость клиента может спровоцировать ответную ярость социального работника, вызвать у него чувство раздраженности, оскорбленности, желание отмщения, напряженность и беспокойство. Отрицательно сказываются на психике социального работника психологический дискомфорт, конфликты и эмоциональное напряжение. Ключ к предупреждению таких ситуаций — повышение культуры общения, взаимопомощь и взаимопонимание, доброжелательность, самовоспитание и контроль. Важно своевременно снимать последствия негативного «обратного трансферта», находить правильный выход из кризисной ситуации.

Для кадров соцработы важнейшими «требуемыми свойствами» являются здоровье (физическое и психическое), компетентность и профессионализм.

Требование здоровья обусловлено тем, что социальная работа была и остается одной из трудных в физическом и психологическом отношении. Здесь сталкиваются с самыми печальными сторонами человеческой жизни — старостью, инвалидностью, одиночеством, сиротством, немощностью, беззащитностью, болезнями, причудами, жестокостью и другими.

Следует учесть, что большинство работников составляют женщины, обладающие более высокой степенью восприимчивости, сопереживания, эмоциональности по сравнению с мужчинами.

Поэтому на практике для снятия последствий синдрома «эмоционального сгорания» используются психологические приемы самозащиты в ситуациях «негативного общения»; комнаты и методики релаксации, психологической разгрузки; индивидуальная и групповая психотерапия; периодические медицинские осмотры и оказание врачебной помощи; предоставление путевок по льготным ценам в санатории, дома отдыха, пансионаты.

По мнению большинства авторов, главными направлениями, предотвращающими «эмоциональное сгорание» специалистов по социальной работе, являются:

1. Развитие знаний, навыков и умений.

2. Улучшение условий труда и отдыха.

3. Развитие содержания труда.

4. Развитие средств труда.

5. Развитие мотивации.

6. Изменения оплаты труда.

7. Социальная защита самих «защищающих».

8. Система психологической разгрузки, снятия напряжения после рабочего дня.

9. Система улучшения психологического климата в коллективе6.

Доминирующими факторами сохранения психического здоровья и профессионального развития персонала в структурах социальной защиты и помощи являются первый, третий и девятый. Это объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, в последнее время появились большие возможности для получения высшего образования (в том числе и второго), повышения квалификации. Во-вторых, содержание труда, выполняемого различными работниками системы соцзащиты, более или менее отстоялось в связи со становлением самой системы как сферы трудовой занятости. Однако наряду с этим общим процессом существуют типичные проблемы, которые требуют «развивающих решений»: более точное распределение должностных задач, обязанностей и прав; исключение дублирования при выполнении функций; усталость, наступающая от физических и психологических нагрузок, и др. В-третьих, посильной оказалась проблема улучшения психологического климата в коллективе. В значительной мере это происходит благодаря «нарыванию» ситуации «Если не мы, то кто? Постоянно работать в психологическом дискомфорте оказывается довольно тяжело, и люди стремятся привести в действие неформальные рычаги влияния на отношения между собой, чтобы вывести их на более высокий или, по крайней мере, «компромиссный» уровень.

Существует также немало конкретных способов преградить путь синдрому «эмоционального сгорания»:

— культивирование других интересов (например, сочетание работы с учебой, исследованиями, написанием научных статей);

— внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;

— поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;

— удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий);

— способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;

— открытость новому опыту;

— обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);

— чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы просто для своего удовольствия, без ориентации на какую-то пользу;

— участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;

— хобби, доставляющее удовольствие.

Итак, чтобы избежать синдрома «эмоционального сгорания», социальный работник должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще — живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве сво-

ей жизни, можно остаться эффективным работником и избежать синдрома «эмоционального сгорания».

1. Балашов М.М. Лукьянова, М.И. «Специфика подготовки психологов к профессиональной деятельности в различных социально-производственных средах»,

— Психологическая наука и образование, 1998, № 5.

2. Лотова И.П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб.

3. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Никифоров Г.С., Дмитриева М.А., Корнеева Л.Н. и др.; Под ред. Никифорова Г.С. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2001.

4. Робертс Г. Профилактика выгорания // Вопросы общей психиатрии № 1, 1998.

5. Румянцева П.В. Синдром эмоционального сгорания /http://www.fortunecity.com/ шШennium/Scooby/454/Vestnic 2/2_13.М

6. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме». Журнал практического психолога. 2007. № 4.

1 Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме». Журнал практического психолога. 2007. № 4.

2 Румянцева П.В. «Синдром эмоционального сгорания» /http://www.fortunecity.coш/шillenniuш/

3 Лотова И.П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб. — М., 2009.

4 Робертс Г. Профилактика выгорания // Вопросы общей психиатрии. № 1. 1998.

5 Балашов М.М. Лукьянова М.И. «Специфика подготовки психологов к профессиональной деятельности в различных социально-производственных средах». — Психологическая наука и образование. 1998. № 5.

6 Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Никифоров Г.С., Дмитриева М.А., Корнеева Л.Н. и др.; Под ред. Никифорова Г.С. — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2001.

Frolikova o.A., e-mail: vestnik.gmu@yandex.ru

Associate professor of the department of social work and pedagogy of professional activity of the Orel branch of RANE and CS under the President of the Russian Federation, Candidate of Psychological Sciences, associate professor (Russia)

the main directions of psychological support for social workers with the syndrome of «emotional burnout»

In the article the reasons and peculiar features of social workers’ syndrome of “emotional burnout” are viewed. Special attention is paid to the issues of psychological support for social workers with the “syndrome of emotional burnout”.

Key words: social worker, the syndrome of “emotional burnout”, psychological support.

Добавить комментарий